Ключевые слова: урок, критическое мышление, мотивация обучающегося, дистанционное образование, дистанционное обучение, изобразительное искусство, образовательный процесс, учебная деятельность, учебный материал, включение обучающегося, обучающийся, подход, учитель
Великая цель образования — это не знания, а действия.
Гербер Спенсер
Современные потребности образования требуют широкого применения дистанционного обучения с использованием интерактивных образовательных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми с ОВЗ. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения.
Главная цель образовательного процесса— целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности, является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя— обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний — результат его деятельности.
Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель — усвоение знаний учащимися. Приветствуется внедрение новшеств, или как сейчас модно говорить инноваций, и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.
Особенностями пассивной модели или экстрактивного режима является активность обучающей среды.
Активные или интерактивные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель предполагает наличие творческих (часто домашние) заданий и общение в системе ученик-учитель, как обязательных.
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно использование этой модели обучения учителем на своих уроках говорит о его инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения — интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.
Одним из способов целостного развития личности является применение современных интерактивных технологий на уроке.
Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по-иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности учащихся на уроках обществоведческого цикла с учетом их индивидуальных потребностей. Все новаторство направлено на личностно-ориентированное обучение ребенка, поддерживает индивидуальность и создает условия для реализации творческих возможностей. Одним из наиболее востребованных условием становится деятельностный метод обучения в образовательном процессе.
Системно-деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образовательных стандартов, доступен для освоения в массовой практике всеми звеньями системы образования.
Учитель должен понимать, что включение обучающегося в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, чтобы организовать исследовательскую работу обучающегося, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Исходя из общей структуры учебной деятельности, образовательный процесс в условиях дистанционного образования необходимо строить таким образом, чтобы каждый обучающийся имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты.
Уроки изобразительного искусства в системе дистанционного образования в соответствии с ФГОС спроектированы на основе системно-деятельностного подхода. Так, на уроках осуществляются совместные действия обучающегося с учителем, осуществляется обратная связь между учителем и обучающимся. На уроках происходит процесс социализации, осуществляемый посредством включения обучающегося в систему целенаправленных деятельностей, который приводит к усвоению художественных ценностей. На таких уроках используется частично-поисковый метод. Он дает возможность реализовать системно-деятельностный подход:
– появление у обучающегося познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться);
– постановка конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
– выполнение обучающимся определённых действий для приобретения недостающих знаний
– включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Для успешного проведения дистанционного урока по обществоведческим предметам необходимо следовать следующим приемам и методам системно-деятельностного подхода:
- Учителю необходимо эффективно подобрать приемы, средства для создания условий включения каждого обучающегося в процесс целеполагания. Цель должна быть конкретна, измерима и соответствовать формируемым компетенциям. Должна преследоваться согласованность целей учителя и учащихся через постановку проблемных вопросов, выдвижении гипотез, ситуаций.
- Учитель должен обеспечить мотивацию обучающегося через совместное формулирование целей урока; показать социальную и практическую значимость изучаемого материала; актуализировать субъектного опыта обучающихся; создать на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика.
- Учебный материал должен соответствовать теме, цели и задачам урока, возрастуобучающихся, уровню подготовленности, не должно быть избыточности или недостаточности материала;
- Форму организации познавательной деятельности обучающихся либо групповой, парной или коллективной. Возможна организация работы каждого обучающегося по индивидуальному плану, дифференцируя их по уровню знаний и умений.
- Урок должен иметь продуктивные приемы обучения. Приветствуется применять нетрадиционные формы урока: урок-игра, урок-диспут, дебаты, урок-проект, урок в форме критического мышления. Технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Технологии критического мышления, которые чаще всего использовались во время дистанционных уроков:
– Инсерт (активное чтение с маркировкой)
– Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.
– Синквейн (пятистишие) — это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии.
– Фишбоун (рыбный скелет): голова — вопрос темы, верхние косточки — основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост — ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
- Рефлексия — обучающиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия. Домашнее задание носит дифференцированный характер, в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии деятельности учащихся на уроке
Опыт работы по предлагаемой системе позволяет сделать следующие выводы о результатах и значении дистанционного обучения детей с ОВЗ на уроках обществоведческого цикла, основанного на принципах системно-деятельностного подхода: способствует развитию научного стиля мышления обучающегося, формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения обществоведческих наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире, повышает качество знаний обучающегося и развивает интерес обучающегося к предметам социально-гуманитарного цикла, расширяет кругозор обучающегося, способствует развитию творческих возможностей, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса истории, обществознания и изобразительного искусства на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях.
Таким образом, системно-деятельностный подход на дистанционных уроках имеет важное практическое значение в учебном процессе. Индивидуальное обучение, основанное на применении дистанционных технологий, развивает мотивацию обучающегося: именно на уроках изобразительного искусства, обществознания и истории педагог имеет возможность повышать мотивацию обучающегося через раскрытие творческих способностей. Таким образом, учащиеся оказываются в зоне успешности, что повышает эффективность обучения, снижаются учебные риски, такие как переутомление, перегрузка, повышенная трудность учебного материала. Применяя дистанционные образовательные технологии, современный учитель может эффективно реализовывать новые задачи и перспективы образования, основанные на принципах системно-деятельного подхода.
Литература:
- Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. Ч. 1 / Под общ. ред. Л. В. Алексеевой. — Нижневартовск: Издательство Нижневартовского государственного университета, 2015. — 119 с.
- Белозубов А. В., Николаев Д. Н. — Система дистанционного обучения. Учебно-методическое пособие. — М., 2007.
- Ксензова Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. М.: Педагогическое общество России, 2015
- Парешнева, О. П. Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания / О. П. Парешнева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sibac.info/conf/pedagog/vii/36715 (дата обращения: 30.06.2017 г.).