Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 11.06.2018

Статья просмотрена: 351 раз

Библиографическое описание:

Кочеровская, Е. С. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов / Е. С. Кочеровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51336/ (дата обращения: 24.11.2024).



Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета на примере веб-квеста.

Ключевые слова: обучение, математика, проект, УУД, мышление, технология, веб-квест.

Общество развивается ускоренными темпами, изменения происходят и в образовании. Важнейшей задачей системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), основной функцией которых является создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации в современном мире. Информационное общество требует организации более автономного обучения, которое позволяет реализовать идею обучения в течение всей жизни.

УУД — это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся в строении самой учебной деятельности и в различных предметных областях. Различают следующие виды УУД:

– Личностные — позволяют сделать учение осмысленным, выработать свою жизненную позицию;

– Познавательные — отвечают за формулировку и решение задач;

– Регулятивные — обеспечивают возможность управления учебной деятельностью;

– Коммуникативные — предоставляют возможность сотрудничества.

Для формирования УУД на уроках математики, достаточно эффективным, является метод проектов, который применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, к которым по праву можно отнести математику. Основной целью данного метода является развитие свободной творческой личности ребенка. Метод проектов — это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале — продукте проекта.

Организация учебно-исследовательской деятельности в образовательном процессе положительно влияет на интеллектуальное и творческое развитие личности, соответствующей требованиям современного общества. Проектная деятельность позволяет решать педагогические задачи, которые имеют не только предметный, но и универсальный характер. В результате такого подхода к образованию у ребят развивается способность действовать творчески, когда они учатся сомневаться и задавать вопросы, приобретая способность критически анализировать ситуацию [1, с.11]

Для учителя математики метод проектов привлекателен тем, что при его использовании у учащихся:

– Зарождаются основы системного мышления;

– Формируются навыки выдвижения гипотез;

– Развивается креативное мышление;

– Воспитывается целеустремленность, организованность, способность адаптироваться в любой ситуации

– Происходит естественное обучение.

Существуют различные виды проектов: исследовательские, творческие, информационные, игровые и др. Но у любого учителя возникает вопрос именно в организации проектно-исследовательской деятельности, которая предполагает дополнительные трудозатраты. Интернет создает предпосылки для развития новых форм организации проектной деятельности и повышает познавательную активность у современных ребят. Но использование проектной технологии с привлечением ресурсов Интернета часто не упрощает процесс работы, а усложняет его из-за обилия и качества информации в сети. Чтобы решить данную проблему можно использовать технологию веб-квестов.

Веб-квест — это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы. Он представляет собой проект, основанный на поиске информации в Интернете. [3, с.77]

Структура веб-квеста:

– Вступление, где описан сценарий квеста, предварительный план работы, главные роли участников;

– Основное задание, в котором определен итоговый результат;

– Список ролей, от лица которых учащиеся могут выполнить задание. Для каждой роли прописана инструкция;

– Перечень информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания;

– Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию;

– Описание критериев оценки веб-квеста;

– Заключение, где подводятся итоги работы.

Универсальные учебные действия, формируемые на этапах работы свеб-квестом

Этап

Содержание

УУД

Начальный

Погружение в проблему будущего исследования путем знакомства класса с общими сведениями по изучаемой теме;

Образование групп и распределение ролей.

Личностные УУД:

Формирование устойчивого интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Регулятивные УУД:

Целеполагание, умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, планировать пути достижения целей.

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

Ставить проблему, аргументировать ее актуальность.

Ролевой

Индивидуальная работа в команде на общий результат;

Взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернетом;

Выбор формы представления продукта коллективной деятельности;

Распределение между участниками группы ответственности при защите итогового результата

Личностные УУД:

Умение вести диалог на основе равноправных отношений, готовность к самообразованию и самовоспитанию.

Регулятивные УУД:

Устанавливать целевые приоритеты, уметь самостоятельно контролировать свое время, управлять им

Коммуникативные УУД:

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем делать выбор, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками, устанавливать рабочие отношения в группе.

Познавательные УУД:

Осуществлять расширенный поиск информации и выбирать наиболее эффективные способы решения задач, строить логические рассуждения, выдвигать гипотезы, самостоятельно проводить исследование на основе методов наблюдения.

Заключительный

Выступление каждой команды перед учителем и другими группами, которые оценивают их работу, задают вопросы, высказывают свое мнение;

Рефлексия исследовательской работы в команде;

Публикация результатов работ в виде веб-страниц

Личностные УУД:

Уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, умение конструктивно разрешать конфликты.

Регулятивные УУД:

Умение принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером.

Познавательные УУД:

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций. [3, с.81]

Использование современных педагогических технологий позволяет учителю решать задачи по развитию познавательной инициативы обучающихся. Применение метода проектов способствует приобретению учащимися нового социального опыта, развивая способность к самосовершенствованию. Веб-квест позволяет формировать УУД, организовать учебную деятельность в нетрадиционной форме, развивает навыки информационной деятельности школьников.

Литература:

  1. А. В. Леонтович, А. С. Саввичев. Исследовательская и проектная работа школьников, М. : ВАКО 2014. — 159с.
  2. А. В. Фарков. Математические кружки в школе. 5–8 классы, — М.: Айрис-пресс, 2008, — 144с.
  3. И. В. Комарова. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС, С-П.: Каро 2014. — 127с.
  4. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др. Геометрия 7–9: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение 2009. — 384 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов.
Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, действие, итоговый результат, проектная деятельность, урок математики, учебная деятельность.


Похожие статьи

Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий в предметной области «Математика»

В статье описывается опыт работы тьюторской площадки по обучению студентов факультета начального образования формированию универсальных учебных действий. Предлагается работа с технологической картой в качестве инструментария обучения студентов.

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий

В статье рассматривается развитие логических универсальных учебных у младших школьников действий через проектную деятельность. Апробация программы «Интеллектуальные ступеньки» во внеурочной деятельности дала положительные результаты развития логическ...

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Групповые технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на примере общественного смотра знаний

Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций на нетрадиционных уроках математики с использованием технологии работы в группах.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики

В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики а...

Как решение прикладных задач на уроках математики способствует развитию дивергентного мышления у учащихся 8-х классов

В статье рассматривается вопрос развития дивергентного мышления на уроках математики. Представлены результаты проведения Lesson Study по развитию дивергентного мышления через формирование умений и навыков решения прикладных задач.

Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе

В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.

Возможности применения дистанционных образовательных технологий в процессе развития коммуникативных навыков обучающихся театральной студии (из опыта работы)

В статье автор раскрывает возможности дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительной общеобразовательной программы театральной студии. Представлен опыт работы по развитию коммуникативных навыков обучающихся.

Похожие статьи

Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий в предметной области «Математика»

В статье описывается опыт работы тьюторской площадки по обучению студентов факультета начального образования формированию универсальных учебных действий. Предлагается работа с технологической картой в качестве инструментария обучения студентов.

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий

В статье рассматривается развитие логических универсальных учебных у младших школьников действий через проектную деятельность. Апробация программы «Интеллектуальные ступеньки» во внеурочной деятельности дала положительные результаты развития логическ...

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Групповые технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на примере общественного смотра знаний

Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций на нетрадиционных уроках математики с использованием технологии работы в группах.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики

В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики а...

Как решение прикладных задач на уроках математики способствует развитию дивергентного мышления у учащихся 8-х классов

В статье рассматривается вопрос развития дивергентного мышления на уроках математики. Представлены результаты проведения Lesson Study по развитию дивергентного мышления через формирование умений и навыков решения прикладных задач.

Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе

В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.

Возможности применения дистанционных образовательных технологий в процессе развития коммуникативных навыков обучающихся театральной студии (из опыта работы)

В статье автор раскрывает возможности дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительной общеобразовательной программы театральной студии. Представлен опыт работы по развитию коммуникативных навыков обучающихся.

Задать вопрос