Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся в процессе самостоятельной деятельности (на примере изучения темы «Подобные треугольники»)
Автор: Прокопова Варвара Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 25.09.2018
Статья просмотрена: 138 раз
Библиографическое описание:
Прокопова, В. А. Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся в процессе самостоятельной деятельности (на примере изучения темы «Подобные треугольники») / В. А. Прокопова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14509/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье рассмотрены различные методы и способы решения проблемы формирования логических универсальных действий у обучающихся в 8 классе на примере изучения темы «Подобные треугольники».
Ключевые слова: логические универсальные учебные действия, самостоятельная деятельность, геометрия.
В последние годы в нашем обществе произошли кардинальные перемены в понимании целей процесса обучения и путях их реализации. От знаний, умений и навыков, как основного результата образования, произошел переход к подготовке обучающихся к реальной жизни. Теперь главной задачей является всестороннее содействие формированию личности учащегося, который сможет уверенно занять активную общественную позицию, быстро сориентируется в изменяющихся ситуациях, успешно решит проблемы, вставшие перед ним, применяя, самостоятельно полученные знания, которые необходимы для продуктивной работы.
Исходя из данных изменений в образовании, значительное место занимает формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт общего образования (ФГОС ОО) в качестве главных результатов определил не только предметные, но и личностные, и метапредметные результаты [2]. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Школьный курс геометрии имеет большие возможности раскрытия способностей учащихся. Поскольку именно геометрия знакомит учащихся с разнообразием пространственных форм, законами восприятия и изображения, формирует необходимые представления об окружающем нас мире. Геометрия дает метод научного познания, способствует развитию логического мышления. Кроме этого, она способствует приобретению нужных практических навыков в изображении, моделировании, конструировании, измерении. Изучение геометрии играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическим умениям (анализ, синтез, сравнение, классификация, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, доказательство, выдвижение гипотез), влияя на обучение других дисциплин.
Возникает проблема организации процесса обучения геометрии, при котором познавательная деятельность будет содействовать формированию и развитию логических универсальных учебных действий, вследствие чего, они станут умениями. Для решения данной проблемы существует множество способов, различных видов и форм обучения.
Самостоятельная деятельность, как средство обучения [1] может использоваться в процессе обучения геометрии. Целенаправленный отбор содержания самостоятельной работы и выбор приемов ее организации обеспечивают создание условий для формирования логический умений при самостоятельной деятельности учащихся. В то же время, данное средство обучения вызывает у многих учащихся серьезные затруднения. Он требует эмоционального и умственного напряжения, порождает множество вопросов, ошибок, сомнений и переживаний.
Самостоятельная деятельность может быть дифференцирована по характеру помощи учащимся (Группа А, Группа Б, Группа В). Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся, при этом, для тех, кто испытывает затруднения в решении задачи (Группа А, Группа Б), оказывается некоторая помощь (памятка, план, карточка с наводящими вопросами, рисунок, чертеж, начало или частичное выполнение задачи).
Рассмотреть данную дифференциацию можно на примере задачи по теме «Применение подобия к решению задач»:
Группа А
В треугольнике АВС отрезок MN — средняя линия, точки M и N лежат на сторонах СВ и АС, соответственно, А=С.
а. Докажите, что треугольник MNC — равнобедренный.
б. Найдите периметр треугольника MNC, если периметр треугольника АВС равен 18 см.
Заполните пропуски в решении задачи (Таблица 1).
Таблица 1
|
Утверждение |
Обоснование |
а) |
MN||АВ |
По теореме о … |
MNC=… |
По … параллельных прямых (MN||АВ, АС-…) о … углах |
|
… |
Т. к. А=С иMNC=… |
|
MNC-равнобедренный |
По … |
|
б) |
MC=… CN=… |
По … о средней линии |
MN= … |
По … о средней линии |
|
РМNC=MN+…+…=… + … + +…=…(…+…+…)= … РАВC=… см |
Группа Б
В треугольнике АВС отрезок MN — средняя линия, точки M и N лежат на сторонах СВ и АС, А=С.
а. Докажите, что треугольник MNC — равнобедренный.
б. Найдите периметр треугольника MNC, если периметр треугольника АВС равен 18 см.
Указание. Покажите, что
а) 1. MN||АВ
2.MNC=С
3. MNC-равнобедренный
б) 1. MC=ВС, MN=АВ, NC=АВ
2. РМNC =РАВC
Группа В
В треугольнике АВС отрезок MN — средняя линия, точки M и N лежат на сторонах СВ и АС, А=С.
а. Докажите, что треугольник MNC — равнобедренный.
б. Найдите периметр треугольника MNC, если периметр треугольника АВС равен 18 см.
Кроме геометрических задач на доказательство или нахождение величины в процессе самостоятельной деятельности на уроках геометрии, учащиеся могут выполнять задания творческого характера, направленные на развитие логических универсальных действий.
Рассмотрим задание на примере темы «Применение подобия к решению задач»: Сформулируйте условия (составьте задачу), при котором треугольники АВС и А1В1С будут подобны (рис. 1).
Рис. 1
Учащиеся в ходе своих размышлений могут рассматривать различные ситуации для необходимого условия подобия треугольников (А1В1-средняя линия или В1=В, или А1В1||АВ и тд). Данное задание способствует формированию синтеза, анализа и других логических УУД, а также творческому потенциалу учащихся.
Формирование логических УУД в процессе самостоятельной деятельности является приоритетным направлением в деятельности учителя на уроках геометрии. Сформированность таких умений, как аргументировать, рассуждать, анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы и др. обеспечивает учащимся успех не только в обучении, но и в реальных жизненных ситуациях.
Как показывает опыт преподавания, данные виды заданий естественно включаются в технологию обучения. Они создают условия для формирования логических УУД, существенно повышая уровень их развития. Задачи дифференцированные по характеру помощи учащимся доступны для учеников любой степени математической подготовки и позволяют даже слабоуспевающим развивать логические УУД.
Литература:
- Тараник В. И. Практические работы по геометрии как средство развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся основной школы: автореферат дис.... к.п.н. — Волгоград, 2010.
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Режим доступа: https://минобрнауки. 10.03.18
Похожие статьи
Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы
В статье рассматривается проблема формирования познавательных УУД младших школьников в процессе организации групповой работы на уроках, описывается опыт реализации педагогических условий по проблеме исследования.
Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики
В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики а...
Понятие базовых логических действий младших школьников в педагогике: новый взгляд на развитие мышления учеников
Данная статья посвящена общим вопросам базовых логических действий младших школьников в педагогике. Рассмотрены главные преимущества применения базовых логических действий на уроках литературного чтения. Рассмотрена роль анализа художественного произ...
Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе
В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...
Формирование универсальных учебных действий курса биологии 6 класса: проблемы и пути их решения
В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с формированием системы универсальных учебных действий средствами школьного курса биологии 6 класса.
К вопросу о формировании знаково-символических УУД в процессе обучения решению текстовых задач
В статье рассматриваются различные приемы, направленные на формирование знаково-символических УУД в процессе решения текстовых задач. Применение знаково-символических средств позволяет адаптировать учебную информацию в доступные для учащихся формы.
Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке
В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.
Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа
В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...
Развитие регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах на уроках математики при решении задач на движение
В статье авторы пытаются определить влияние задач на движение в формировании регулятивных универсальных учебных действий.
Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)
В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...
Похожие статьи
Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы
В статье рассматривается проблема формирования познавательных УУД младших школьников в процессе организации групповой работы на уроках, описывается опыт реализации педагогических условий по проблеме исследования.
Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики
В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики а...
Понятие базовых логических действий младших школьников в педагогике: новый взгляд на развитие мышления учеников
Данная статья посвящена общим вопросам базовых логических действий младших школьников в педагогике. Рассмотрены главные преимущества применения базовых логических действий на уроках литературного чтения. Рассмотрена роль анализа художественного произ...
Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе
В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...
Формирование универсальных учебных действий курса биологии 6 класса: проблемы и пути их решения
В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с формированием системы универсальных учебных действий средствами школьного курса биологии 6 класса.
К вопросу о формировании знаково-символических УУД в процессе обучения решению текстовых задач
В статье рассматриваются различные приемы, направленные на формирование знаково-символических УУД в процессе решения текстовых задач. Применение знаково-символических средств позволяет адаптировать учебную информацию в доступные для учащихся формы.
Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке
В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.
Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа
В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...
Развитие регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах на уроках математики при решении задач на движение
В статье авторы пытаются определить влияние задач на движение в формировании регулятивных универсальных учебных действий.
Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)
В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...