Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих дисциплин в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов: опыт реализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 07.05.2018

Статья просмотрена: 440 раз

Библиографическое описание:

Сторожилова, А. А. Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих дисциплин в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов: опыт реализации / А. А. Сторожилова, Е. М. Бакушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/204/50044/ (дата обращения: 23.11.2024).



Ключевые слова: урок, критическое мышление, мотивация обучающегося, дистанционное образование, дистанционное обучение, изобразительное искусство, образовательный процесс, учебная деятельность, учебный материал, включение обучающегося, обучающийся, подход, учитель

Великая цель образования — это не знания, а действия.

Гербер Спенсер

Современные потребности образования требуют широкого применения дистанционного обучения с использованием интерактивных образовательных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми с ОВЗ. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения.

Главная цель образовательного процесса— целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности, является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя— обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний — результат его деятельности.

Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель — усвоение знаний учащимися. Приветствуется внедрение новшеств, или как сейчас модно говорить инноваций, и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.

Особенностями пассивной модели или экстрактивного режима является активность обучающей среды.

Активные или интерактивные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель предполагает наличие творческих (часто домашние) заданий и общение в системе ученик-учитель, как обязательных.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно использование этой модели обучения учителем на своих уроках говорит о его инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения — интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.

Одним из способов целостного развития личности является применение современных интерактивных технологий на уроке.

Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по-иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности учащихся на уроках обществоведческого цикла с учетом их индивидуальных потребностей. Все новаторство направлено на личностно-ориентированное обучение ребенка, поддерживает индивидуальность и создает условия для реализации творческих возможностей. Одним из наиболее востребованных условием становится деятельностный метод обучения в образовательном процессе.

Системно-деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образовательных стандартов, доступен для освоения в массовой практике всеми звеньями системы образования.

Учитель должен понимать, что включение обучающегося в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, чтобы организовать исследовательскую работу обучающегося, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Исходя из общей структуры учебной деятельности, образовательный процесс в условиях дистанционного образования необходимо строить таким образом, чтобы каждый обучающийся имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты.

Уроки изобразительного искусства в системе дистанционного образования в соответствии с ФГОС спроектированы на основе системно-деятельностного подхода. Так, на уроках осуществляются совместные действия обучающегося с учителем, осуществляется обратная связь между учителем и обучающимся. На уроках происходит процесс социализации, осуществляемый посредством включения обучающегося в систему целенаправленных деятельностей, который приводит к усвоению художественных ценностей. На таких уроках используется частично-поисковый метод. Он дает возможность реализовать системно-деятельностный подход:

– появление у обучающегося познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться);

– постановка конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

– выполнение обучающимся определённых действий для приобретения недостающих знаний

– включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Для успешного проведения дистанционного урока по обществоведческим предметам необходимо следовать следующим приемам и методам системно-деятельностного подхода:

  1. Учителю необходимо эффективно подобрать приемы, средства для создания условий включения каждого обучающегося в процесс целеполагания. Цель должна быть конкретна, измерима и соответствовать формируемым компетенциям. Должна преследоваться согласованность целей учителя и учащихся через постановку проблемных вопросов, выдвижении гипотез, ситуаций.
  2. Учитель должен обеспечить мотивацию обучающегося через совместное формулирование целей урока; показать социальную и практическую значимость изучаемого материала; актуализировать субъектного опыта обучающихся; создать на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика.
  3. Учебный материал должен соответствовать теме, цели и задачам урока, возрастуобучающихся, уровню подготовленности, не должно быть избыточности или недостаточности материала;
  4. Форму организации познавательной деятельности обучающихся либо групповой, парной или коллективной. Возможна организация работы каждого обучающегося по индивидуальному плану, дифференцируя их по уровню знаний и умений.
  5. Урок должен иметь продуктивные приемы обучения. Приветствуется применять нетрадиционные формы урока: урок-игра, урок-диспут, дебаты, урок-проект, урок в форме критического мышления. Технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Технологии критического мышления, которые чаще всего использовались во время дистанционных уроков:

– Инсерт (активное чтение с маркировкой)

– Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.

– Синквейн (пятистишие) — это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии.

– Фишбоун (рыбный скелет): голова — вопрос темы, верхние косточки — основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост — ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

  1. Рефлексия — обучающиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия. Домашнее задание носит дифференцированный характер, в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии деятельности учащихся на уроке

Опыт работы по предлагаемой системе позволяет сделать следующие выводы о результатах и значении дистанционного обучения детей с ОВЗ на уроках обществоведческого цикла, основанного на принципах системно-деятельностного подхода: способствует развитию научного стиля мышления обучающегося, формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения обществоведческих наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире, повышает качество знаний обучающегося и развивает интерес обучающегося к предметам социально-гуманитарного цикла, расширяет кругозор обучающегося, способствует развитию творческих возможностей, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса истории, обществознания и изобразительного искусства на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях.

Таким образом, системно-деятельностный подход на дистанционных уроках имеет важное практическое значение в учебном процессе. Индивидуальное обучение, основанное на применении дистанционных технологий, развивает мотивацию обучающегося: именно на уроках изобразительного искусства, обществознания и истории педагог имеет возможность повышать мотивацию обучающегося через раскрытие творческих способностей. Таким образом, учащиеся оказываются в зоне успешности, что повышает эффективность обучения, снижаются учебные риски, такие как переутомление, перегрузка, повышенная трудность учебного материала. Применяя дистанционные образовательные технологии, современный учитель может эффективно реализовывать новые задачи и перспективы образования, основанные на принципах системно-деятельного подхода.

Литература:

  1. Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. Ч. 1 / Под общ. ред. Л. В. Алексеевой. — Нижневартовск: Издательство Нижневартовского государственного университета, 2015. — 119 с.
  2. Белозубов А. В., Николаев Д. Н. — Система дистанционного обучения. Учебно-методическое пособие. — М., 2007.
  3. Ксензова Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. М.: Педагогическое общество России, 2015
  4. Парешнева, О. П. Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания / О. П. Парешнева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sibac.info/conf/pedagog/vii/36715 (дата обращения: 30.06.2017 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): урок, критическое мышление, мотивация обучающегося, образовательный процесс, включение обучающегося, дистанционное образование, дистанционное обучение, изобразительное искусство, учебная деятельность, учебный материал.


Похожие статьи

Реализация дидактических принципов системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания

К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Применение дистанционных технологий в современном образовательном процессе ДОУ: перспективы развития

Формирование мотивационной сферы обучающихся в образовательном процессе

Коммуникативно-интерактивный метод обучения

Проблема развития метапознавательных навыков младших школьников как разновидность общеучебных навыков в педагогической теории и практике

Развитие креативного мышления на уроках гуманитарного цикла: история, обществознание, литература, русский язык, иностранный язык

Рассматривается дивергентное мышление как умение обучающихся отступать от стандартных идей, правил и шаблонов при изучении предметов гуманитарного цикла. Научная новизна исследования обоснована разработкой и реализацией Модели развития креативного мы...

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Похожие статьи

Реализация дидактических принципов системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания

К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Применение дистанционных технологий в современном образовательном процессе ДОУ: перспективы развития

Формирование мотивационной сферы обучающихся в образовательном процессе

Коммуникативно-интерактивный метод обучения

Проблема развития метапознавательных навыков младших школьников как разновидность общеучебных навыков в педагогической теории и практике

Развитие креативного мышления на уроках гуманитарного цикла: история, обществознание, литература, русский язык, иностранный язык

Рассматривается дивергентное мышление как умение обучающихся отступать от стандартных идей, правил и шаблонов при изучении предметов гуманитарного цикла. Научная новизна исследования обоснована разработкой и реализацией Модели развития креативного мы...

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Задать вопрос