В статье рассмотрены основные направления сотрудничества школы и музея при изучении общественно – гуманитарных дисциплин, приведены конкретные рекомендации по организации уроков с использованием музейных материалов.
Ключевые слова: духовное наследие, экспонаты, образцы изобразительного искусства, зрительная память, художественный вкус, экскурсия, выставка, портретная живопись, художественный деталь, музейные материалы.
Совместную деятельность школы и музея рекомендуется проводить в нескольких направлениях [1]. Ведущий специалист в области музейной педагогики Б. А. Столяров рекомендует организовать два блока (секции);
1) Школа – музей в образовательной деятельности и 2) Музейная педагогика в школе. В его рекомендации входят в основном экскурсии и деятельность музея. Учителя школы должны быть готовы к совместной деятельности с сотрудниками музея.
Сотрудничество между школой и музеем целесообразно начать с составления программы и использовать её в учебном процессе прежде всего для воспитания учащихся в духе уважения к культурному наследию.
В данной статье мы попытаемся изложить методику использования музейных материалов учителями общественно – гуманитарных предметов и организаторами воспитательной работы на примере изучения отдельных тем. В аспекте сказанного выше на школу возлагаются следующие задачи:
· Пробудить у учащихся интерес к образцам изобразительного искусства, народного прикладного искусства, скульптуры и других видов искусств;
· Формировать у учащихся знания, умения и навыки на примере образцов искусства в области истории, литературы, общество ведения и др.;
· Привить учащимся чувство гордости и уважения к духовным ценностям;
· Довести до сознания учащихся понимание духовного богатства как комплекса духовных и материальных культурных ценностей;
· Направить познавательную деятельность учащихся на изучение культурных ценностей, созданных человечеством, духовного наследия узбекского народа и общечеловеческих ценностей;
· Воспитать культуру посещения музеев, осмотра и изучения музейных экспонатов, представляющих современную и древнюю эпохи;
· Формировать духовность, индивидуальные способности личности, творческий подход к окружающей действительности.
Использование материалов музея в процессе изучения общеобразовательных предметов, посредством организации передвижных выставок, исторических документов, образцов прикладного искусства, репродукций картин художников,
во-первых, воспитывает у учащихся уважение и чувство гордости к духовному наследию;
во-вторых, развивает у них художественный вкус, способность к размышлению, зрительную память, творческое воображение, эстетические чувства, так как познание действительности начинается с чувственного восприятия, которое является источником художественного мышления.
Разумеется, при изучении основ наук в школе нет возможности постоянно проводить уроки в музеях. Поэтому целесообразно организовать курсы повышения квалификации учителей при музеях для того, чтобы они вооружились методикой использования музейных материалов в условиях школы.
Возможности использования музейных материалов в школе при изучении школьных дисциплин, в особенности гуманитарных предметов, безграничны.
Ведущее место в этом отношении занимает литература. Писатель так же, как и художник, отражает действительность в образах, только литератор создаёт образы в словесной форме, а художник – красками и специальными приёмами: выбор сюжета, композиция, колорит (цветовая гамма), использование освещения через созданные образы не только воссоздаёт действительность, но и воздействует на чувства.
Идея, выраженная в художественной форме, оказывает более сильное влияние, поэтому целесообразно отбирать высокохудожественные произведения.
При знакомстве учащихся с произведениями искусства, будь то литература или другой предмет, речь не идёт о детальном подробном анализе. В этой связи необходимо соблюдать следующие требования:
· Реализация поставленных перед школой учебных и воспитательных целей при отборе содержания художественных произведений;
· Соответствие отобранных образцов искусства развитию познавательной деятельности учащихся;
· Соответствие изучаемой теме;
· Отобранные произведения должны быть высокохудожественными;
· Использование произведений искусств должно быть последовательным и постоянным.
На уроках литературы в 5-7 классах учащимся даются краткие сведения о жизни и творчестве писателей, рекомендуются для чтения отрывки из их произведений, привлекаются отдельные факты биографии. Учащиеся же должны иметь более широкие познания о писателе и его творческой деятельности. Поэтому учителю важно привлечь как можно больше дополнительных сведений, и в этом могут помочь фотографии, портреты, картины, предметы, хранящиеся в музеях.
В 5-9 классах проводится работа с портретами писателей, в 9 классе сведения о портретных изображениях писателей углубляются, кроме того привлекаются изображения общественно – политической жизни, окружающей обстановки того времени, когда жил писатель – всё это повышает уровень восприятия событий и эпохи.
В программе для 5 класса по изобразительному искусству содержатся сведения о портретной живописи. Благодаря видеофильмам, слайдам, репродукциям, относящимся к портретному жанру, учащиеся получают представление об этом жанре. На уроках литературы эти представления укрепляются на основе работы с портретами художников А. Абдуллаева, Р. Ахмедова, Б. Жалолова, А. Икромжонова, Ж. Умарбекова, создавших галерею портретов писателей.
В программу по литературе (с 5 по 9 класс) включены произведения А. Навои «Об учтивости и вежливости», «О слове», глава «О султанах» из поэмы «Смятение праведных», газели «Чёрные глаза», «Брови другой», поэма «Семь планет» и др.
В процессе изучения творчества Навои проводится сопоставление известных портретов, созданных узбекскими художниками, с биографическим текстом, дополняются сведения о Навои как поэте, государственном деятеле, великом гении и обычном простом человеке.
А. Навои – великий гуманист, основатель узбекского языка и литературы, талантливый и выдающийся учёный – энциклопедист, государственный деятель, писатель, поднявший узбекскую классическую литературу на новую ступень, выдающийся деятель культуры. При изучении его жизни и творчества следует остановиться на детских и юношеских годах, научной и творческой деятельности, заслугах в области культуры и благоустройства, общественно – политической деятельности и при этом использовать портреты: А. Навои и Абдурахмон Джоми, Навои и Хусайн Байкаро, созданные как при жизни Навои, так и в последующие годы.
Можно продемонстрировать портреты, созданные Махмудом Музаххибом, В. Кайдаловым, А. Абдуллаевым.
В 9 классе при изучении творчества Навои выясняется, какие из портретов Навои учащимся знакомы. Учащиеся называют портреты В. Кайдалова, А. Абдуллаева или те, которые встречали на страницах журналов, либо в литературно – краеведческих музеях и музеях изобразительного искусства.
В 5 классе, сообщая сведения о детских и юношеских годах А. Навои уместно показать репродукции картин А. Циглинцева «Алишер идёт в школу». В. Б. Пестинского «Алишер читает «Язык птиц»», «Мешхед. Алишер читает стихотворение Абулкосиму и Хусайну».
В 7 – 9 классах учащиеся больше узнают о литературной и общественной деятельности А. Навои. Помогают им в этом произведения художников А. Абдуллаева «Алишер Навои на стройке», «Алишер Навои», «Алишер Навои перед бунтовщиками в Герате», А. Циглинцева «Алишер Навои получает от Хусайна Байкаро приказ об отправке в Астрабад», «Алишер Навои в Астрабаде».
Портрет Алишера Навои кисти А. Абдуллаева очень близок к портрету, написанному Махмудом Музаххибом. Об этом свидетельствует и словесное описание облика Навои в романе Айбека Навои. Учитель путём сопоставления словесного портрета и портрета, выполненного художником Абдуллаевым, раскрывает перед учащимися секреты воссоздания образа с помощью художественного слова.
Писатель Айбек так описывает портрет Навои: «На голове поэта аккуратно закрученная остроконечная чалма, на нём неяркий халат, поверх халата чекмень. Навои ещё нет тридцати лет, но выглядит он старше. Выше среднего роста, худощавый, крепкого телосложения, пальцы длинные и тонкие, чёрная короткая бородка, аккуратные и ровно подстриженные усы, выступающие скулы на широковатом лице выражение постоянной мысли, духовной мощи и в то же время улыбка слегка уставшего человека. В глазах под несколько выпуклыми бровями словно выражается полёт мысли и сила воли.»
Учащиеся, рассматривая портрет, обращают внимание на детали, отмеченные Айбеком. И писатель, и художник – один искусством слова, другой средствами живописи (кистью и красками) прекрасно воссоздали образ великого государственного деятеля Алишера Навои.
Первым создателем портрета Навои был ученик великого мастера Бехзода Махмуд Музаххиб, работа которого сохраняется в Тегеране в Шахиншахской библиотеке [3]. Портрет Навои, созданный Бехзодом, до нас не дошёл.
На портрете Музаххиба поэт изображён, будучи в преклонном возрасте. Он стоит, опираясь на посох, несколько наклонившись. Годы борьбы за правду и справедливость отразились в побелевших волосах и во всём облике. Поэт, будучи уставшим, всё же кажется активным, одухотворённым. Его слегка нахмуренные брови, углублённый в себя взгляд изображены живо и реально. Портрет Навои свидетельствует о Махмуде, как о сложившемся художнике.
Постоянные творческие занятия Навои, сложности и трудности государственной деятельности его явно утомили и отразились на здоровье. В период, когда великий поэт возглавлял государственную службу, по его инициативе создавались величественные здания, мечети, медресе и др. Он создал достойные условия для служителей искусства, науки, культуры и покровительствовал им. Одним из таких деятелей был Бехзод.
Если учитель приведёт примеры из жизни Навои, связанные с поддержкой, материальной и моральной помощью Бехзоду, то воспитательное воздействие таких фактов ещё более возрастёт.
О взаимоотношениях великого поэта и великого художника можно судить по произведению Орифа Усмонова «Камолиддин Бехзод и его художественная школа» из следующего эпизода.
Автор приводит рассказ из сборника «Жунг», который был записан со слов афганского художника Мухаммад Саида Машъали. (Сборник был широко распространён среди афганских учёных, занимающихся историей гератской культуры).
Амир Алишер, сменив свою официальную одежду, приходит в келью бродячего художника (Бехзода) и стучится в дверь. Услышав ответ изнутри, он спрашивает разрешения войти. В келье он обнаруживает собственных изображений больше, чем шахских (т. е. Х. Байкаро).
Несколько удивившись, он спрашивает:
- Это чьи изображения?
Художник почтительно отвечает ему:
- Это портреты отца мастеров, великого деятеля, господина Амир Алишера, перед которым я сейчас стою.
Амир спросил:
- Почему до сих пор Вы не приходили ко мне?
Художник ответил:
- А зачем ? Если бы я пришёл к Вам, Вы бы меня одарили, и получилось бы, что я продаю свою произведения. Между тем, есть столько желающих приобрести Ваш портрет, что до Вас очередь не дошла бы.
Амир поклонился художнику и сказал: «Я безмерно рад, что меня так высоко оценили не во дворце шаха, а в келье бедного художника».
Затем Амир Алишер спросил, в чём художник нуждается и пообещал исполнить все его просьбы. Известно, что Навои, оказывая покровительство художникам, сам также занимался живописью [4]. Об этом свидетельствует его рисунок «Закованный в цепи лев».
Алишер Навои сыграл значительную роль в истории развития культуры и литературы узбекского народа. Как крупный поэт и мыслитель, он в своих произведениях выдвигает идеи гуманизма, просветительства, справедливости. Однако в его время трудно было реализовать свои чаяния.
Противники Навои постоянно преследовали его, в результате этих преследований и клеветы, его отправляют в Астрабад в качестве хокима, а точнее – в ссылку. Это сильно подействовало на него. В Астрабаде он чувствует себя скованным львом и выражает это состояние в своём рисунке.
Приведенные примеры из жизни Навои не только восполняют знания учащихся, но и призваны способствовать их вхождению в мир искусства, обогащению их знаний а также проявлению их творческих способностей.
Литература:
1. Низомхонова Н.Э. «Использование сотрудничества школы и музея в духовном воспитании учащихся». – Журнал «Узлуксиз таълим» (Непрерывное образование) № 2 стр. 61-65
2. Столяров Б.А. «Музейная педагогика: история, теория, практика» Учебное пособие – М: высшая школа, 2004. стр. 216
3. Норкулов Н., Низомиддинов И. «Страницы истории миниатюры в кн. Искусство эпохи Темуридов» - Т: Изд-во Г. Гуляма,1970 г.
4. Усмонов З.О. «Камолиддин Бехзод и его художественная школа» - Т: Изд-во «Фан»,1997 г. стр. 41-42.