Конспект занятия по творческому труду «Дымковские узоры» для учащихся 10-12 лет | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.

Дата публикации: 14.12.2022

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Шмелёва, Л. В. Конспект занятия по творческому труду «Дымковские узоры» для учащихся 10-12 лет / Л. В. Шмелёва. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 84-85. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/7869/ (дата обращения: 15.11.2024).



Цель: Закрепление умения детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить рисовать узор на ткани, располагая элементы симметрично, чередуя их.

2. Упражнять в рисовании элементов дымковской росписи кистью и тычком.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

2. Воспитывать желание создавать красоту своими руками, творить добро.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать мышление, внимание и память через ответы на вопросы.
  2. Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении узора.
  3. Обогащать словарь при работе с новыми терминами.
  4. Корректировать моторику рук и зрительно-двигательную координацию при выполнении практической части занятия.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций на экране, рисовании под музыку, при проведении анализа работ.

Словарь: фон, элементы, эскиз

Оборудование: демонстрационное — экран, 2 куклы, музыка.раздаточный — гуашь, подставки, кисточки, тычки, вода, салфетки, эскизы, полоска бумаги и полоска ткани

Предварительная работа:

Рассматривание работы альбома „Декоративно-прикладное искусство”,

В. Куприн „Дымка”, альбома „Ткани”, лепка и роспись дымковских игрушек, роспись плоскостных предметов: варежки, свитера; раскраска „Дымка” Москва, издательство „Околица”.

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас занятие по творческому труду.

— Послушайте загадку и скажите о каких игрушках пойдёт речь: „Давным-давно в одном селе жили мастера, лепили они из глины игрушки, а чтобы они были прочнее, их обжигали в печах, затапливали печи и из труб шёл дымок, много домов — много дымков и назвали село Дымково, а игрушки? (дымковские)

— Правильно, сегодня мы поговорим о дымковских игрушках, об их росписи и тема нашего занятия:

„Дымковские узоры”.

Но сначала разберём слова, смысл которых вы должны понимать.

— Итак, первые слово; фон — основной цвет, по которому идёт роспись, второе слово: элеме́нты — части узора, третье слово вам знакомо: эски́з .

— Что такое эскиз? (предварительный рисунок)

— Поговорим о дымковских игрушках?

— Из какого материала лепились дымковские игрушки? (экран)

— Какие игрушки лепили мастера?

— По какому фону расписывают игрушки дымковские мастера?

— Какие цвета используют в своей росписи?

— Какие элементы используют дымковские мастера?

— О дымковских игрушках вы знаете достаточно, на прошлых занятиях мы лепили из глины, расписывали элементами дымковской росписи свитер, варежку.

— А сейчас у меня для вас сюрприз.

— У на с в гостях две куклы Маша и Даша. Обратите внимание на их юбочки. Какая юбочка вам больше нравится? Почему?

— Даше тоже хотелось бы иметь такую же красивую юбочку. Поможем Даше?

— А затем я, сошью юбочку Даше, из самой красивой ткани, расписанной вами. — (экран — иллюстрации дымковских барышень)

— А сейчас посмотрите какими элементами расписаны юбки у дымковских барышень.

Физминутка:

Все ребята дружно встали,

И на месте зашагали,

На носочках потянулись (руки вверх),

А теперь назад прогнулись (руки за голову),

Как пружинки мы присели,

А теперь, на место сели.

— А теперь вернёмся к работе.

— На прошлом занятии вы нарисовали эскизы дымковских узоров, а сейчас вам нужно нарисовать такой же узор на ткани.

— Чем вы будете рисовать узор?

— Где должны лежать кисточка и тычок?

— Как правильно нужно держать кисточку?

— Как рисуют тонкую линию?

— Как рисуют толстую линию?

— Напоминаю, как надо рисовать волнистую линию; рука с кисточкой поднимается вверх и также плавно опускается вниз, как будто уточка плывёт по волнам (рисует в воздухе).

— Для чего нам нужна салфетка?

— Чем вы будете рисовать горошины и круги?

— Тычок можно промывать водой?

— Как вы будете рисовать горошины разных цветов? (разными тычками)

— У вас есть полоска бумаги для того, чтобы вы могли попробовать какой-то элемент.

— А сейчас посмотрите на свой эскиз, и скажите какие элементы вы будете использовать?

— Какими цветами?

— Проверьте, всё у вас есть для работы?

— Напоминаю, что элементы должны повторятся, должны быть на одинаковом расстоянии.

— Сейчас разомнём руки и приступим к работе. ( пальчиковая гимнастика )

— Итак, открываем нашу мастерскую, и вы станете художниками по росписи ткани.

— Вам нужно постараться, чтобы у Даши была юбочка такой же как у Маши.

— Начинайте работать, а чтобы у вас получилось лучше, я включу вам сказочную музыку. (музыка)

Итог:

Что мы с вами делали?

— Для чего?

— Понравилось вам быть художниками?

— Приятно вам было работать под музыку?

Анализ работ:

Хорошие работы у вас получились, яркие, красочные, узоры все разные, все старались, нарисовали аккуратно, всем хотелось, чтобы его ткань была самой красивой.

— Помогите мне выбрать самую красивую ткань.

— Я подумала и решила, что Маше и Даше можно сшить несколько юбочек из ваших красивых тканей.

— А теперь, наша мастерская закрывается, но я хочу вам открыть один секрет: вы были не просто художниками, а волшебниками: вы умеете создавать красоту своими руками.

— А ещё, я очень рада за вас ребята, потому что вы сделали доброе дело для Даши!

— А доброе дело — это всегда замечательно, делайте больше добра для людей и тогда люди будут относится к вам тоже по-доброму и жизнь станет лучше.

Занятие окончено. Всем спасибо!

Литература:

  1. Н. П. Кострин „Учебное рисование”.
  2. Е. Остров „Краса ненаглядная”.
  3. Н. Халезова „Дымковская игрушка в изодеятельности детей”.
  4. Т. Шпикалова „Изобразительное искусство в I классе” (пособие для учителей).
  5. В. Крупин „Дымка”.
Задать вопрос