Интегрированный урок математики в 5 классе коррекционной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (193) февраль 2018 г.

Дата публикации: 15.02.2018

Статья просмотрена: 464 раза

Библиографическое описание:

Приходько, Е. Б. Интегрированный урок математики в 5 классе коррекционной школы / Е. Б. Приходько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 178-183. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48371/ (дата обращения: 18.11.2024).



Статья представляет собой описание открытого интегрированного урока математики для 5 класса в специальной (коррекционной) школе.

Проблема, на решение которой направлено разработанное занятие, -выявление метапредметных взаимосвязей между математикой и историей (краеведением).

Работа на уроке построена в форме группового общения, в ходе которого обучающиеся коррекционного класса познакомятся с историей родного города — Тольятти, решая задания различной сложности по изученной ранее теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей».

Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, специальные (коррекционные) классы, интегрированный урок, универсальные учебные действия.

В связи с внедрением ФГОС ОВЗ необходимо использовать новые подходы в работе учителя. Говоря о предметной области «Математика», важно формировать представления обучающихся о математике, как о части мировой культуры, а также ее месте в современной цивилизации. Необходимо формировать представления о математических понятиях, как о важнейших параметрах, позволяющих описывать и изучать разнообразные процессы и явления.

Не секрет, что все дети имеют различные типы мышления, и классы первоначально формируются не по принципу: гуманитарный, технический.

В общеобразовательных школах сейчас активно практикуется одновременное обучение детей, имеющие различные образовательные возможности и потребности. В г. о. Тольятти уже много лет функционируют школы, в которых открыты специальные (коррекционные) классы.

Несомненно, в этом много плюсов: наполняемость в таком классе 12–14 человек, в течение всего учебного года в классе КРО с обучающимися работают логопед и психолог, на каждого обучающегося разрабатывается индивидуальный маршрут развития, значит, будут учтены все особенности индивидуального развития конкретного ребенка.

Обучающимся с ОВЗ нужно овладеть алгоритмами решения различных заданий, научиться их применять, проводить обоснованные рассуждения при решении задач.

Мир вокруг нас познается обучающимися среднего школьного возраста во всем своем многообразии и единстве, однако нередко предметы школьной программы, направленные на изучение отдельных явлений мира, не дают представления о целом, дробя его на разрозненные фрагменты. Чтобы обучающийся лучше усваивал предмет, ему должно быть не только все понятно в разбираемых примерах, ребенку должно быть, в первую очередь, интересно. На основе этого принято решение разработать интегрированный урок, на котором, по мнению автора, должно быть интересно обучающимся с различными типами мышления.

Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем традиционные уроки, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, что немаловажно для особых детей. Использование различных видов работы поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности интегрированных уроков. Рефлексия в конце урока как совместная деятельность обучающихся и учителя позволяет совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Конечно, очень сложно найти компромисс между математическим содержанием и его гуманитарным аспектом. Как правило, приходится мириться с тем, что математическое задание представляет собой искусственное приложение к гуманитарным аспектам современной жизни. Однако то, что кажется искусственным при описании урока, в реальности достаточно хорошо воспринимается обучающимися и оказывает на них серьезное воспитательное воздействие.

Ниже представлен конспект интегрированного урока в 5 классе КРО, посвященный 280-летию города Тольятти.

Тема урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей».

Цель урока: обобщить и закрепить полученные знания по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей».

Задачи:

  1. Активизировать познавательную деятельность обучающихся с ОВЗ.
  2. Воспитывать личность обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта родного города Тольятти, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной математической деятельности.
  3. Развивать способности обучающихся анализировать, содержащуюся в различных источниках, информацию по заданной теме.

Необходимое оборудование: ноутбук, проектор, экран. Урок сопровождается компьютерной презентацией.

Таблица 1

Универсальные учебные действия

Личностные УУД

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные УУД

формирование чувства сопричастности своей малой Родине, истории;

развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

умение слушать собеседника

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения математических заданий.

Ход урока:

Учитель. У всего живого на нашей планете есть место, где оно появилось на свет. Любой человек подобно растению имеет свои корни — это его родина, народ, предки. Тольятти — наш с вами родной город. Многие из вас родились и выросли в Тольятти. Наш сегодняшний урок посвящен 280-летию нашего города. В ходе урока мы с вами обобщим знания по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей».

Выполнение первого задания позволит узнать историческое название города, в котором мы живем.

Таблица 2

Задание. Устно выполните действия, решите задачи и расшифруйте слово.

Л

С

О

В

Т

О

А

Ь

Р

П

14

9

1

6

4

2

8

3

10

5

7

  1. 1-
  2. В магазине бытовой техники в период распродажи было продано планшетов. Какую часть планшетов осталось продать?
  3. В автомобильный салон поступила поставка из 68 новых автомобилей, этого количества было продано в первый день. Сколько автомобилей было продано в первый день?

Ответ: Ставрополь.

Учитель. Ставрополь — первоначальное историческое название города Тольятти. Ребята подготовили сообщения о возникновении нашего города.

Сообщение.

Тольятти — один из самых известных наряду с Самарой город в Самарской области, который размещается на левом берегу реки Волги. Основан Василием Татищевым как город-крепость Ставрополь. В прошлом и позапрошлом веке наш город был известным доступным климатическим курортом в России и кумысолечебницей.

Многие из вас услышали много нового из сообщения одноклассников, только не прозвучал один очень важный факт, а именно — когда же был основан город-крепость. Для ответа на вопрос о том, когда был основан город, необходимо выполнить задания.

Задание. Вычислите, а затем запишите числители полученных чисел по порядку.

а) 1 — (;

б) ;

в) 1 — ;

г) .

Ответ: 1737 год.

Учитель. Проходят годы, город растет. Какова же дальнейшая судьба Ставрополя-на-Волге? Прослушиваем сообщение об истории города.

Сообщение.

Историю нашего города обычно подразделяют на три этапа, благодаря которым Тольятти называют «трижды рождённым».

«Второе рождение» города тесно связано со строительством ГЭС и переносом города на новое место (Центральный район), так как при создании Куйбышевского водохранилища прежний город был затоплен. Начался быстрый рост города: построены рабочие поселки Комсомольск и Шлюзовой, которые позднее вошли в состав нового Ставрополя. В настоящее время город называется в честь итальянца Пальмиро Тольятти.

Учитель. Дату переименования Ставрополя в современный Тольятти узнаем, решив следующее задание.

Задание. Найдите значение х и выпишите полученные числа по порядку.

а) ;

б)

в) ;

г).

Ответ: 1964 год.

Учитель. Сегодня Тольятти по численности населения наш город занимает 18-е место в России. Тольятти известен во всем мире благодаря Волжскому автомобильному заводу, это и есть «Третье рождение» города. В городе началось строительство крупнейшего в России завода по производству легковых автомобилей. Вместе с заводом появляется и новый район города — Автозаводской, а также пущен первый троллейбус.

Давайте выясним дату основания завода.

Задание. Выполните действия и расположите числители полученных чисел по порядку.

а) ;

б);

в) ;

г) .

Ответ: 1966 год.

А теперь решим задачу.

Задача. АВТОВАЗ получил заказ на изготовление автомобилей Lada Vesta. За первую неделю бригада изготовила всех заказанных автомобилей, за вторую неделю — всех автомобилей, а за третью неделю — 51 автомобиль. Чему равно количество заказанных автомобилей Lada Vesta?

Ответ: 171 автомобиль.

Учитель. Согласитесь, наш город очень красивый и современный. В городе 89 улиц, 3 проспекта, 15 бульваров и 5 шоссе, не так уж и мало. Каждая улочка имеет свою историю. Многие улицы названы в честь героев Великой Отечественной войны, и стоит вспомнить о них в связи с 72-летием Победы, которое наша страна отметила в этом году. Выполнив следующее задание, Вы узнаете, в честь какого героя ВОВ получила название одна из улиц Тольятти.

Таблица 3

Задание. Выполните действия по вариантам и расшифруйте слово.

Вариант 1

1. n +=1;

2. ;

3. ;

4. .

Вариант 2

1. ;

2. ;

3. ;

4.

Ключ

О

Т

М

О

С

Р

А

В

Ответ: Матросов.

Учитель. Правильно, в ответ запишем фамилию Матросов. Что же мы о нем знаем? Ребята подготовили небольшое сообщение об Александре Матросове.

Сообщение.

Александр Матросов — Герой Советского Союза, служил в стрелковом полку. 27 февраля 1943 году в бою за деревню Черемушки он закрыл телом амбразуру вражеского дзота. Подвиг Александра Матросова является символом мужества, бесстрашия и безграничной любви к своей Родине и народу. В 1987 году на пересечении улиц Матросова и Коммунистической установлен памятный знак — указатель улицы.

Учитель. История Отечества для каждого из нас неразрывно связана с историей родного города, малой родины. У каждого она своя, но вместе мы — единое целое. И мы с гордостью можем сказать: «Мы любим тебя, Тольятти!». А теперь, ребята, давайте подведем итоги урока. Для этого выполним следующие действия, которые назовем «Плюс-минус-интересно». Предлагаю вам заполнить таблицу, которая лежит у каждого на парте. В графу «П» — «плюс» записываем все, что понравилось на уроке. В графу «М» — «минус» записываем все, что не понравилось на уроке. В графу «И» — «интересно» перечисляем вопросы к учителю. В конце урока таблицы сдаем, спасибо за внимание, урок окончен.

Таким образом, важно отметить, что уроки, подобные описанному выше, снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся с ОВЗ за счет переключений на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

Литература:

  1. Волосовец, Т. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник нормативных документов. [Текст] / Т. В. Волосовец, — М.: Издательство «Национальное образование».- 2016. — 240 с.
  2. Габунова, Н. Сложение и вычитание обыкновенных дробей /Н. Габунова // Математика. — № 7–2011. — С. 8–10.
  3. Гельфман, Э. Г. Математика. УМК. 5 класс. [Электронный ресурс] / Э. Г. Гельфман, О. В. Холодная. Электронное приложение. — Режим доступа: www.school-collection.edu.ru
  4. Клочкова, Г. М. Интегрированный подход при формировании у бакалавров технологического образования графическо-конструкторской компетентности / Г. М. Клочкова //Непрерывное образование учителя технологии: интегрированный подход: материалы VI международной заочной научно-практической конференции, 14 октября 2011 г. Под общ. ред. О. В. Атауловой. Ульяновск — УИПКПРО.– 2011–404 с.
  5. Нелипенко, Т. И. Современный урок в коррекционном классе / Т. И. Нелипенко [Текст] / Волгоград: Учитель.- 2015. — 130 с.
  6. Овсянников, В. А. Ставрополь — Тольятти: страницы истории: ч. 1: кн. для учащихся старших кл. сред. общеобраз. шк. / В. А. Овсянников. — Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование».- 2007. — 363 с.
  7. Соколова, Л. Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся / Л. Соколова. // Иностранные языки в школе. -2005.-№ 1 — С. 15–21.
  8. Чесноков, А. Дидактические материалы по математике. 5 класс. ФГОС: практикум / А. Чесноков, К. Нешков. — М.: Академкнига.- 2013. — 144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Тольятти, город, задание, урок, автомобиль, интегрированный урок, обучающийся, ответ, родной город, Ставрополь.


Похожие статьи

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Реализация внутрипредметных связей школьного курса математики при дистанционном обучении

В статье авторы, исходя из определения внутрипредметных связей, провели реализацию урока, учитывающего эти связи, в образовательном процессе (проведение урока по математике в 8 «Г» классе МБОУ «СОШ № 25 г. Абакана».

Курс внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для учащихся 8–9-х классов

Статья посвящена описанию курса внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для обучающихся основной школы.

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Использование интерактивных методов на уроках экономики в школе

Данная статья посвящена проблеме использования интерактивных методов на уроках экономики. В ходе исследования нами были рассмотрены четыре основных направления: важность изучение учениками предмета экономики, преимущества использования интерактивных ...

Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся в процессе самостоятельной деятельности (на примере изучения темы «Подобные треугольники»)

В статье рассмотрены различные методы и способы решения проблемы формирования логических универсальных действий у обучающихся в 8 классе на примере изучения темы «Подобные треугольники».

Геймификация в обучении математике учащихся 5–7 классов образовательных организаций

Геймификация на современном этапе обучения является важнейшим компонентом развития учащихся образовательных организаций. Благодаря элементам игры, у учащихся есть возможность изучать важный материал игровыми методами, повышая при этом эффективность о...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Похожие статьи

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Реализация внутрипредметных связей школьного курса математики при дистанционном обучении

В статье авторы, исходя из определения внутрипредметных связей, провели реализацию урока, учитывающего эти связи, в образовательном процессе (проведение урока по математике в 8 «Г» классе МБОУ «СОШ № 25 г. Абакана».

Курс внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для учащихся 8–9-х классов

Статья посвящена описанию курса внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для обучающихся основной школы.

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Использование интерактивных методов на уроках экономики в школе

Данная статья посвящена проблеме использования интерактивных методов на уроках экономики. В ходе исследования нами были рассмотрены четыре основных направления: важность изучение учениками предмета экономики, преимущества использования интерактивных ...

Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся в процессе самостоятельной деятельности (на примере изучения темы «Подобные треугольники»)

В статье рассмотрены различные методы и способы решения проблемы формирования логических универсальных действий у обучающихся в 8 классе на примере изучения темы «Подобные треугольники».

Геймификация в обучении математике учащихся 5–7 классов образовательных организаций

Геймификация на современном этапе обучения является важнейшим компонентом развития учащихся образовательных организаций. Благодаря элементам игры, у учащихся есть возможность изучать важный материал игровыми методами, повышая при этом эффективность о...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Задать вопрос