Ключевые слова: учитель, сетевое взаимодействие, программа, взаимодействие педагогов, методы, формы, приемы работы, сотрудничество.
Сетевое взаимодействие педагогов предполагает не столько распространение инновационных форм, методов, приемов, наработок и разработок педагогов, а оно является прямым отображением процессов, происходящих в образовательной среде. Поэтому сама модель сетевого взаимодействия предлагает каждому ее участнику проявить себя в различных аспектах. Схематически этот процесс отражен на рисунке 1.
Рис. 1. Путь проявления себя в сетевом взаимодействии
В связи с этим суть самого сетевого взаимодействия заключается не только в использовании сети Интернет, но и позволяет реализовывать программы повышения квалификации педагогов, решать кадровые вопросы. Поэтому сетевое взаимодействие можно представить как горизонталь самоорганизующейся сети, где ведущая роль у информационных и кооперационных связей, а также — у партнерства и сотрудничества [1,с.12].
Следовательно, система повышения квалификации в данной среде будет иметь свои компоненты, составляющие его структуру (см. рис.2).
Рис. 2. Компоненты системы повышения квалификации учителей в сети
Особое место в сетевом повышении квалификации педагогов отведено, так называемым мотиваторам, которыми являются педагоги обобщившие свой передовой (инновационный) опыт профессионального мастерства. Как правило, они являются центром и движущей силой сетевого общения.
Так, обобщенный передовой опыт педагогов показывает, что сетевое сотрудничество позволяет стать мобильнее, повышает эффективность работы в условиях постоянных изменений информационного общества. Затем такие педагоги передают свои знания, умения и навыки учащимся, формируя личности, способные быстро адаптироваться и социализироваться в современном мире [3, с.65].
Кроме того, опыт педагогов, работающих в начальных классах, показывает, что сетевое взаимодействие позволяет решать главные задачи в области образования, которые представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Ключевые задачи сетевого взаимодействия [4, с.34]
Таким образом, резюмируя опыт учителей в сетевом взаимодействии, отметим важную роль обобщения опыта работы педагогов как одного из элементов педагогического сопровождения учителей.
Кроме того, ядром сетевого взаимодействия является реализация программ повышения квалификации педагогов [2, с.62]. В рамках реализации технологического компонента (см. рис. 2) повышения квалификации учителей предлагаем использовать индивидуальный образовательный маршрут педагога (далее — маршрут). Основа данного маршрута — структурированный программный материал действий учителя по повышению квалификации на фиксированном временном отрезке (см.рис.4).
Рис. 4. Временная структура индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации
Содержательную структуру маршрута (программы) составляют модули профессионального развития (см.рис.5).
Рис. 5. Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута (программы) повышения квалификации
Отметим, что цель индивидуального образовательного маршрута — создание условий для освоения учителями программы повышения квалификации посредством вовлечения их в работу сетевого взаимодействия инноваций современного образовательного пространства. В связи с чем, двенадцати педагогам было предложено ознакомление с модулем образовательных ресурсов, а также ими изучены инновационные практики.
После чего данные педагогические работники были вовлечены в проектирование своей индивидуальной программы повышения квалификации, являющуюся частью основной (общей программы). Программа предлагала освоение материала через виртуальные и дистанционные части. Каждый учитель получил возможность самостоятельно выбрать способ устранения собственных затруднений в работе, развития профессиональной компетентности педагога нового поколения.
Обучение проходило с января 2021 года по май 2021 года. В течение 4-й недели мая была организована экспертиза и самоэкспертиза проектов, которые реализовывались педагогами, а также маршрута собственного повышения квалификации.
Итак, при прохождении программ повышения квалификации в рамках межсетевого взаимодействия учителей было организовано педагогическое сопровождение. Было изучение обобщенного передового опыта педагогов, занимающихся внедрением инноваций в образовательный процесс, и освоение программ повышения квалификации посредством реализации программы индивидуального образовательного маршрута, в составлении которого непосредственное участие принимали сами педагоги.
Литература:
- Раджа Рой Сингх. Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы. Вопросы образования — 2017. — № 1. С.7–21.
- Соколова Г. Ю., Моркин С. А. Методологические основы создания сетевого регионального сообщества работников образования // Вестник Новгородского гос. ун-та. — 2018. — № 53. С. 60–64.
- Утробина Е. В. О формировании сетевых профессиональных педагогических сообществ. // Педагогическое образование и наука. — 2017. — № 3. — С. 64–66
- Ясвин В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию// В. А. Ясвин. М.: Смысл, 20015. 368 с.