Ключевые слова: обучающийся, образовательный стандарт, учебный материал, процесс изучения, кластер.
Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.
У. Джеймс
В настоящее время все образовательные организации страны осуществляют свою деятельность согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Основу нового образовательного стандарта составляет системно-деятельностный подход, направленный на воспитание всесторонне развитой личности, для которой школьные знания и навыки — это необходимая подготовка к жизни.
Системно-деятельностный подход — это «метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности» [4]. Механизм развития личности — это формирование системы универсальных учебных действий: предметных, метапредметных и личностных.
Необходимые условия успешной реализации нового образовательного стандарта — это деятельность, системность, психологический комфорт и творчество. Одним из важнейших условий успешной и эффективной учебной деятельности является понимание учителем индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Не секрет, что у некоторых детей легче идет процесс усвоения дисциплин гуманитарного цикла, а у других не возникает сложностей при изучении точных дисциплин. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) имеют свои особенности: проблемы замедленного и ограниченного восприятия, недостатки развития моторики и речевого развития, недостаточная познавательная активность, неуверенность в себе, зависимость от окружающих и т. д. Такие обучающиеся требуют особенного отношения и внимания. Они испытывают серьёзные трудности в самостоятельном поиске знаний и их дальнейшем совершенствовании. Использование учителем новых методов и технологий системно-деятельностного подхода, поможет сгладить подобные различия и выступить учителю в роли агента социализации, выполняя направляющую роль.
Поэтому учитель на уроке должен реализовать не только образовательную и воспитательную задачи, но и коррекционно-развивающую, которая направлена на компенсацию имеющихся недостатков с помощью адекватных педагогических и психологических средств и приёмов.
Результативность учебного занятия в работе с такими детьми во многом определяется точностью постановки цели и задач. Новый учебный материал в процессе изучения необходимо делить на небольшие фрагменты и представлять в наглядной форме, в условиях практической деятельности многократно повторять усвоенное на разнообразном материале. Создавать для ученика ситуацию успеха, стимулирующую его познавательную активность и повышающую его самооценку. Самооценка — это важнейший регулятор активности личности, механизм саморегуляции [1].
В процессе изучения гуманитарных дисциплин — «История» и «Обществознание» — можно отметить высокую степень обобщенности содержания учебного материала. Перед учителем возникнет задача в подборе методов и средств доступного изложения новой информации и организации самостоятельной учебной деятельности обучающегося. В подобных условиях целесообразно использовать условно-графическую наглядность, прежде всего, схематическую и символическую, к которым относятся таблицы, схемы, кластеры, фишбоун, опорные конспекты и др. Применение наглядности позволяет преобразовывать объёмный материал в более доступный для восприятия и создает необходимые предпосылки для самостоятельной деятельности обучающихся. Использование таблиц и схем в образовательном процессе помогает выделять самые существенные признаки изучаемого объекта.
Подобные педагогические приёмы способствуют развитию у обучающихся с ОВЗ зрительного восприятия, внимания, памяти, словарного запаса и связной речи; формируют умения переводить информацию в условно-графическую форму и выполнять обратный процесс, то есть извлекать необходимые сведения из схем, таблиц, графиков и кластеров. Схемы могут быть структурные, поисковые, логические, последовательные. Таблицы — хронологические, синхронические, сравнительные, тематические и др [2].
К нетрадиционном и современным педагогическим технологиям относится метод Кластер, графический систематизатор, показывающий несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластеры могут быть классические, арт-кластер, предметные, групповые и другие. Преимущество данного метода в том, что его можно использовать на любом этапе урок, в коллективной, групповой и индивидуальной работе с обучающимися. Эта деятельность позволяет выявлять все знания, связанные с данным историческим понятием, развивает у обучающихся вариативность мышления и способность устанавливать всесторонние связи (понятия, явления, события). Фишбоун — метод структурирования информации. данный метод позволяющий увидеть логические и причинно-следственные связи между понятиями и запомнить информацию [3].
Подобные технологии предложены в учебных курсах по предметам «История» и «Обществознание» в модульной объективно-ориентированной динамической обучающей оболочке «MOODLE» Центра дистанционного образования детей-инвалидов на сайте http://bel-shkola.ru/:
– задание: составь кластер по теме «Права граждан» (7 класс). Описание: «В центре овала или прямоугольника указано ключевое понятие «Права человека», в фигурах второго уровня размещаются понятия, раскрывающие смысл ключевого понятия (составляющие) — гражданские, экономические, политические, социальные, культурные права. Задача состоит в том, чтобы обучающиеся подобрали из предложенных вариантов то, что по их мнению включают в себя сами эти составляющие, то есть необходимо детализировать понятия второго уровня (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство; участие граждан в выборах президента, деятельность политических партий; право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества и др.; право быть собственником, наследовать имущество, право на труд; права, на образование, на жилище, медицинское обслуживание и др.). Такие задания вызывают у обучающихся живой интерес и уверенность в успехе своей работы, даже если подобное задание будет выражено в форме ассоциативного ряда.
Рис. 1.
– задание: составь сравнительную таблицу по теме «Основные политические партии начала XX века в Российской империи» (9 класса) Описание: «Сравните социалистические, либеральные и монархические партии по ряду вопросов (политические лидеры, интересы каких социальных групп выражали, главные политические цели, основные требования, главные методы деятельности).
– Задание: составьте хронологическую таблицу по теме «Нашествие с Востока. Борьба русских земель с западными завоевателями», (6 класс). Описание: «С опорой на текст установите хронологическую последовательность произошедших событий по годам (1223 г,1237 г, 1239 г, 1240 г., 1242 г.)».
Таким образом, использование условно-графической наглядности и нетрадиционных педагогических технологий повышает мотивацию, способствует развитию познавательных способностей учеников. Системно-деятельностный подход позволяет современному учителю создавать на уроке творческую атмосферу сотрудничества и успеха, учитывая индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ.
Литература:
- Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. — М., Просвещение, 2017.
- Гора П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе.-М.,1971.
- Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011.
- Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения. — М.: 2007.
- Хуторской А. В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал " «Эйдос». — 2012. -№ 2. — http://www.eidos.ru/journal/2012/0329–10.htm.