Конституция РФ провозглашает человека и его права высшей ценностью и обязывает государство соблюдать права граждан и политика нашей страны направлена на создание условий достойной жизни человека.
В Российской Федерации гарантируются такие общечеловеческие ценности, как право на: образование, медицинскую помощь, социальную помощь, пользование учреждениями культуры. Закрепления указанных прав в Конституции страны делает эти права основными, имеющими высшую юридическую защиту.
Государственные (муниципальные) услуги (далее по тексту — госуслуги) предоставляются гражданам двумя способами:
− органами власти путем осуществления юридически значимого действия;
− учреждениями, оказывающими услуги в социальной сфере: обучение, социальную и медицинскую помощь, доступ к культурным продуктам и ценностям.
В данной статье рассмотрим право граждан на услуги, предоставляемые учреждениями.
Исходя из основополагающих гарантий Конституции РФ предоставление госуслуг должно осуществляться не избранным категориям, а всему населению страны на равных условиях. В федеративном государстве, каковым является Россия, предоставление госуслуг регулируется правовыми нормами, утверждаемыми на федеральном, региональном и местном уровнях власти. Что обязывает государство к формированию четкой правовой системы, регулирующей порядок оказания госуслуг, и является правовой основой реализации прав граждан России.
Инициатором госуслуг является не государство, а гражданин — носитель публичных интересов, которые по мнению В. И. Крусса позволительно определить, как конституционные [1, c.160]. Соответственно запрос граждан на оказание госуслуги является их волеизъявлением в рамках гарантированных конституционных прав и свобод.
В бюджетном секторе действует около 170 тыс. учреждений, большинство из которых предоставляют гражданам госуслуги. В целях «четкой увязки состава и объема услуг с государственными гарантиями в социальной сфере, в том числе обязательствами государства» [2] в последнее десятилетние реализованы ряд мероприятий по совершенствованию деятельности учреждений.
В том числе издан Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», предусматривающий разделение учреждений на типы, изменение принципа их финансирования в соответствии с объемами предоставляемых госуслуг.
По мнению законодателя, намеченные мероприятия призваны обеспечить конституционные гарантии жителей страны на получение госуслуг соответствующего качества и объема в любом месте жительства.
В настоящее время процесс совершенствования системы государственных услуг вышел на следующий этап, требующий не столько регламентации организационных вопросов, сколько улучшения качественных характеристик получения госуслуг. В качестве социального государство может функционировать при четком установлении минимальных стандартов на предоставляемые гражданам госуслуги. До настоящего момента данный шаг не сделан: проект Федерального закона «О государственных минимальных социальных стандартах», разработанный в 90-х годах прошлого века, принят не был, а новые попытки законодательной стандартизации госуслуг в стране предприняты не были.
Отрицательным эффектом реализации стандартов предоставляемых государственных услуг является отсутствие у субъектов РФ и муниципальных образований с наименьшей бюджетной обеспеченностью дополнительных источников финансирования услуг, что повлечет в целях сохранения сбалансированности консолидированных бюджетов ограничение перечня предоставляемых услуг.
Другим актуальным аспектом предоставления госуслуг гражданам является мощная волна оптимизации учреждений, прокатившаяся по стране, и приведшая к снижению доступности госуслуг, особенно для сельских жителей. Так Счетная палата РФ, проверив оптимизацию в социальной сфере пришла к выводу, что «несмотря на то, что «оптимизация» предполагает действия, при которых достигается наилучшее состояние системы в целом, комплекс проведенных мероприятий в основном ограничен только мерами по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению численности работников, что в итоге привело к снижению доступности услуг и ухудшению … качества жизни населения». [3].
Немаловажным вопросом обеспечения прав граждан является создание четкой системы ценообразования на госуслуги, оказываемые за плату. Например, услуги театров, музеев, концертных организации для граждан в силу закона являются платными. В сфере здравоохранения граждане в отсутствии своевременного доступа к качественным госуслугам вынуждены обращаться за получением платных медицинских услуг, что не соотносится с гарантиями государства на соблюдение прав на охрану здоровья. Представляется, что на федеральном уровне необходимо совершенствование норм регулирования объемов предоставляемых услуг на бесплатной основе, ценообразования платных услуг, оказываемых учреждениями.
В России отсутствует цельный нормативный правовой акт, регулирующий механизм реализации права каждого на получение госуслуг. Наблюдаемая декларативность, многоступенчатость принятия норм на федеральном, региональных и муниципальных уровнях, создает условия для ущемления прав граждан, приводит к «размытости» ответственности.
Представляется, что законодательная работа по улучшению порядка и качества оказываемых госуслуг, усилению конституционной гарантированности прав граждан в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры должна иметь первостепенное значение для государства.
Литература:
- Крусс В. И. Теория конституционного правопользования. М.: Норма, 2007. 757 с.
- Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утв Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р // URL:
- Счетная палата проверила оптимизацию в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания // URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/21297 (дата обращения: 27.11.2018)
- Гусева Т. С. Конституционное право на социальное обеспечение и роль государства в его реализации // Конституционное и муниципальное право. — 2007. — № 18. URL: http://center-bereg.ru/c639.html (дата обращения: 27.11.2018)
- Дитятковский М. Ю. О реализации конституционного права граждан на социальное обслуживание в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия «Право». — 2014. — № 4 (41) С. 116–120 URL: https://cyberleninka.ru/article/v/o-realizatsii-konstitutsionnogo-prava-grazhdan-na-sotsialnoe-obsluzhivanie-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 27.11.2018)
- Кандрина Н. А. Предоставление государственных услуг населению как конституционно-правовое отношение // Аналитический портал «Отрасли права». URL: http://отрасли-права.рф/article/23689 (дата обращения: 27.11.2018)
- Лухтенкова Я. С. Конституционное право граждан на медицинскую помощь: проблемы реализации // Молодой ученый. — 2018. — № 2. — С. 186–188. URL: https://moluch.ru/archive/188/47838/ (дата обращения: 27.11.2018)
- Плесовских И. Н., Кузнецова Е. В. Оценка качества предоставления государственных услуг как инструмент обеспечения прав и свобод человека и гражданина. — 2018. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/60230/1/978–5–7996–2406–4_01_03.pdf (дата обращения: 27.11.2018)
- Симонова Ю. В., Сумина Е. В. Конституционное право граждан на образование // VII Международная студенческая конференция. — 2015. URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015011730 (дата обращения: 27.11.2018)
- Шулакова А. А. Значение государственных услуг в реализации основных прав человека // Государственное и муниципальное управление. 2014. С. 38–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/znachenie-gosudarstvennyh-uslug-v-realizatsii-osnovnyh-prav-cheloveka (дата обращения: 27.11.2018).