Проблемы организации деятельности мировых судей в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 13.01.2019

Статья просмотрена: 4390 раз

Библиографическое описание:

Крамская, М. С. Проблемы организации деятельности мировых судей в Российской Федерации / М. С. Крамская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 133-134. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55603/ (дата обращения: 16.11.2024).



Основным гарантом обеспечения судебной защиты для граждан является своевременный и эффективный доступ к правосудию.

Основная нагрузка задач по реализации данного права ложиться на судебный орган, в частности на мировых судей, осуществляющих правосудие в Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также законов субъекта Российской Федерации.

Мировые судьи, ни для кого не секрет, наиболее приближены к народу, поскольку данный институт охватывает бытовые, социальные проблемы граждан, как в спорных правоотношениях, так и в бесспорных.

Однако, если детализировать механизм деятельности мировых судей, можно наткнуться на ряд проблем, которые наблюдается как в законотворческой, так и в практической составляющей данного института.

На сегодняшний день многие теоретики и авторы научных работ пытаются разрешить данные проблемы, изменить в пользу понимание статуса мирового судьи, внести поправки в те или иные законодательные акты, тем самым, решить ряд важных задач, стоящих перед мировой юстицией.

Ст. 4 Федерального закона "О мировых судьях Российской Федерации" [1] гласит, что председатель районного суда уполномочен производить распределение нагрузки мировых судей, которое осуществляется путем передачи части гражданских, административных, уголовных дел другому мировому судье, который является наименее загруженным в определенный период осуществления деятельности. Как отмечает Гарифуллина А.Р., «данное правило имеет рациональные основания, хотя формально в него вполне укладывается такое противоречащее стандартам правосудия явление, как фаворитизм». Однако, как показывает практика, такое нововведение малоэффективно и особо не решит проблему нагрузки на мировых судей, поскольку имеет разовый характер [4].

Судебные участки создаются по принципу плотности населения в том или ином судебном районе, однако это не означает, что нагрузка для мировых судей будет одинаковой. Отсюда вытекает еще одна проблема- неравномерность нагрузки между судебными участками, которая может разрешиться только вышеназванным путем.

Также одной из самой зримой проблемы, на мой взгляд, является неурегулированность правового статуса мировых судей в главном законе Российской Федерации- Конституции Российской Федерации.

В ст. 128 Конституции РФ закреплен порядок назначения судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и других федеральных судов, а также их полномочия и порядок деятельности, однако ни порядок назначения, ни порядок организации деятельности мировых судей, которые также входят в единую судебную систему РФ, в Конституции РФ не отражены.

В соответствии со ст. 124 Конституции РФ финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Тем самым, в основополагающем федеральном законе "О мировых судьях в Российской Федерации" указано, что имеется два источника финансирования деятельности мировых судей. Например, расходы на заработную плату, социальные выплаты, пособия аккумулируются из федерального бюджета. Стало быть, это является первым источником финансирования деятельности мировых судей. А вторым источником является местный бюджет, который служит для материально-технического обеспечения деятельности мировых судей и их аппаратов.

Также конституционное законодательство не отражает полномочия, компетенцию мирового судьи в отличие от судьи Конституционного (уставного) суда, который также является звеном конкретного субъекта РФ и регламентируется Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ и иными законами субъектов РФ.

Анализ конституционно-правовых положений говорит о том, что имеются недоработки в области закрепления норм финансирования деятельности мировых судей, а также их полномочий на различных уровнях законодательной базы [6].

Тем самым, предлагается возможным, так или иначе, отразить компетенцию мировых судей в главном источнике права, ведь этот шаг поможет официально закрепить статус и полномочия мирового судьи.

На практике мировые судьи входят в состав федеральных судов Российской Федерации, несмотря на то, что являются представителями субъекта РФ. Тем самым, отнесение мирового судьи к определенному субъекту РФ является номинальным и фактическим. Это все свидетельствует о том, что законодатель пытается преобразовать мировую юстицию в юстицию федерального типа.

Однако достичь реализации всех принципов осуществления правосудия в Российской Федерации возможно только реформистским путем. Реформирование будет осуществляться передачей мировой юстиции на федеральное обеспечение. Но можно ли тогда охарактеризовать институт мировых судей как выражение народной власти? Ведь изначально, с принятием Постановления ЦИК СССР от 29.09.1930 "Об организации сельских судов" сельские суды создавались для народа, для трудящего класса, для решения их социальных проблем и споров [3]. Сельские суды — народные суды.

Действующее российское законодательство не знает такого словосочетания, как «мировой суд». Во всех нормативно-правовых актах РФ указано понятие «мировой судья». Как считает Дорошков В.В., мировой судья употребляется в российском праве как некое учреждение, судебных орган, который входит в систему судов общей юрисдикции, а уже потом мировой судья рассматривается как полноценный субъект, осуществляющий правосудие в Российской Федерации [5].

В 2008 г. Президентом Российской Федерации было дано поручение, связанное с подготовкой заключения о возможности передачи на федеральный уровень вопросов деятельности мировых судей. Это, безусловно, позволило бы завершить формирование стройной вертикали судебной власти. Правительство Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации если и начинали рассматривать данный вопрос, то в конечном итоге переносили его на более поздний срок. Решение VII Всероссийского съезда судей по данному вопросу также оказалось нереализованным [2].

Мировая юстиция, на мой взгляд, на сегодняшний день не является до конца сформированным звеном в судебной системе РФ. Поэтому, необходимо сформировать все острые проблемы и не останавливаться на достигнутом в развитии организации деятельности мировых судей в РФ.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О мировых судьях в Российской Федерации»
  2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 2008. 6 ноября.
  3. Борисов Г., Хапилин А. От мировых судей — к мировым судам // Российская юстиция. 2002. N 3. 78 С.
  4. Гарифуллина А.Р. Мировая юстиция как социальная технология // Мировой судья. 2017. N 1. 210 С.
  5. Дорошков В.В. Состояние современного правосудия: Монография / В.В. Дорошков. М.: МГИМО, 2016. 252 С.
  6. Клеандров М.И. О двух векторах развития мировой юстиции в России // Мировой судья. 2015. N 6. 8 С.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, мировой судья, Конституция РФ, мировая юстиция, субъект РФ, судья, VII, мой взгляд, РФ, федеральный бюджет.


Задать вопрос