В настоящее время во всем мире ведущую роль играет направленность человека на достижение целей. В России не теряет своей актуальности проблема трудоустройства выпускников вузов, которые могут не только использовать свои знания, умения, навыки на практике, но и способны быстро и легко достигать цели повышенной сложности, уметь творчески подходить к делу и решать нестандартные задачи.
Проблему данной темы можно выразить в виде следующего вопроса: «Каковы различия между мотивацией успеха у основной, специальной и освобожденной групп?»
Проблемой мотивации достижения успеха занимались многие психологи, к таким можно отнести: Б.Вайнера, Т. О. Гардееву, М. Селигмана, Э. Скиннера, Х. Хекхаузена и других.
Объектом данного исследования является мотивация успеха.
Предметом же исследования является мотивация успеха у разных групп физической культуры.
Таким образом, можно обозначить следующую цель: «Выявить различия у основной, специальной и освобожденной групп».
Гипотеза. Уровень мотивации успеха у основной группы выше, чем у специальной, а у специальной выше, чем у освобожденной.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
- Теоретически обосновать понятие «мотивация успеха» и уточнить особенности данного психического свойства личности.
- Рассмотреть характерные черты разных групп по физической культуре.
- Проанализировать корреляцию между группами физкультуры и уровнем их мотивации успеха.
- Разработать рекомендации для повышения уровня мотивации успеха.
В данной работе были использованы такие методы как:
- Организационные(сравнительный)
- Эмпирические (тест: «Методика диагностики личности на мотивацию достижения успеха и избегания неудач Т. Элерса»)
- Методы обработки данных (количественный анализ и качественный анализ)
В XX веке психологи впервые обратили внимание на проблему мотивации достижения успеха. Ученые выделили три основных аспекта, которые являются ключевыми в стремлении людей к достижению успеха: представление самого человека о сложности поставленной задачи и возможность успеха, уровень субъективной значимости этой ситуации, степень понимания личной ответственности за решение задачи.
Мотивация к успеху — это ориентация человека на стремление к успешному выполнению задания, настойчивость перед лицом неудач и испытывание чувства гордости за выполнение. Мотивация достижения играет главную ведущую роль, как в спорте, так и в учебе. Спортсменам она позволяет совершенствовать свои умения, а студентам максимально повысить уровень усвоения знаний с последующим применением их на практике. В спорте чаще всего мотивацию достижения успеха называют соревновательностью.
Мотивация достижения неразрывно связана с такими личностными особенностями человека как ответственное и добросовестное отношение к любой задаче, проявление инициативы и осознание человеком своих реальных возможностей. Необходимо сказать о том, что люди могут соревноваться как с другими людьми, так и с самими собой.
Люди, у которых преобладает ориентация на успех чаще всего имеют положительные взгляды на жизнь, а поставленные задачи являются для них фактором, который позволяет двигаться дальше, совершенствуясь. Они энергичны и считают, что успех зависит от них самих.
Вторая же группа людей, которые ориентированы на избегание неудач, стремятся при решении своих задач минимизировать потери. У них наблюдается неуверенность в своих способностях, что мешает им достигать целей. Боязнь неудач приводит к частым эмоциональным спадам, тревожности, снижению собственной значимости.
Но нельзя говорить о том, что у одних преобладает только ориентация на успех, у других только на неудачу. Чаще всего это доминирование одной мотивации над другой.
Люди, мотивированные на успех, чаще всего отдают предпочтение средним или слегла завышенным по сложности задачам. Мотивированные на неудачу чаще всего склоняются к 2 формам выбора решений: одни из них нереалистично занижают поставленные цели, а другие — нереалистично завышают. После решения задачи, люди, замотивированные на успех, переоценивают свои неудачи, а другие, напротив, недооценивают их.
В исследовании мотивации к достижению успеха в группу испытуемых вошли студенты специальной (25 человек), освобожденной (25 человек) и основной (25 человек) групп лечебного, фармацевтического, медико-профилактического факультетов и факультета клинической психологии Оренбургского государственного медицинского университета.
Были получены следующие результаты: у основной группы уровень мотивации достижения успеха колеблется в пределах 17–22 баллов (умерено высокий и слишком высокий уровень), у специальной в пределах 15–20 баллов (средний и умеренно высокий уровень), у освобожденной группы в пределах 12–16 баллов (низкий, средний уровень). Следовательно, можно говорить о том, что уровень мотивации к успеху у основной группы выше, чем у специальной, а у специальной выше, чем у освобожденной. В связи, с чем можно сделать вывод, что уровень мотивации на успех прямо пропорционален количеству физической нагрузки. Это характеризуется тем, что спорт и систематические занятия физкультурой позволяют формировать личностные характеристики, тем самым развивая волю, воспитывая уверенность в себе, вырабатывая правильную оценку своих возможностей, в том числе позволяя повышать свой уровень мотивации к успеху.
Но, не смотря на большое значение спорта в повышении мотивации достижения, существуют и другие способы для изменения ее уровня.
Таким образом, можно выделить несколько рекомендаций для студентов для повышения мотивации на успех:
- Постановка конкретных целей (четко сформулируйте то, чего бы вы хотели добиться).
- Акцентирование нацеленности на задание (Необходимо выработать цели на задание, снизив при этом нацеленность на результат).
- Визуализация своих желаний и целей (записывайте и зарисовывайте то, чего хотите на данный момент времени).
- Самопоощрение (награждайте себя за успех, но главное не переусердствовать, иначе мотивация понизиться еще сильнее).
- Положительные высказывания (выстраивайте свои суждения так, чтобы они могли сформировать позитивное отношение к вашим задачам).
- Развитие силы воли.
- Чтение биографий тех, кто уже смог добиться успеха.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: Мотивация достижения успеха играет важную роль в решении поставленных целей, в связи с чем на первый план выходит необходимость по ее повышению.
Литература:
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
- Уэйнберг Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. Киев: Олимпийская литература, 1998 С. 53–64.
- Малахова О. Ю. Векторы подготовки конкурентоспособного специалиста в контексте реализации клиентооринтированности ОАО «РЖД» на основе формирования корпоративных компетенций/Малахова О. Ю., Маланчева С. Н., Иванова А. П.// В книге: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ// монография. Самарский государственный университет путей сообщения; Оренбургский институт путей сообщения. Уфа, 2017. С. 34–41.
- Малахова О. Ю. Роль рефлексивно- образовательной среды в профессионально-личностном самоопределении студента Вуза.Образование и общество. 2015. Т. 1. № 90. С. 87–91.