Возникновение, развитие и понятие постпенитенциарного контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (179) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 14.11.2017

Статья просмотрена: 248 раз

Библиографическое описание:

Лампежев, А. С. Возникновение, развитие и понятие постпенитенциарного контроля / А. С. Лампежев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46374/ (дата обращения: 17.12.2024).



Постпенитенциарный контроль является важнейшим элементом обеспечения безопасности в государстве, в том числе в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. Сущность и понятие персонифицированного полицейского надзора, его соотношение с административным надзором всегда была и остается одним из наиболее дискуссионных тем, в связи с тем, что в каждой стране трактуется по-своему. В конце XVIII века известный российский юрист В. Ф. Дерюжинский отмечал, что поневоле приходится констатировать, что данный вопрос остается неразрешенным, и, по нашему мнению, установление пределов полицейского надзора невозможно без ясного представления о его сути, особенностях и соотношении с общим административным надзором [5, С. 9].

Институт постпенитенциарного контроля имеет глубокие корни. Н. С. Таганцев писал: «… общество не может не опасаться человека, просидевшего более или менее долгий срок в тюрьме и даже, может быть, побывавшего в ней неоднократно, а потому и не может обойтись без особого за ним контроля со стороны государства» [6, с.261].

Так впервые упоминался в «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» 1845г., где в ст.49 отмечалось, что осужденные после ссылки в Сибирь или другие отдаленные губернии на житье, по освобождении из временного заключения, состоят под надзором местной полиции, т. е. почти, как и в сегодняшнее время в те времена особый контроль устанавливался за злостное нарушение установленных правил отбывания наказания. В ст.ст.51,52,54 отмечалось, что надзор полиции является лишь дополнительным видом наказания, в зависимости от тяжести совершенного преступления накладывался полицейский надзор, а срок определялся судом с учетом места отбывания наказания, тяжести совершенного преступления. Так, лица, освобожденные из исправительных арестантских рот гражданского ведомства, отдавались под надзор местной полиции или же обществ, либо помещиков, освобожденные от заключения из рабочего дома — на два года, из крепости или смирительного дома — на один год. В этот период на лиц с таким надзором распространялись такие ограничения, как запрет на изменение места жительства и выход за пределы места проживания без дозволения полиции, общества или помещика. Также, поднадзорным наказание в воспитательных арестантских ротах гражданского ведомства, дополнительно запрещалось пребывать в столицах и губернских городах.

Изгнание из племени еще в древнейшие времена являлось мерой наказания, применяемый к лицу, совершившему определенное правонарушение против своих же одноплеменников. В некотором понимании, такое наказание оборачивалось в неминуемую смерть постольку, поскольку выжить одному без рода и племени было крайне тяжело. По мере образования государств данный принцип потеряло свое значение, однако и современное время к человеку, совершившему противоправное действие применяется соответствующее наказание в виде лишения свободы, а также в течении некоторого времени государство осуществляет контроль за ним, с целью предотвращения новых преступлений. Конечно, во все времена с преступниками обращались по-особому, как к человеку, не заслуживающему доброго отношения или как к человеку, которого необходимо бояться. История пережила такие факты обращения с преступниками как нанесение клеймений на части тела, отрывание носа и ноздри, отрубание пальцев, отрезание ушей и т. п., т.е государство пробовало многие методы с целью искоренения преступных действий, защиты общества от преступных посягательств. Сегодня наша страна идет по пути развитого демократического общества, уважающего честь, права и свободы человека и гражданина и, конечно же, вышеупомянутые бесчеловечные обращения остались в прошлом.

В XVII — XVIII вв. некоторые вопросы контроля за лицами, освободившимися из мест изоляции от общества, решались полицейскими в целях недопущения повторения новых преступлений. Существовало несколько видов полицейского надзора:

  1. Как вид дополнительного наказания, кроме основного;
  2. Как меру пресечения для лиц, уклоняющихся от суда;
  3. Контроль лица органами власти по отдельным случаям и приказам;
  4. Негласный контроль полиции

Одним из основных и приоритетных направлений полицейского надзора являлся персонифицированный полицейский надзор, который означал в прямом смысле слова индивидуальное наблюдение, а также определенный контроль и надзор за лицом, отбывшим наказание, а также оказание социальной помощи. Со стороны развитых и развивающих государств данное направление государственного контроля находится на особом месте, поскольку именно данный институт является одним из основных «регуляторов» на пути снижения уровня повторяющихся преступлений, а также выступает предметом обсуждения в рамках международно-правовых отношений. В России зачатком данного института следует считать полицейский надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Традиционно под административным надзором понимается специализированный систематический контроль органов исполнительной власти за исполнением гражданами и организациями правовых и технико-юридических норм. Данное направление П. И. Кононов трактовал следующим образом: «административный надзор — внешневластная деятельность компетентных административных органов по проведению проверок соблюдения находящимися и не находящимися в сфере их непосредственной административной регуляции физическими лицами и организациями положений федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к обеспечению различных видов общественной безопасности» [2, С. 508–509].

Безусловно, полицейский надзор распространялся на важнейшие государственные сферы общественных отношений. В свое время на это обращал внимание немецкий философ Г. В. Ф. Гегель, который говорил: «Отношения внешнего наличного бытия принадлежат области рассудочной бесконечности; поэтому нет границы в себе, которая указала бы на то, что вредно и что не вредно, а применительно к преступлению — что подозрительно и что не подозрительно, что следует запретить или, подвергнуть надзору и что не следует запрещать, за что не следует подвергать надзору, подозрению, допросу или привлекать к ответственности. Ближайшие определения дают здесь нравы дух государственного устройства; нынешнее состояние, опасность в данный момент... Во всем можно найти такое-отношение, посредством которого то или иное может стать вредным. Полиция может действовать чрезвычайно педантично и стеснять повседневную жизнь индивидов. Однако, сколь ни дурно такое положение, объективную пограничную линию здесь провести нельзя» [3, С. 266].

Согласно Положения 1882г. о полицейском надзоре [4, п.16], понятие «полицейский надзор» определялось как от поднадзорных отбирались документы о звании и вида на жительство, взамен которых им выдается свидетельство о проживании в назначенной местности, без обозначения где указано, что лицо его получившее, находится под надзором полиции. Законодательство России, конца XIX века предполагало административные и полицейские требования явки, которые не исключали принудительный привод. Данное положение предусматривал обязанность явиться поднадзорному не позже суток со времени необходимого прибытия на место, в которое ему разрешена отлучка к местной полицейской власти и предъявить ей свое проходное свидетельство. Перед выездом куда-либо, поднадзорный обязан был прибыть в полицию, где ему давалось индивидуальное разрешение и срок до которого он должен был вернуться обратно, но в любой момент при необходимости его могли вызвать обратно. Поднадзорный, как и по месту постоянного проживания так и по месту временного пребывания обязан явиться в полицию по первому же требованию. Также, в положении о полицейском надзоре пояснялось, что надзор этот, как мера предупреждения преступлений учреждается над лицами, вредными для общества и лицами, освободившимися из мест заключения с отрицательной характеристикой, дабы предотвратить совершения ими новых преступлений и определялось как мера предупреждения преступных деяний против существующего государственного порядка, учреждающейся над лицами, вредными для общественного спокойствия [4, п.36]. Особое место в данном законе занимает положение, которое допускает, что лица, вышедшие из арестантских рот и исправительных отделений, могут высылаться в Сибирь, если общества отказывается от них [1, с.88]. Закон предусматривал несколько видов полицейского контроля:

  1. Надзор по судебному решению в качестве дополнительного «наказания»;
  2. Надзор как мера пресечения способов уклонения от следствия и суда и скрытия следов преступления;
  3. Надзор, как мера, предусмотренная ст. 1-ой устава о предупреждении и пресечении преступлений;
  4. Негласный полицейский надзор;
  5. Надзор в отношении политически неблагонадежных лиц;
  6. Надзор за отрицательно характеризовавшимися бывшими заключенными.

Литература:

  1. И. Т. Тарасова // Очеркъ науки полицейского права / / Москва 1897 год /
  2. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция»/ под ред П. И. Кононова, В. Я. Кикотя, И. Ш. Килясчанова. 3-е изд, перераб. и доп. М., 2008.;
  3. Гегель Г. В. Ф. Философия права // пер. с нем. М., 1990.;
  4. Положение о негласном полицейском надзоре 1882г. Утвержденное 1 Марта 1882 г. Министром Внутренних Дел Генерал-адъютантом Игнатьевым, объявленное при Цирк. Департамента Полиции от 9 Апреля 1882 г. № 1365 (http://helpiks.org/1–60906.html дата обращения 26.10.2017)
  5. Дерюжиский В. Ф. Полицейское право: пособие для студентов. 4-е изд Пг., 1917.;
  6. Н. С. Таганцев Русское уголовное право// Русское уголовное право, общая часть, том 2// С.-Петербург 1902//
Основные термины (генерируются автоматически): полицейский надзор, лицо, надзор, административный надзор, гражданское ведомство, местная полиция, особое место, персонифицированный полицейский надзор, постпенитенциарный контроль, Сибирь.


Задать вопрос