Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета на примере веб-квеста.
Ключевые слова: обучение, математика, проект, УУД, мышление, технология, веб-квест.
Общество развивается ускоренными темпами, изменения происходят и в образовании. Важнейшей задачей системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), основной функцией которых является создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации в современном мире. Информационное общество требует организации более автономного обучения, которое позволяет реализовать идею обучения в течение всей жизни.
УУД — это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся в строении самой учебной деятельности и в различных предметных областях. Различают следующие виды УУД:
– Личностные — позволяют сделать учение осмысленным, выработать свою жизненную позицию;
– Познавательные — отвечают за формулировку и решение задач;
– Регулятивные — обеспечивают возможность управления учебной деятельностью;
– Коммуникативные — предоставляют возможность сотрудничества.
Для формирования УУД на уроках математики, достаточно эффективным, является метод проектов, который применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, к которым по праву можно отнести математику. Основной целью данного метода является развитие свободной творческой личности ребенка. Метод проектов — это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале — продукте проекта.
Организация учебно-исследовательской деятельности в образовательном процессе положительно влияет на интеллектуальное и творческое развитие личности, соответствующей требованиям современного общества. Проектная деятельность позволяет решать педагогические задачи, которые имеют не только предметный, но и универсальный характер. В результате такого подхода к образованию у ребят развивается способность действовать творчески, когда они учатся сомневаться и задавать вопросы, приобретая способность критически анализировать ситуацию [1, с.11]
Для учителя математики метод проектов привлекателен тем, что при его использовании у учащихся:
– Зарождаются основы системного мышления;
– Формируются навыки выдвижения гипотез;
– Развивается креативное мышление;
– Воспитывается целеустремленность, организованность, способность адаптироваться в любой ситуации
– Происходит естественное обучение.
Существуют различные виды проектов: исследовательские, творческие, информационные, игровые и др. Но у любого учителя возникает вопрос именно в организации проектно-исследовательской деятельности, которая предполагает дополнительные трудозатраты. Интернет создает предпосылки для развития новых форм организации проектной деятельности и повышает познавательную активность у современных ребят. Но использование проектной технологии с привлечением ресурсов Интернета часто не упрощает процесс работы, а усложняет его из-за обилия и качества информации в сети. Чтобы решить данную проблему можно использовать технологию веб-квестов.
Веб-квест — это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы. Он представляет собой проект, основанный на поиске информации в Интернете. [3, с.77]
Структура веб-квеста:
– Вступление, где описан сценарий квеста, предварительный план работы, главные роли участников;
– Основное задание, в котором определен итоговый результат;
– Список ролей, от лица которых учащиеся могут выполнить задание. Для каждой роли прописана инструкция;
– Перечень информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания;
– Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию;
– Описание критериев оценки веб-квеста;
– Заключение, где подводятся итоги работы.
Универсальные учебные действия, формируемые на этапах работы свеб-квестом
Этап |
Содержание |
УУД |
Начальный |
Погружение в проблему будущего исследования путем знакомства класса с общими сведениями по изучаемой теме; Образование групп и распределение ролей. |
Личностные УУД: Формирование устойчивого интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Регулятивные УУД: Целеполагание, умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, планировать пути достижения целей. Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД: Ставить проблему, аргументировать ее актуальность. |
Ролевой |
Индивидуальная работа в команде на общий результат; Взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернетом; Выбор формы представления продукта коллективной деятельности; Распределение между участниками группы ответственности при защите итогового результата |
Личностные УУД: Умение вести диалог на основе равноправных отношений, готовность к самообразованию и самовоспитанию. Регулятивные УУД: Устанавливать целевые приоритеты, уметь самостоятельно контролировать свое время, управлять им Коммуникативные УУД: Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем делать выбор, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками, устанавливать рабочие отношения в группе. Познавательные УУД: Осуществлять расширенный поиск информации и выбирать наиболее эффективные способы решения задач, строить логические рассуждения, выдвигать гипотезы, самостоятельно проводить исследование на основе методов наблюдения. |
Заключительный |
Выступление каждой команды перед учителем и другими группами, которые оценивают их работу, задают вопросы, высказывают свое мнение; Рефлексия исследовательской работы в команде; Публикация результатов работ в виде веб-страниц |
Личностные УУД: Уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, умение конструктивно разрешать конфликты. Регулятивные УУД: Умение принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные УУД: Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером. Познавательные УУД: Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций. [3, с.81] |
Использование современных педагогических технологий позволяет учителю решать задачи по развитию познавательной инициативы обучающихся. Применение метода проектов способствует приобретению учащимися нового социального опыта, развивая способность к самосовершенствованию. Веб-квест позволяет формировать УУД, организовать учебную деятельность в нетрадиционной форме, развивает навыки информационной деятельности школьников.
Литература:
- А. В. Леонтович, А. С. Саввичев. Исследовательская и проектная работа школьников, М. : ВАКО 2014. — 159с.
- А. В. Фарков. Математические кружки в школе. 5–8 классы, — М.: Айрис-пресс, 2008, — 144с.
- И. В. Комарова. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС, С-П.: Каро 2014. — 127с.
- Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др. Геометрия 7–9: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение 2009. — 384 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов.