В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей тетради.
Ключевые слова: рабочая тетрадь, метапредметное умение обучающихся, 5 класс, экспериментальная группа, урок математики.
Метапредметные результаты — словосочетание, которое в связи с введением ФГОС стало знакомо каждому, кто так или иначе связан с педагогикой: учителям, родителям, обучающимся. Говоря простыми словами, метапредметные результаты — это нестандартный «мост», соединяющий широкое «знаниевое» поле с деятельностью, а также с реальными ситуациями, встречающимися на жизненном пути человека. Это «мост» не только для обучающегося, но и для учителя, а в перспективе для общества в целом. Метапредметные результаты — способ адаптации к быстро меняющейся действительности, где знания ценны до тех пор, пока могут быть применимы.
В настоящее время в России сформирована единая система оценки качества образования (ЕСКО), создание которой обеспечивает комплексный подход к оценке знаний школьников на всех этапах обучения. Результаты этой оценки используются для развития образования, совершенствования преподавания учебных предметов, оказания организационно-методической помощи слабым школам, создания актуальных программ повышения квалификации учителей.
В связи с введением ФГОС второго поколения в основную общеобразовательную школу перед учителями, преподающими в 5–9 классах, встает проблема разработки различных контрольно-измерительных материалов, соответствующих концепции ФГОС. Особые затруднения может вызвать разработка КИМов, проверяющих метапредметные компетенции учащихся. Если в начальной школе подобные КИМы разработаны и представлены в достаточном количестве в методической литературе, то ы средней и старшей в школе их почти нет. А по идее ФГОС именно предпрофильная подготовка, которая как раз и ведется начиная с 5 класса подразумевает развитие у учащихся метапредметных компетенций.
В рамках нашей работы был проведен эксперимент, который раскрыл проблему возможностей использования рабочей тетради, содержащей в себе задачи прикладного характера для формирования метапредметных умений обучающихся 5 класса.
Рабочая тетрадь, по своей сути, является учебным пособием, которое представляет собой специализированный дидактический аппарат, содействующий самостоятельной работе обучающихся над овладением учебным предметом как в урочное, так и во неурочное время. Говоря о рабочей тетради в комплексе с учебником, то стоит отметить, что вместе они являются учебно-методическим инструментом, который способствует улучшению восприятия и усвоения учебного материала. Не стоит забывать и о том, что к одной из основных дидактических функций рабочих тетрадей относится повышение степени наглядности и доступности материала, а значит от них напрямую зависит степень эффективности обучения.
В настоящее время количество издательств, выпускающих к учебникам рабочие тетради по математике заметно растет, сейчас можно найти рабочие тетради к учебникам таких авторов как С.М, Никольский, Н. Я. Виленкин, А. Г. Мерзляк и Г. Ф. Дорофеев. Большинство из них предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся с целью закрепления полученных знаний и отработки универсальных учебных действий, а также для совершенствования умений и формирования прочных вычислительных навыков [2].
В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой формирование метапредметных умений обучающихся в 5 классах на уроках математики будет более успешным, если использовать рабочую тетрадь, задания в которой будут направлены на развитие следующих метапредметных умений:
- Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.
- Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.
- Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
- Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.
- Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
- Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Исходя из цели исследования, проблемы и гипотезы, определены следующие задачи исследования:
- Изучить методики, направленные на формирования метапредметных умений обучающихся 5 класса.
- Провести исследование уровня сформированности метапредметных умений обучающихся 5 класса.
- Разработать комплекс заданий рабочей тетради для повышения исходного уровня освоения обучающимися 5 класса метапредметных умений.
- Провести занятия, с использованием рабочей тетради, направленные на повышение исходного уровня освоения обучающимися 5 класса метапредметных умений с экспериментальной группой.
- Провести контрольный срез уровня освоения обучающимися 5 класса метапредметных умений.
- Сделать выводы, анализы и заключения относительно результатов проведенной методики.
В таблице 1 представлены этапы проводимого эксперимента.
Таблица 1
Этапы эксперимента
№ |
Этап |
Описание |
Сроки |
1. |
Диагностический |
Анализ содержания, методов, организационных форм и средства обучения. Выявление проблемы, обоснование актуальности. |
Сентябрь |
2. |
Прогностический |
Постановка целей и задач, формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также негативных последствий. Разработка программы эксперимента. |
Сентябрь |
3. |
Организационный |
— Выбор объектов (и субъектов) эксперимента. — Выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте. — Методическое обеспечение эксперимента. — Организационное обеспечение эксперимента. — Разведывательное исследование. |
Сентябрь-октябрь |
4. |
Практический |
Проведение констатирующего, формирующего и контролирующего экспериментов. |
Сентябрь-март |
5. |
Обобщающий |
Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, корректировка гипотезы, оформление и описание хода и результатов эксперимента. |
Октябрь-март |
В результате проведения экспериментального исследования был определен исходный уровень освоения обучающимися 5 класса метапредметных умений, выявлена проблема низкого уровня сформированности метапредметных умений, разработаны дидактические средства (материалы) по математике для обучающихся 5 класса для формирования метапредметных умений.
В данный момент исследование находится на 4, практической, стадии, а именно проводится формирующий эксперимент, основной целью которого является повышение уровня развития у обучающихся 5 класса метапредметных умений, которые отслеживаются в ходе проведения формирующего этапа эксперимента с учетом проведенных занятий. В таблице 2 представлены метапредметные умения, на развитие которых направлен проводимый эксперимент.
Таблица 2
Метапредметные умения, на развитие которых направлен эксперимент
Умение |
Комментарий |
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни. |
Проверяется способность сопоставлять полученный результат и поставленный вопрос. |
Проверяется действие анализа — способности сделать вывод в заданной ситуации (отсутствие одного условия не даёт возможность решения), алгоритмизировать (прикидывать) ход решения, объяснять возможность решения учебной задачи. |
|
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации. |
Проверяется умение обучающегося работать с информацией, представленной в виде таблицы, умение принимать решение в условиях неполной и избыточной информации. |
Проверяется умение принимать решение в условиях избыточной информации. |
|
Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации |
Проверяется умение понимать математические средства наглядности. |
Проверяется умение «читать» и использовать информацию в виде круговой диаграммы. |
|
Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки |
Проверяется умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач. |
Проверяется овладение смыслового чтения математического текста, полнота использования математической информации. Верный ответ возможен только в том случае, если ученик учитывает каждое из заданных условий: «цифры в числе не могут повторяться», «на месте десятков может быть только четное число». |
|
Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом |
Проверяется понимание математического текста, умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. |
Проверяется понимание сущности алгоритмических предписаний |
|
Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера |
Проверяется умение планировать решение задач исследовательского характера. |
Проверяются навыки исследовательской деятельности обучающихся при решении учебных задач. |
После проведения констатирующего эксперимента был сделан вывод, что результаты 14 участников эксперимента ниже среднего показателя, и лишь 6 участников (30 %;) имеют средний или высокий результат, поэтому можно сказать, что выбранная группа обучающихся нуждается в работе по развитию метапредметных умений, для чего необходимо было разработать комплекс заданий (материалов), способствующих совершенствованию метапредметных умений обучающихся 5 класса на уроках математики.
После разработки комплекса заданий для рабочей тетради (рис.1-рис.4) а также проведения нескольких занятий, направленных на формирование таких метапредметных умений как способность сопоставлять полученный результат и поставленный вопрос; умения работать с информацией, представленной в виде таблицы, умение принимать решение в условиях неполной и избыточной информации был получен следующий результат: 8 обучающихся улучшили свои результаты по заданиям, связанным с названными умениями. Таим образом, анализ промежуточных результатов диагностирования, полученных в ходе проведения диагностики, показывает, что в результате проведения занятий по математике в экспериментальной группе с использованием дидактического материала, за небольшое количество времени, уровень развития метапредметных у участников немного увеличился. Это свидетельствует о том, что данные дидактические материалы помогают формированию метапредметных умений у обучающихся 5 класса на уроках математики, поэтому мы будем продолжать проводит занятия с использованием дидактических материалов для достижения наиболее высокого уровня развития метапредметных умений обучающихся.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
На контролирующем этапе завершен формирующий эксперимент, проведены все занятия курса по выбору, согласно графику учёта проводимых занятий. Основной целью является проведение контрольного среза формирующего эксперимента. Контрольный эксперимент был разработан в соответствии с содержанием констатирующего этапа исследования, и так как проводился с целью сравнения полученных результатов с исходными, включал в себя аналогичные диагностические методики (результаты представлены в таблице 3 и диаграмме (рис. 5)).
Таблица 3
№ п/п |
Ф. И. О. |
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
№ 6 |
№ 7 |
№ 8 |
№ 9 |
№ 10 |
№ 11 |
№ 12 |
Сумма |
1. |
У1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
11 |
2. |
У2 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
3. |
У3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
11 |
4. |
У4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
11 |
5. |
У5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
10 |
6. |
У6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
11 |
7. |
У7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
10 |
8. |
У8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
11 |
9. |
У9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
9 |
10. |
У10 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
9 |
11. |
У11 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
8 |
12. |
У12 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
13. |
У13 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
8 |
14. |
У14 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
11 |
15. |
У15 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
9 |
16. |
У16 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
10 |
17. |
У17 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
8 |
18. |
У18 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
9 |
19. |
У19 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
9 |
20. |
У20 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
8 |
Итого |
20 |
20 |
20 |
16 |
17 |
17 |
14 |
14 |
16 |
20 |
15 |
10 |
14 |
Рис. 5
Вывод: анализ итоговых результатов диагностирования (таблица 3, рис. 5), полученных в ходе проведения итогового контроля, показывает, что в результате проведения занятий по математике с экспериментальной группой с использованием дидактических материалов, произошли качественные и количественные изменения. Действительно, сравнивая результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента, можно увидеть, что уровень овладения метапредметными умениями стал заметно выше. Проанализировав изменения уровня овладения метапредметными умениями, можно сделать вывод о том, что в среднем количественный показатель вырос в экспериментальной группе на 25 %. Таким образом, наблюдается положительная динамика роста овладения метапредметными умениями обучающимися 5 класса, на формирующем этапе эксперимента, на уроках, с которыми в процессе обучения математики были применены разработанные дидактические материалы. Полученные данные позволяют утверждать об эффективности представленных в исследовании дидактических материалов по математике для обучающихся 5 классов.
Все полученные на контрольном этапе эксперимента результаты позволяют сделать вывод, о том, что, выдвинутая в исследовании гипотеза нашла своё подтверждение и разработанные дидактические материалы действительно способствуют овладению метапредметными умениями и могут быть применимы на уроках математики в 5 класс.
Литература:
- Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). — М.: Педагогика, 1982, стр. 75
- Болотова А.И, Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в процессе обучения математике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., 2012. — No 3. — С. 209–213.
- Виленкин, Жохов, Чесноков: Математика. 5 класс. Учебник. В 2-х частях. ФГОС. М.: Мнемозина, 2020.
- Дорофеев Г. В., Бунимович Е. А., Шарыгин И. Ф.: Математика. 5 класс. Учебник. ФГОС. М.: Просвещение, 2021.
- Ефремов О. Ю. Педагогическая диагностика в высшей военной школе России. СПб.: ВУС, 2000.
- Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001.
- Мерзляк А.Г, Полонский, Якир М. С.: Математика. 5 класс. Учебник. ФГОС. М.: Вентана-Граф, 2021.
- Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. и др. Математика. 5 кл. М.: Просвещение, 2020.
- Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб.: Питер, 2004.