Цель занятия:
‒ Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы;
‒ Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве;
‒ Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом;
‒ Развивать воображение, творчество.
Материал для занятия:
‒ листы белого цвета, вырезанные в форме окошек;
‒ кусок свечки;
‒ акварельные краски;
‒ кисть;
‒ стаканчик с водой;
‒ нарисованный заранее домик без окон.
Ход интегрированного занятия в старшей группе:
Вводная часть
Воспитатель. Дети сегодня к нам пришло много гостей, давайте поздороваемся с ними. А теперь поздороваемся с самим собой.
Психогимнастика.
Дети стоят на коврике в кругу, говорят вместе стишок, показывают части тела соответственно тексту:
Добрый день наши ручки,
Добрый день наши ножки,
Добрый день наши колени,
Добрый день наши ушки,
Добрый день наши глазки,
Добрый день наши щечки,
Добрый день наш носик,
Добрый день наш ротик,
В конце дарят всем поцелуй.
В конце воспитатель спрашивает, сколько у каждого рук? (Ног, глаз...)
Для чего нам руки? (Ноги, глаза...)
Воспитатель. Я вижу, вы все здоровы и уже готовы к путешествию. Готовы? (Ответ детей)
Основная часть занятия
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появился необычный домик: в нем три двери и ни одного окошка. Интересно, что это за волшебный домик. Наверное, он заколдован, а чтобы его расколдовать, давайте откроем первую дверь. Ребята, за этой дверью скрыты интересные задания.
Игра «Отгадай загадку»
Загадки:
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный. (снег)
Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это снежная. (метель)
Я прозрачна, как хрусталь.
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю. (сосулька)
По дорогам он ходил,
Да все лужи застеклил (мороз)
Морозно в белом январе
Деревья словно в серебре.
Кусты, березы и осины
Украсил блеском светлый. (иней)
Сама я ледяная.
Моя юбка кружевная
Я кружусь как балеринка
Угадали? Я -. (снежинка)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому и отгадали все загадки. А про какое время года здесь говорится?
Ответ детей: Зима.
Воспитатель: Правильно. А теперь давайте откроем вторую дверь,какое же задание ждёт нас теперь.
Игра «Догони снежинку».
Все покрыто снегом, деревья в серебристом инее. Красиво!
А на окошках дивные узоры: снежинки, цветы, завитушки, перышки диковинных птиц.
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это клен, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу — не оторваться:
Веток линии нежны!
А художник — рад стараться,
Даже кисти не нужны.
Воспитатель: Кто же этот художник?
Ответ детей: Мороз.
Воспитатель:
А как же он создает эти узоры?
Ответы детей.
Воспитатель:
Капельки воды, которые присутствуют в воздухе оседают на холодном стекле и превращаются в льдинки. Они похожи на тоненькие иголочки. За ночь их становится много- много, они налипают друг на друга, поэтому и получаются разные узоры, В которых мы видим очертания каких-нибудь предметов. Мы с вами уже наблюдали за узорами на окнах. на что они были похожи?
Ребята давайте теперь откроем третью дверь. Посмотрите, что у меня есть! (в коробке лежат кусочки свечки) Оказывается, ей можно рисовать. Вы Скажите, что рисунок не видно. Для этого нужно его будет затонировать акварельной краской. Свеча состоит из воска, который отталкивает воду, она скатывается с его поверхности и рисунок проступает. Такая техника называется ФОТОКОПИЕЙ.
А теперь давайте немножечко отдохнем, устроим физкультминутку.
Физкультминутка:
Пускай снегами все заносит, (руки вверх и вниз)
Пускай лютуют холода, (обнимаем себя руками)
Зима меня не заморозит, (прыгаем на месте)
Не напугает никогда.
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном. (пружинка)
А Дед Мороз свои картинки
Рисует на стекле ночном. (изображаем рисование)
Практическая часть.
Сначала продумайте содержание будущего узора.
Теперь выполняем узор с помощью свечи. Рисуем сверху вниз, чтобы элементы рисунка не накладывались друг на друга.
Покрываем готовый рисунок акварельной краской голубого или фиолетового цвета, не оставляя пустых мест.
Итог занятия:
Воспитатель вывешивает дом без окон.
Воспитатель: Ребята, вам нравится этот дом? А чего в нем не хватает?
Ответ детей: окон.
Воспитатель: Давайте приклеим наши окна к этому дому.
Посмотрите, какой красивый получился дом. Какие морозные узоры. Я думаю, что Деду Морозу очень понравится.
Литература:
- Художественное творчество и ребенок / Н. Ветлугиной. — М., 1972.-217 с.
- Художественное творчество и ребенок:/ под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1972. -225 с.
- Пахомова, Н. Ю. Эстетическое развитие ребенка/ Н. Ю. Пахомова //Методист. — 2012. — № 4. — С.44–49.
- Гиппиус, С. В. Тренинг развития креативности /Гиппиус С. В. — СПб.,2011.-124 с.
- Вендрова, Т. Е. Постигая основы искусства / Т. Е. Вендрова // Начальная школа. — 2014. — № 8. — С. 58–62.