Субъекты права водопользования могут самостоятельно реализовать принадлежащие им права на пользование водными объектами, предусмотренные законодательством. При этом органы государственной власти не могут вмешиваться в деятельность водопользователей, за исключением случаев, прямо, предусмотренных законом.
Права и обязанности субъектов водопользования определяются в зависимости от основания от возникновения права водопользования. Если право водопользования возникло на основании договора или решения органов государственной власти, то могут быть предусмотрены еще и дополнительные права и обязанности, которые прямо установлены в этих документах. Договор водопользования может содержать и иные условия, принятые по соглашению сторон. [1]
Собственники водных объектов имеют право:
1) самостоятельно осуществлять пользование водных объектов;
2) осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;
3) пользоваться иными предусмотренными настоящим Кодексом, другими федеральными законами правами.
Водный кодекс наделяет водопользователей самостоятельно осуществлять различные виды деятельности. Самостоятельность при этом не означает самовольности. Водопользователи действуют в рамках договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Перечень прав водопользователей является открытым.
Особо важным правом водопользователей является право строительства гидротехнических сооружений, находящихся на водном объекте. Гидротехническим сооружением признаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций (за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения), устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов [1]. ГТС может быть зарегистрировано каждым водопользователем, но при этом данное сооружение будет находиться в собственности государства [2]. Безопасность ГТС осуществляет Правительство РФ [3]. Ответственность за безопасность несет собственник, так же он возмещает ущерб в результате аварии.
Составляется декларации безопасности ГТС. Перед этим разрабатывается проектная документация сооружения, которая подвергается соответствующей экспертизе.
Различные органы осуществляют контроль и безопасность данного сооружения. На сегодняшний день число аварий на гидротехнических сооружений составляет 5 процентов, но к 2020 году планируется привести аварийные сооружения в эксплуатируемое состояние [5].
Строительство ГТС способствует изменению водного объекта или созданию нового водного объект. Строительство на водном объекте регулируется Градостроительным Кодексом.
Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:
1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;
2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;
3) информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;
4) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
5) вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
6) выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности [1].
Новый Водный кодекс продолжает развитие экологических обязанностей в сфере водных отношений, возлагаемых на водопользователей в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации предприятий, сооружений и иных объектов распространяются на граждан и юридических лиц, которые обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. Они должны обеспечивать соблюдение установленных нормативов качества окружающей среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных технологий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проводят мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, воспроизводству природных ресурсов.
Водопользователи обязаны соблюдать нормативные предписания по использованию водных объектов, принимать различные меры по устранению и предупреждению вредных последствий для здоровья граждан. Граждане обязаны осуществлять меры по обезвреживанию, уничтожению, бытовых отходов, следовать экологическим, санитарно-гигиеническим номам [1].
При этом нужно отметить, что перечень прав и обязанностей не является исчерпывающим. В других нормах Водного Кодекса могут просматриваться права и обязанности водопользователей. Так, каждый гражданин имеет право на доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами2. Водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня [3].
Данный перечень может дополняться так же нормами Федеральных законов.
Таким образом, приходим к выводу, что содержание права водопользования включает в себя достаточно широкий круг прав и обязанностей субъектов водопользования. Содержание права водопользования включает в себя правомочия субъектов водопользования, которое наделяется и регулируется водным законодательством. Права и обязанности водопользователей дифференцированы в зависимости от основания предоставления права водопользования. Понятие права водопользования включает в себя владение, пользование, и распоряжение водными объектами. Конкретное же содержание права водопользования отражается в правах и обязанностях водопользователей.
Литература:
- Водный Кодекс Российской Федерации от 18 октября 1995 № 167 — ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4471.
- Водный Кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 № 74 — ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 23. Ст. 2381.
- Налоговый Кодекс Российской Федерации 31 июля 1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.
- Аксененко Г. А., Краснова Л. П., Фомина В. С. Земельное законодательство: Учебное пособие. М.: Наука, 2012.
- Данилов В. И. Водные ресурсы и качество вод. Состояние и проблемы управления // Российская юстиция. 2010. № 1.