В статье автор уделяет внимание рассмотрению особенностей алгоритмизации работы органов предварительного расследования по делам о преступлениях в сфере жилищно-коммунального комплекса в Орловской области.
Ключевые слова: жилищно-коммунальный комплекс, следователь, расследование, уголовное дело.
Жилищно-коммунальный комплекс является одной из важнейших отраслей экономики, которая характеризует не только экономическое положение государства, но и его социальное благополучие. Важным является то, что в вопросах в сфере жилищно-коммунального комплекса одновременно сосредоточены интересы населения, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Преступность в сфере жилищно-коммунального комплекса является симбиозом как минимум трех видов преступности: корыстной, экономической и коррупционной, а выявление преступлений в данной сфере является одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов.
Министром внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцевым 26 февраля 2021 года в рамках расширенного заседания коллегии МВД России отмечено, что снижение социальной напряженности, повышение уровня доверия граждан к органам власти способствовали меры по декриминализации сферы ЖКК. Установлены многочисленные факты необоснованного завышения тарифов на предоставляемые услуги, хищение и присвоение государственных денежных средств должностными лицами, ответственными за их освоение. Выявлено более 1700 таких преступлений [1].
По данным за 2020 год в городе Орле обслуживают и управляют жилым фондом 61 управляющая компания, 15 ТСЖ, в общей сумме, в городе насчитывается около 76 организаций, занимающихся обеспечением благоустройства города. Жилой фонд города составляет 1805 домов [2].
Преступления в сфере жилищно-коммунального комплекса относятся к числу преступлений экономической направленности, которых в Орловской области за период с января по март 2021 года отмечается достаточно много, за данный период было выявлено около 38 лиц, совершивших преступления экономической направленности [3]. Однако, на сегодняшний день, борьба с преступностью в сфере коммунального комплекса продолжает активно совершенствоваться. В сентябре 2020 года состоялось расширенное заседание коллегии следственного управления СК России по Орловской области. На заседании рассматривался вопрос, касающийся взаимодействия контролирующих, надзорных и правоохранительных органов в сфере жилищно-коммунального хозяйства в целях предупреждения нарушений прав граждан.
На заседании коллегии особое внимание было уделено анализу практики расследования уголовных дел по фактам оказания услуг в сфере ЖКХ, не отвечающим требованиям безопасности и повлекшим тяжкие последствия, при обслуживании многоквартирных жилых домов. Характерными преступлениями в сфере ЖКК для Орловской области являются несоблюдение управляющими организациями норм по обеспечению эксплуатации домов в зимний период времени, несоответствие фактически выполненных работ работам, указанным в отчетной документации [4].
Хотелось бы акцентировать внимание на основных проблемных аспектах расследования преступлений в сфере ЖКК. Анализ практики расследования данного вида преступлений показал, что существуют некоторые проблемы, решение которых будет способствовать раскрываемости уголовных дел. Существенными проблемами организационного характера являются длительный срок проведения необходимых строительно-технических, бухгалтерских и других видов экспертиз по делу, недостаточное количество экспертов, что создает очереди на проведение экспертных исследований. Кроме того, существует множество сложностей в процессе доказывания, а именно: трудности установления места совершения преступления; необходимость проведения значительного количества следственных действий на территории нескольких субъектов Российской Федерации; сложности в доказывании субъективной стороны состава преступления (корыстного мотива и преступного умысла); трудности доказывания эпизодов преступной деятельности, соучастия; противодействие участников уголовного судопроизводства, выражающееся в сокрытии или уничтожении документов, имеющих значение для уголовного дела и др. [5].
Важно также отметить, что специфика преступлений в сфере ЖКК требует от следователя глубоких познаний не только в нормах уголовного законодательства, но и в жилищной, налоговой, банковской сфере.
По нашему мнению, выходом из сложившихся проблемных ситуаций будет решение вопроса об увеличении штата сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, внесением в норма УПК РФ сроков проведения экспертиз. Еще одним выходом из сложившейся сложной для правоприменителей ситуации, на наш взгляд, является внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российский Федерации, в части внесения изменений в ч. 3 ст. 20 УПК РФ и исключения из дел частно-публичного обвинения, дел о хищениях денежных средств или иного имущества, совершенных в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
На наш взгляд, очевидно, что затягивание обращения потерпевшей стороны в правоохранительные органы (в данном случае многочисленных нанимателей или собственников жилых помещений, обслуживаемых недобросовестными управляющими организациями) может в некоторых случаях привести к утрате доказательственной базы и невозможности ее восстановления в процессе расследования дел данной категории.
Поэтому практическая реализация указанного предложения будет способствовать своевременному возбуждению уголовных дел о хищениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе и по сообщениям руководителей, отвечающих за жилищно-коммунальное хозяйство области, города, села; руководителей предприятий или организаций сферы жилищно-коммунальное хозяйства после проведения инвентаризаций на объектах; сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в сфере жилищно-коммунальное хозяйства, полученным из иных источников (например, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий или полученным по результатам мониторинга средств массовой информации), а также в по результатам прокурорских проверок.
Одной из мер по оптимизации методики расследования преступлений в сфере ЖКК является профилактическая деятельность следователя. В процессе реализации положений ч. 2 ст. 158 УПК РФ в ходе досудебного производства следователь вправе внеси представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, что позволит предупредить повторное совершение аналогичных преступлений. Так, например, по итогам расследования уже рассматриваемого ранее преступления генеральным директором МУП ЖРЭП г. Орла следователем было вынесено представление на имя действующего генерального директора МУП ЖРЭОП, где следователь указал, что совершении преступления стало возможным в результате того что сотрудники организации должным образом не исполняют, а в некоторых случаях грубо нарушают свои должностные инструкции. Так в должностных инструкциях инженера ПТО прописано, что он лично и через подчиненных осуществляет контроль за качеством выполненных работ по капитальному и текущему ремонту, при этом составляется смета и расчет стоимости материалов, только после того как ремонтные работы закончатся главный инженер или инженер ПТО лично удостоверятся в соответствии качестве и объема выполненных работ согласно заключенному и прописанному в договоре, только потом подписывается акт о приемке выполненных работ. Однако, в нарушении своих должностных обязанностей инженером ПТО МУП ЖРЭП контроль за качеством выполненных работ на объектах не проводились, и инженер, чем грубо нарушил свои должностные инструкции.
Таким образом, следователем было предложено руководству МУП ЖРЭП рассмотреть данное с целью выявления и недопущения подобных фактов грубого нарушения должностных обязанностей, по результатам которого привлечь лиц допустившим указанные нарушения к дисциплинарной и материальной ответственности, а также усилить контроль со стороны руководства за работой подчиненных сотрудников с целью недопущения совершения подобных фактов нарушения.
Таким образом, можно сделать вывод, что преступления в сфере жилищно-коммунального комплекса являются одним из серьезных и распространенных на сегодняшний день преступных проявлений в Орловской области и многих других регионах нашей страны. Методика расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства требует доработок, так как существует множество сложностей в процессе расследования такой специфической категории уголовных дел.
Литература:
- Материалы заседания расширенной коллегии МВД России / Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/310/ events/62860) (дата обращения 17.05.2021)
- Минстрой России [Электронный ресурс]. URL: http://minstroyrf.gov.ru (дата обращения: 16.06.2021)
- Портал правовой статистики [Электронный ресурс]. URL: https http://crimestat.ru/regions_chart_total (дата обращения: 14.05.2021)
- Сайт Следственного Управления Следственного комитета Российской Федерации по Орловской области URL: https://orel.sledcom.ru/news/item/1398598/ (дата обращения 12.05.2021).
- Чаплыгина В. Н. Особенности применения полиграфа при расследовании коррупционных преступлений // В сборнике: Криминалистика и судебная экспертиза: прошлое, настоящее и взгляд в будущее. Материалы Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский университет МВД России. 2017. С. 316–319.