В статье исследуется становление института административной ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ. Проводится анализ действующего законодательства в сравнении с законодательством советского периода. Современный институт административной ответственности в сфере ЖКХ является значительным прогрессом по сравнению с советским КоАП РСФСР. Он позволяет более эффективно бороться с нарушениями в сфере ЖКХ и защищать права потребителей коммунальных услуг. Однако, несмотря на это, еще многое нужно сделать для того, чтобы обеспечить качественное и доступное жилье и коммунальные услуги для всех граждан России. Один из главных вызовов, с которыми сталкиваются жители России, это недостаточное качество жилья и коммунальных услуг. Многие люди живут в квартирах с несовременными коммуникациями, которые часто ломаются и требуют постоянного ремонта. Кроме того, многие люди вынуждены платить высокие цены за коммунальные услуги, которые не всегда соответствуют качеству. Для решения этих проблем необходимо провести реформы в сфере ЖКХ.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, имущество, административное правонарушение, ответственность, жилищно-коммунальные услуги, советский период.
Институт государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства известен еще с советского периода отечественной истории. В советской административно-правовой литературе отмечалось, что «управление жилищно-коммунальным хозяйством обеспечивает осуществление функций, связанных с правильной эксплуатацией, ремонтом и сохранностью жилищного фонда, объектов коммунального назначения и благоустройства, организацией жилищно-коммунального обслуживания населения. Такое управление виделось в осуществлении планирования и развития отрасли, образовании системы органов и объектов жилищно-коммунального хозяйства, непосредственном руководстве их деятельностью, обеспечении эксплуатации жилищно-коммунальных предприятий, установлении правил эксплуатации организаций и объектов и осуществлении контроля и надзора за их соблюдением» [10].
Институт государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства продолжал свою работу и после распада Советского Союза. Однако, с изменением политической системы и экономическими реформами, управление жилищно-коммунальным хозяйством стало сталкиваться с новыми вызовами. Одним из главных вызовов стала нехватка финансирования. В условиях рыночной экономики, жилищно-коммунальное хозяйство должно было стать самофинансируемым, но это требовало больших инвестиций и модернизации. В результате, многие жилищно-коммунальные предприятия стали работать в убыток, что привело к снижению качества жилищно-коммунальных услуг.
Другой проблемой стало устаревшее оборудование и технологии. В советское время, жилищно-коммунальное хозяйство было организовано по принципу централизованного управления, что привело к монополизации рынка и отсутствию конкуренции. В результате, многие предприятия не обновляли свое оборудование и не внедряли новые технологии, что сказалось на качестве услуг. Для решения этих проблем, институт государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства начал проводить реформы.
Одной из главных реформ стало создание рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Это позволило предприятиям получать прибыль и инвестировать ее в модернизацию и обновление оборудования. Также, институт начал активно внедрять новые технологии и методы управления. В частности, были созданы системы мониторинга и управления ресурсами, что позволило снизить расходы на коммунальные услуги и повысить их качество. Однако, реформы не прошли гладко. Многие жители городов и сел не могли позволить себе оплату коммунальных услуг по рыночным ценам, что привело к социальной напряженности. Также, некоторые предприятия не смогли адаптироваться к новым условиям рынка и вынуждены были закрыться. Анализируя современный институт становления в отличие от КоАП РСФСР, в котором административные правонарушения в сфере ЖКХ были выделены в отдельную главу (глава 11 «Административные правонарушения в области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства») [2], в КоАП РФ составы административных правонарушений в исследуемой сфере рассредоточены по разным главам. Одним из главных отличий является более широкий перечень административных правонарушений в сфере ЖКХ, который включает в себя не только нарушения правил благоустройства и содержания жилого фонда, но и нарушения прав потребителей коммунальных услуг. Кроме того, в современном КоАП РФ установлены более жесткие меры ответственности за нарушения в сфере ЖКХ.
Например, за неоказание или ненадлежащее оказание коммунальных услуг предусмотрены штрафы в размере от 10 до 50 тысяч рублей, а за нарушение правил благоустройства и содержания жилого фонда — от 1 до 5 тысяч рублей. Кроме того, в современном законодательстве установлены дополнительные требования к предприятиям, осуществляющим деятельность в сфере ЖКХ. Например, они должны иметь лицензию на оказание коммунальных услуг, а также соответствовать определенным стандартам качества. Важным отличием современного института административной ответственности в сфере ЖКХ является также возможность применения административных мер воздействия, помимо штрафов. Так, предприятие может быть оштрафовано, а также лишено лицензии на оказание коммунальных услуг.
В целом, можно сказать, что современный институт административной ответственности в сфере ЖКХ более развит и эффективен, чем советский КоАП РСФСР. Он позволяет более эффективно бороться с нарушениями в сфере ЖКХ и защищать права потребителей коммунальных услуг. Однако, необходимо отметить, что еще многое нужно сделать для того, чтобы обеспечить качественное и доступное жилье и коммунальные услуги для всех граждан России.
Литература:
- Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1984. № 27, Ст. 909.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
- Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учебное пособие: в 2 томах. Том 1 / С. А. Авакьян. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2023. — 864 с. — ISBN 978–5–00156–165–1. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1895084 (дата обращения: 13.06.2023).
- Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учебное пособие: в 2 томах. Том 2 / С. А. Авакьян. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2023. — 936 с. — ISBN 978–5–00156–175–0. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1895083 (дата обращения: 13.06.2023).
- Административное право Российской Федерации: учебник / под ред. А. И. Стахова, В. А. Зюзина. — Москва: РГУП, 2022. — 420 с. — ISBN 978–5–00209–012–9. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/2069315 (дата обращения: 13.06.2023).
- Егорова, О. А. Жилищное право: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / О. А. Егорова, Ю. Ф. Беспалов, Д. В. Гордеюк. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. — 135 с. — ISBN 978–5–238–01652–8. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1028723 (дата обращения: 13.06.2023).
- Право и современные государства: Научно-практический журнал, 2015, № 4 / Право и современные государства: Научно-практический журнал, № 4, 2015. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/636268 (дата обращения: 13.06.2023)
- Россинский, Б. В. Административное право и административная ответственность: учебное пособие для среднего профессионального образования / Б. В. Россинский. — 2-е изд., перераб. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2023. — 352 с. — (Ab ovo). — ISBN 978–5–00156–306–8. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1912944 (дата обращения: 13.06.2023).
- Россинский, Б. В. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов, — 6-е изд., пересмотр. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. — 640 с. — (Высшее образование: Специалитет). — ISBN 978–5–16–108822–7. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1178721 (дата обращения: 13.06.2023).
- Советское административное право: учебник / под ред. П. Т. Василенкова. М., 1981. С. 327–328; Советское административное право: учебник / под ред. А. П. Коренева. М., 1986. С. 274