Курс внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для учащихся 8–9-х классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 15.05.2020

Статья просмотрена: 370 раз

Библиографическое описание:

Гречкина, О. С. Курс внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для учащихся 8–9-х классов / О. С. Гречкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 571-572. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70057/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена описанию курса внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для обучающихся основной школы.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, задача, параметр, уравнение, решение, государственная итоговая аттестация.

Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта является реализация образовательной программы как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность по предмету может быть осуществлена в различной форме. На наш взгляд, элективный курс по определенному разделу математики — оптимальная форма реализации внеурочной деятельности. Целью курса является удовлетворение интеллектуальных потребностей обучающихся, поэтому его тематика курса определяется, как правило, запросами обучающихся.

Выбор темы курса внеурочной деятельности связан с включением задач с параметрами в содержание контрольно-измерительных материалов Государственной итоговой аттестации выпускников по математике (профильный уровень). Кроме того, специфика подобных задач заключается в их ярко выраженном нестандартном исследовательском характере. Тем самым определяется актуальность углубленного изучения именно данного раздела математики.

Определим основные понятия. В. В. Мирошин даёт следующие определение «параметра» и «задачи с параметрами»:

Параметром называется независимая переменная величина, входящая в условие задачи или появляющаяся в процессе её решения, «управляющая» решением задачи.

Задача, условие которой содержит или в ходе решения которой появляется хотя бы одна независимая переменная, удовлетворяющая определению понятия «параметр», называется задачей с параметрами [2, с. 19].

Классифицировать задачи с параметрами можно по различным основаниям, для этого имеется большое количество признаков. Так, например, Клейн предлагает основанием классификации число параметров.

Ю. М. Колягин рассматривает классификацию задач по сложности в зависимости от числа компонентов, являющихся неизвестными и придающими ситуации проблемный характер [1]. Он выделяет четыре типа задач: стандартные задачи, обучающие задачи, поисковые задачи и проблемные задачи. При этом сами задачи с параметрами классифицируются по следующим основаниям: по постановке задания; по теме; по методу; и по сложности.

Особенностью классификации задач по методу является то, что задача рассматривается в неразрывной связи с методом ее решения. Чаще всего рассматривают аналитические или графические (координатно-графический) методы. В основном многие задачи с параметрами могут быть решены как аналитически, так и графически, однако чаще всего используется синтез данных методов.

При подготовке к государственной итоговой аттестации данным методам и приемам нужно уделять пристальное внимание, что не всегда возможно сделать, ограничиваясь рамками обычного урока. Поэтому для качественной подготовки к решению подобных задач нужен специальный курс внеурочной деятельности, который необходимо начинать достаточно рано. Многие задачи с параметрами можно рассматривать с начала изучения систематического курса алгебры.

Спроектированный нами курс внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» предназначен учащимся 8–9 классов и направлен на развитие познавательного интереса и формирование исследовательских навыков, а также изучение приемов и методов решения задач повышенного уровня сложности. Целями курса внеурочной деятельности являются: формирование математического мышления учащихся через знакомство с приемами и методами решения задач с параметрами, развитие математической культуры школьников, а также повышение мотивации к самостоятельному изучению некоторых классов уравнений и неравенств с параметрами.

Остановимся подробнее на решении на решении некоторых задач с параметрами, доступными учащимся 8–9 классов:

Задача 1. Решить уравнение .

Преобразуем правую часть уравнения:

Контрольные значения параметра (термин А. Г. Мордковича) — те, которые обращают в 0 коэффициент при х в левой части. Таким значением является При этом значении а и левая, и правая части обращаются в 0 и уравнение превращается в верное числовое равенство независимо от значения переменной х.

При левую и правую части уравнения можно сократить на , тогда получаем единственное решение

Таким образом, при уравнение имеет бесконечное число корней (любое действительное число является корнем данного уравнения); при уравнение имеет единственный корень

Задача 2. При каких значениях параметра а уравнение

имеет ровно три решения?

Корнями данного уравнения являются следующие значения переменной:

Уравнение имеет три различных корня в том и только том случае, когда значение параметра а совпадает с одним из чисел и . При всех других значениях параметра уравнение имеет четыре различных корня. Таким образом, уравнение имеет ровно четыре решения при

и ровно три решения при

Таким образом, курс внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» представляет возможность не только для формирования умений и навыков учащихся, но и развития у них логического мышления, расширения математического кругозора, формирования математической культуры.

Литература:

  1. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике. Т. 1–2. — М.: Просвещение, 1977.
  2. Мирошин В. В. Существенные признаки понятия «параметр» // Математика в школе. — № 7. — 2010. — С. 19–22
  3. Мордкович А. Г. Беседы с учителями математики: Учеб.-метод. пособие. — М.: ООО «Оникс», 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, задача, параметр, уравнение, государственная итоговая аттестация, решение, значение параметра, метод решения задач, правая часть, цель курса.


Похожие статьи

Элементы теории чисел на занятиях курса внеурочной деятельности в основной школе

Статья посвящена теоретико-числовой подготовке учащихся основной школы в рамках курса внеурочной деятельности.

Интегрированный урок математики в 5 классе коррекционной школы

Статья представляет собой описание открытого интегрированного урока математики для 5 класса в специальной (коррекционной) школе. Проблема, на решение которой направлено разработанное занятие, -выявление метапредметных взаимосвязей между математикой ...

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Особенности организации школьных геометрических олимпиад

В статье исследуется опыт организации и проведения геометрических олимпиад школьников. Изучаются цели и тематика задач очных, заочных, устных геометрических олимпиад. Необходимость включения геометрических задач и связанного с ними теоретического мат...

Методика проведения курса по выбору «Решение задач с экономическим содержанием» для учащихся 10-го класса

В статье освещаются общие вопросы постановки математических курсов по выбору; рассматриваются такие аспекты как история возникновения и развития школьных факультативных занятий; цели проведения таких занятий; приведены критерии отбора содержания тако...

Методические особенности проведения Всероссийских проверочных работ по биологии в 6-м классе

В статье автор рассматривают примерные задания всероссийских проверочных работ по биологии для 6 класса

Особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике

В статье автор рассматривает особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике.

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)

Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся 7 класса как средство привития интереса к изучению курса геометрии

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией и проведением математического кружка для семиклассников по теме: «Наглядная геометрия». Рассматриваются цели и задачи кружка, представлено календарно-тематическое планирование.

Девятое задание тестовой части ЕГЭ по профильной математике

Статья посвящена новому заданию тестовой части ЕГЭ по профильной математике. В статье указаны несколько способов решения этого задания. Содержание статьи будет полезным преподавателям и студентам.

Похожие статьи

Элементы теории чисел на занятиях курса внеурочной деятельности в основной школе

Статья посвящена теоретико-числовой подготовке учащихся основной школы в рамках курса внеурочной деятельности.

Интегрированный урок математики в 5 классе коррекционной школы

Статья представляет собой описание открытого интегрированного урока математики для 5 класса в специальной (коррекционной) школе. Проблема, на решение которой направлено разработанное занятие, -выявление метапредметных взаимосвязей между математикой ...

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Особенности организации школьных геометрических олимпиад

В статье исследуется опыт организации и проведения геометрических олимпиад школьников. Изучаются цели и тематика задач очных, заочных, устных геометрических олимпиад. Необходимость включения геометрических задач и связанного с ними теоретического мат...

Методика проведения курса по выбору «Решение задач с экономическим содержанием» для учащихся 10-го класса

В статье освещаются общие вопросы постановки математических курсов по выбору; рассматриваются такие аспекты как история возникновения и развития школьных факультативных занятий; цели проведения таких занятий; приведены критерии отбора содержания тако...

Методические особенности проведения Всероссийских проверочных работ по биологии в 6-м классе

В статье автор рассматривают примерные задания всероссийских проверочных работ по биологии для 6 класса

Особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике

В статье автор рассматривает особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике.

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)

Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся 7 класса как средство привития интереса к изучению курса геометрии

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией и проведением математического кружка для семиклассников по теме: «Наглядная геометрия». Рассматриваются цели и задачи кружка, представлено календарно-тематическое планирование.

Девятое задание тестовой части ЕГЭ по профильной математике

Статья посвящена новому заданию тестовой части ЕГЭ по профильной математике. В статье указаны несколько способов решения этого задания. Содержание статьи будет полезным преподавателям и студентам.

Задать вопрос