В статье приводятся принципы дистанционного обучения и особенности командно-дистанционной работы. Анализируется мнение практикующих педагогов об эффективности дистанционного обучения и комфортности работы в удалённом формате. Рассматриваются практические аспекты подготовки учителей к командной работе при дистанционном обучении.
Ключевые слова: дистанционное обучение, командно-дистанционная работа, профессиональные кадры, анкетирование.
Дистанционное обучение (ДО) — это новая форма обучения, при которой учитель и ученик географически разобщены и для организации учебного процесса опираются на электронные ресурсы [1]. При этом важно создать оптимальные условия взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, что возможно только при грамотной организации работы преподавательского состава.
Как и для любой формы обучения, для дистанционного обучения характерны определённые принципы построения содержания. В основе их — классические дидактические принципы: принцип научности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, наглядности обучения, сознательности и активности, доступности, прочности. Однако для формирования стабильной образовательной системы в рамках дистанционного образования этих принципов недостаточно. В связи с этим оно характеризуется не только общими дидактическими принципами, но и специфическими, главные из которых — принцип свободного доступа (каждый имеет право начать учиться без вступительных испытаний и освоить образовательную программу); принцип дистанционности (занятия проходят в дистанционном формате с привлечением современных технологий) [2].
Дистанционное обучение строится также с учётом принципа интерактивности, подразумевающего контакты ученика и учителя и учеников между собой. Он компенсирует удалённость участников образовательного процесса друг от друга и создаёт необходимую для усвоения знаний, формирования умений и навыков эмоциональную атмосферу. Выполняемость этого принципа при проектировании учебных занятий строго необходимо, поскольку налаженная коммуникация позволяет достичь высоких результатов.
Многие исследователи, занимающиеся проблемами дистанционного обучения, концентрируют внимание на взаимодействии учителя и ученика, упуская не менее важную систему отношений — педагогов с руководством и между собой. Несмотря на то, что, работая в удалённом формате, учителя находятся на расстоянии друг от друга, они всё же должны работать в команде. Команда представляет собой группу людей, которые взаимозаменяют и взаимодополняют друг друга в ходе деятельности по достижению определённой цели [3]. В данном случае целью является формирование у учащихся знаний, привития им умений и навыков. Для создания настоящей команды в период дистанционной работы педагогический коллектив должен базироваться на конкретных нормах:
— эмпатия;
— доверие;
— экспериментирование;
— соблюдение временных рамок труда и отдыха;
— организованные встречи;
— взаимопомощь.
Для создания прочной команды, которая будет эффективно работать во время дистанционного обучения, необходимо заранее готовить кадры. Показано, что студенты, которые во время обучения в ВУЗе участвовали в командно-дистанционной работе, проще адаптируются к подобной деятельности, преподавая в школе. Будущие педагоги в составе команды приняли участие в дистанционной профессиональной олимпиаде, результаты анкетирования и тестирования показали положительную динамику формирования профессиональных качеств [4].
Однако для успешной командно-дистанционной работы необходимо выявлять недостатки дистанционного обучения, которые замечают практикующие педагоги. Минусы удалённого формата преподавания существенно снижают продуктивность любой деятельности, в особенности командной. Для выяснения субъективной оценки дистанционного формата работы учителями было проведено анкетирование. Исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ № 37» г. Перми.
В анкетировании приняло участие 10 педагогов, которые работают удалённо и очно. Это преподаватели разных дисциплин: химии, биологии, истории, русского языка и литературы, физики, географии, математики. Большинство учителей отмечает, что им легко работать в дистанционном формате (см. рис. 1).
Рис. 1. Оценка степени сложности преподавания в дистанционном формате
Учителями было единогласно отмечено, что основное достоинство дистанционного обучения — отсутствие привязки ко времени и месту. Учителя работают с такими платформами, как Zoom и Skype , реже с другими — Учи. ру и Free Conference (рис. 2). При этом в качестве недостатков работы при дистанционном обучении многие отмечают низкое качество связи, что потенциально может быть связано с используемыми программами для видеоконференций.
Рис. 2. Платформы, применяемые учителями при дистанционном обучении
Среди других недостатков командно-дистанционной работы большинство педагогов отмечает отсутствие живого общения. Об этом свидетельствуют такие ответы, как: «Нет эмоционального человеческого общения», «Нет контакта», «Отсутствие прямого очного общения». Кроме того, преподаватели считают, что при дистанционном обучении трудно достигнуть взаимопонимания не только с учениками и их родителями, но и со своими коллегами.
В целом отношение педагогов к дистанционному обучению и командно-дистанционной работе можно оценить как негативное, поскольку анкетирование выявило больше минусов, чем плюсов. Преподаватели считают, что мотивация к обучению у учащихся в период дистанционного обучения не возрастает, а в некоторых случаях даже падает (рис. 3).
Рис. 3. Оценка уровня мотивации учащихся к учению педагогами
Учитывая эти данные, для формирования эффективной командно-дистанционной работы необходимо, прежде всего, совершенствовать подходы к дистанционному обучению и выстраивать его таким образом, чтобы преподавание было максимально комфортным и результативным. Достигнуть этого можно путём организации дистанционных мероприятий, повышающих уровень эмпатии между преподавателями. Дополнительно требуется наладить качество связи при планировании видеоконференций.
При подготовке профессиональных кадров нужно организовывать как можно больше интеллектуальных мероприятий, в основе которых лежит командная работа. Они могут быть как очными, так и дистанционными, поскольку основные принципы командной работы в очном формате можно применить и к удалённому.
Литература:
- Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения / Е. С. Полат — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 434 с. — Текст: непосредственный.
- Стародубцев, В. А. Информационно-коммуникационные технологии в работе преподавателя дистанционного обучения / В. А. Стародубцев, Е. С. Чердынцев, Д. Ю. Кузнецов, Н. В. Числова, Т. В. Цавнина, Д. А. Коваленко — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. — 98 с. — Текст: непосредственный.
- Басенко, В. П. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений / В. П. Басенко, Б. М. Жуков, А. А. Романов. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 384 c. — Текст: непосредственный.
- Юдкина, О. В. Подготовка будущих педагогов к командно-дистанционной работе / О. В. Юдкина. — Текст: непосредственный // Актуальные исследования. — 2023. — № № 17 (147). — С. 67–69.