Автором рассмотрен вопрос шоплифтинга как негативного фактора развития современной розничной торговли. На сегодняшний день шоплифтинг превратился в модное сетевое течение, сообщества шоплифтеров в социальных сетях исчисляются десятками. Одним из ключевых факторов, способствующих росту шоплифтинга, является доступность товаров и возможность их легкого приобретения. В условиях общества потребления, где материальные ценности часто ставятся выше моральных и правовых норм, магазинные кражи могут восприниматься как приемлемый способ удовлетворения потребностей. Автором также рассмотрен вопрос о комплексной профилактике магазинных краж, предложены меры, направленные на предотвращение этих преступлений, а также на их выявление и наказание. Важно отметить, что профилактика магазинных краж должна быть комплексной и включать не только технические меры, но и социально-экономические и психологические аспекты. Только так можно добиться значительного снижения уровня этого явления и создать более безопасную и справедливую торговую среду.
Ключевые слова: магазинная кража, шоплифтер, криминологический анализ, предупреждение преступности.
The author considers the issue of shoplifting as a negative factor in the development of modern retail trade. To date, shoplifting has become a fashionable online trend, the community of shoplifters on social networks numbers in the dozens. One of the key factors contributing to the growth of shoplifting is the availability of goods and the ability to easily purchase them. In a consumer society where material values are often placed above moral and legal norms, shoplifting can be perceived as an acceptable way to meet needs. The author also considered the issue of comprehensive prevention of shoplifting, proposed measures aimed at preventing these crimes, as well as their detection and punishment. It is important to note that the prevention of shoplifting should be comprehensive and include not only technical measures, but also socio-economic and psychological aspects. This is the only way to achieve a significant reduction in the level of this phenomenon and create a safer and fairer trading environment.
Keywords: shoplifting, shoplifter, criminological analysis, crime prevention.
В течение последних двух десятилетий развития современной российской торговли, Российская Федерация занимает лидирующие позиции на международном рейтинге в области краж из магазинов различного предназначения. После России в этом списке значатся США, КНР, Япония, Испания, Великобритания и другие страны. Сниженный уровень магазинных краж в этих странах обуславливается более ранним развитием современных форматов торговли.
Само по себе понятие «магазинная кража» довольно абстрактное и не закреплено ни в одном законодательном акте, особенно в Уголовном кодексе Российской Федерации. Однако, официальная статистика показывает необходимость введения и закрепления понятия «шоплифтинг». Данный термин был заимствован из английского сленга и в прямом переводе значит «кража из магазина» [1].
Таким образом, шоплифтинг — это действия противоправного характера на систематической основе, которые связаны с кражей товаров и материальных ценностей из сетевых розничных магазинов современного класса. Хищение товаров с полок розничных магазинов считается специфической формой кражи, которая требует отдельного анализа ситуации с последующими предложениями по решению сокращения повторения таких ситуаций.
В нашей стране сбор данных и их анализ в области такого правонарушения как кражи осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. Статистика за 2022 год показала, что преступлений, связанными с хищением, в разы больше, чем других видов. При этом из этого числа преступлений большую часть из них совершают кражи. Однако, так как в нашей стране нет такого сегмента как «кражи в магазинах», вычленить точное количество противоправных действий в этом ключе не предоставляется возможным [6].
Объяснение частых краж из розничных торговых магазинов достаточно простое и выражается в высоком уровне латентности:
— украденные товары рассматриваются как списанные (администрация магазина списывает украденные товары, но до тех пор, пока допустимые потери не превысят 4 %),
— —атраты сил, времени и энергии на выявление и задержание предполагаемого вора значительно превышает энерго- и ресурсозатраты на рядовые обязанности сотрудника магазина,
— «покупатель», пойманный на месте, добровольно оплачивает товар, ссылаясь на свою забывчивость, в ином случае просто возвращает украденный товар магазину [3].
Таким образом, можно смело говорить о том, что дирекция торговых розничных магазинов не всегда принимает жесткие меры по пресечению кражи товаров, в основном это связано с высокой скрытностью преступления. Для сравнения был проведен анализ зарегистрированных и незарегистрированных случаев краж. По результатам было выявлено преобладание количества незарегистрированных преступлений. Данные показатели позволяют в полной мере обратить внимание на то, что официальные источники умалчивают об экономических потерях торговых точек. Такая ситуация на современном рынке торговых отношений показывает необходимость ужесточения мер контроля и управления над затратами в данной коммерческой сфере.
Сейчас существует огромное разнообразие магазинов сетевой розничной торговли, которые в полной мере обеспечивают потребителя с любыми запросами и «размером кошелька» всем необходимым. Поэтому сетевая розница признается самым востребованным видом торговли на отечественном и мировом рынках. Уровень ответственности перед потребителем значительно выше, чем в других видах торговых площадках.
Контроль за ситуацией со стороны государства должен основываться на внедрении новых форм регулирования данной деятельности. К таковым можно отнести: налоговое стимулирование; поддержка розничной торговли в тех регионах страны, в которых ее нет или слабо развита; субсидии от государства на реализацию социальных проектов, которые идут на базе ритейлов. Современная практика давно показала популярность организации социальных проектов среди торгово-розничных предприятий. Сетевые магазины розничной торговли разрабатывают собственную концепцию социальной программы. В этом ключе также подразумевается и наличие социальной ответственности перед покупателями.
Под социальной ответственностью перед покупателями предполагается наличие следующих гарантий:
— качественный товар и его широкий ассортимент,
— низкие цены,
— высокий уровень грамотности персонала.
Низкие цены в торгово-розничных магазинах могут обеспечиваться двумя способами: прямые скидки и карты лояльности. Для малообеспеченной категории граждан предоставляются различные льготы, скидки и социальные предложения, которые регулируются посредствам социальных проектов. Создание таких условий позволяет обеспечить необходимыми товарами любую категорию граждан, независимо от их положения, статуса и дохода. Что в свою очередь снижает количеств преступлений на почве краж.
Как уже было сказано ранее, современные магазины перешли на новый формат продаж, который предполагает выкладку товара на открытые полки, с которых любой покупатель может выбрать необходимый товар. Такой формат торговли принято называть самообслуживанием. Распространенность публичной оферты влечет за собой рост краж с магазинных прилавков, так с обычными покупателями в магазин могут беспрепятственно пройти и потенциальные воришки.
К сожалению, уровень признания и уважения к частной собственности в нашей стране очень низкий. Те, кто промышляют воровством в магазинах, убеждены, что их действия не имеют противозаконных подтекстов, а крадут они у неопределенного безликого лица. Отсутствие государственного регулирования в этой области правонарушений только усугубляет ситуации и провоцирует рост преступности.
Также стоит обратить внимание и на работу сотрудников органов внутренних дел, которые, в большинстве случаев, не горят желанием заниматься подобного рода преступлениями, ссылаясь на малую стоимость товаров и частоту краж.
Одной из немаловажных причин краж является низкий уровень социальной политики государства. Малообеспеченные категории граждан, такие как школьники, пенсионеры, одинокие родители и т. п., идут на кражу, в большинстве случаев, из-за нужды [5].
Статистика показывает, что в большинстве случаев кражи совершают молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет с низким уровнем дохода или вовсе безработные.
Стоит отметить, что криминологическая характеристика лиц, которые совершают кражи из торгово-розничных предприятий, должна также включать в себя не только «классических» шоплифтеров, но и другие типы преступников.
К ним относятся:
- «Внутренние воры» — штатные или временные сотрудники розничных сетей.
- «Адреналиновые наркоманы» — лица, стремящиеся испытать острые ощущения.
- «Семейные воры» — лица, совершающие кражи для обеспечения своих семей.
- «Алкогольно-наркотизированный тип» — лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения во время совершения кражи.
Эти типы преступников имеют разные мотивы для совершения краж, такие как желание получить дозу адреналина, почувствовать себя безнаказанным, получить желанные предметы или деньги [4].
Зачастую, люди, совершающие магазинные кражи, делают это не один раз, из-за чего можно сделать вывод, что у них формируется устойчивое поведение шоплифтинга. Безнаказанность — это лучший мотиватор для совершения преступления. Легкий и доступный способ получения желаемого для личных целей или перепродажи делает этот вид преступления привлекательным для преступников.
Комплексная профилактика магазинных краж включает в себя меры, направленные на предотвращение как профессиональных, так и любительских краж. Эта работа направлена на предотвращение, а не на реагирование на уже совершённые кражи. Выделим несколько уровней такой профилактики:
- Физический уровень профилактики. Данные профилактические мероприятия подразумевают координирование совместных действий службы безопасности торговой сети и охранной компании. Последняя обязуется организовывать охранные посты на всей территории магазина, включая прикассовую зону, особое внимание стоит уделять кассам самообслуживания. Необходимо иметь утвержденный профилактический регламент, а котором прописываются права и обязанности сотрудника охраны, а также стратегия профилактики.
- Технический уровень профилактики. Наличие специального оборудования для выявления украденного товара должно являться неотъемлемой частью во всех торгово-розничных магазинах. Нельзя также исключать и специфическую подготовку частных охранников для снижения частоты краж [1].
Профилактика шоплифтинга заключается в обеспечении необходимыми мерами администрацией магазина, которые заключаются в наблюдении за потенциальными ворами. Наблюдение необходимо вести постоянно, начиная с момента входа такого человека в магазин, заканчивая его выходом через кассы. Наблюдение за поведением кассиров, групп людей, толпящихся возле касс, также необходимо для предотвращения краж.
Меры предупреждения магазинных краж должны стать неотъемлемой частью политики администрации магазина. Они должны определять социальную ответственность сетевых торгово-розничных предприятий, так как именно эти компании имеют огромное влияние на формирования спроса и предложения в нашей стране. Мощный потенциал противостояния магазинным кражам должен иметь направленность не на правовое поведение, а на социально-экономическое воздействие магазинные кражи.
Социальный контроль — это система, которая направлена на стимулирование лояльности покупателей к сетевому ритейлу.
Сетевая розничная торговля — это прямое поставщик необходимых продовольственных и непродовольственных товаров для общества. Таким образом, на сетевую розницу ложиться огромная ответственность по обеспечению населения саамы необходимым.
Как уже было сказано ранее, государственная поддержка — это самый мощный инструмент для поддержания социальной ответственности рознично-сетевых магазинов. Такие меры как, специальный режим налогообложения, продвижение в неохваченные регионы, участие в социальных проектах оказывают положительное действие на поддержание социальной ответственности.
Ключевыми обязанностями сетевых розничных компаний являются:
— реализация товаров первой необходимости,
— сдерживание роста цен,
— минимальные наценки на социально значимые товары.
Одним из не менее важных условий является проведение акционных мероприятий на товары, тематические и сезонные распродажи, антикризисные акции, формирование спецпредложений для всех категорий граждан, снижение цен на товары с истекающим сроком реализации, товаром с браком, нереализованный товар [5].
Таким образом, к криминальному анализу магазинных краж необходимо подходить с глубоким пониманием причин и условий, которые их провоцируют. Важным условием данного исследования являлся социокультурный аспект, которые формируется исходя из потребительских привычек и отношения общества к частной собственности. Одним из важных аспектов при исследовании данной темы являлись механизмы латентности преступности. Смазанные представления о масштабах совершаемого преступления должны подталкивать на создание необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей данной направление противоправной деятельности. Постоянный мониторинг статистических данных поможет в разработке мер по профилактике магазинных краж.
Литература:
- Лебедь, А. Л. Магазинные кражи в розничной сетевой торговле: криминологический анализ: специальность 12.00.08 «уголовное право»: Автореферат на соискание кандидата юридических наук / Лебедь, А. Л.; Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. — Калининград, 2021. — 29 c.
- Лебедь, А. Л. Ретроспективная характеристика шоплифтинга / А. Л. Лебедь // Уголовная политика и правоприменительная практика. Сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции: 3 ноября 2016 г. / Под общ. ред. Е. Н. Рахмановой, доктора юридических наук, доцента // Северо -Западный филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Санкт-Петербург).. — Санкт-Петербург:ИД «Петрополис», 2019. — С. 160–166.
- Лукин, В. В. Некоторые аспекты уголовно-правовой характеристики краж, совершенных в торговых сетях / В. В. Лукин // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 335–338.
- Тё, Т. Э. Актуальные проблемы уголовной ответственности за хищения / Тё Т.Э. // Научный лидер. — 2023. — № 31 (129). — С. 25–29.
- Шарипов, Р. Д. Малозначительность хищений чужого имущества / Р. Д. Шарапов // Уголовное право. — 2020. — № 6. — С. 83–96.
- Состояние преступности (Архивные данные) [Электронный ресурс] // Министерство Внутренних Дел Российской Федерации : [сайт]. — URL: https://мвд.рф/folder/101762 (дата обращения: 27.10.2024).