Изменения в законодательстве в отношении водоохранной зоны от Водного кодекса РСФСР до Водного кодекса РФ
Автор: Марушина Дарья Александровна
Рубрика: 7. Технические науки
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2020)
Дата публикации: 24.12.2019
Статья просмотрена: 1290 раз
Библиографическое описание:
Марушина, Д. А. Изменения в законодательстве в отношении водоохранной зоны от Водного кодекса РСФСР до Водного кодекса РФ / Д. А. Марушина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/357/15546/ (дата обращения: 24.11.2024).
Человека всегда тянуло к воде, и особенно сейчас, в современном обществе, наличие земельного участка рядом с водой является показателем статуса и мечтой огромного числа людей. Но невозможно просто захотеть купить земельный участок у водоема и построить там дом — существуют ограничения на территории, прилегающие к водоемам, и со временем и с изменением законодательства эти ограничения изменялись. Рассмотрим ход этих изменений, начиная с появления первого Водного кодекса РСФСР в 1972 году.
Именно в Водном кодексе РСФСР в статье 91 впервые упоминается водоохранная зона как полоса, созданная для защиты водного объекта от загрязнения, засорения и истощения, а также других неблагоприятных явлений, вызванных изменениями физических, химических, биологических свойств вод, снижение их способности к естественному очищению, нарушения гидрологического и гидрогеологического режима вод. Порядок создания и использования водоохранных зон был определен Советом Министров РСФСР [1].
Согласно Постановлению [2] минимальная ширина воды водоохранной зоны устанавливаются в размерах:
Таблица 1
Ширина водоохранных зон, согласно прошлому законодательству
Вид водного объекта |
Расстояние от среднемноголетнего уреза воды влетний период по длине реки от истока |
Минимальная ширина |
Река |
до 10 км |
15 м |
до 50 км |
100 м |
|
от 51 до 100 км |
200 м |
|
от 101 до 200 км |
З00 м |
|
от 201 до 500 км |
400 м |
|
свыше 500 км |
500 м |
|
Вид водного объекта |
от среднемноголетнего уреза воды в летний период и для водохранилищ от уреза воды при нормальном подпорном уровне при площади акватории |
Минимальная ширина |
Озеро |
до 2 кв. км |
300 м |
более 2 кв. км |
500 м |
Для рек и озёр минимальная ширина прибрежных полос устанавливается в зависимости от среднего многолетнего уровня воды в летний период; для водохранилищ — от уровня воды на нормальном удерживающемся уровне с учетом прогноза переработки берегов на протяжении десятилетнего периода в следующих размерах:
Таблица 2
Виды угодий, прилегающих креке, озеру, водохранилищу |
Ширина прибрежной полосы (м) при крутизне прилегающих склонов |
||
Обратный инулевой уклон |
Уклон до 3 градусов |
Уклон более 3 градусов |
|
Пашня |
15–30 |
35–55 |
55–100 |
Луга и сенокосы |
15–25 |
25–35 |
35–50 |
Лес, кустарник |
35 |
35–50 |
55–100 |
Для рек до 10 км от истока ширина прибрежной полосы совпадала с водоохранной зоной. Размеры прибрежных полос рек, озер и водохранилищ внутри населенных пунктов были определены на основе конкретных условий планирования и застройки в соответствии с утвержденным генеральным планом, а при его отсутствии — органами исполнительной власти субъектов РФ при согласовании с бассейновыми водными объединениями Комитета РФ по водному хозяйству, органами государственного санитарного надзора и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ [2].
Указанные в Положении размеры ширины зон определялись на основе физических, географических, почвенных, гидрологических и других условий, а также интересов всех водопользователей, и эти размеры были утверждены органами исполнительной власти субъектов РФ по предложениям от бассейновых водохозяйственных объединений и органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, и согласовывались со службой землеустройства Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, при участии органов государственного санитарного надзора, а также объединений, которые выполняли функции государственного управления и контроля за использованием, сохранением и защитой лесов [2]. То есть, имея информацию о среднем многолетнем уровне воды в летний период, размеры водоохранных зон были установлены на основании экспертной оценки данных ведомостей.
В границах водоохранных зон были запрещены следующие виды деятельности:
− проведение работ, направленных на борьбу с вредителями и болезнями растений путем использования авиационных химических технологий и пестицидов, а также минеральных удобрений;
− размещение захоронений, хранение навоза, мусора и промышленных отходов;
− вырубка лесов (кроме рубок ухода, санитарных рубок);
− парковка, ремонт и заправка автомобилей;
− проведение промывки пойменных озер, строительство новых и расширение существующих промышленных объектов и социальной сферы без предварительного согласования с органами Государственного комитета по охране природы.
Также в список были добавлены следующие ограничения для прибрежных полос:
− запрещена распашка земли;
− выпас и организация летних скотоводческих лагерей;
− использование удобрений;
− установка палаточных городков.
Введением Постановления Правительства Российской Федерации [3] было признано недействительными Постановление [2].
В 1995 году был принят новый Водный кодекс Российской Федерации, согласно которому водоохранная зона была территорией, прилегающей к водному объекту, на которой устанавливался специальный режим использования и охраны природных ресурсов, а также защиты при ведении хозяйственной деятельности. На этой территории также была создана зона с особыми условиями использования, которая теперь стала называться прибрежной защитной полосой [4].
Процедура установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режим их использования теперь определялись Постановлением [3] Правительства Российской Федерации. По сравнению с предыдущим, Постановление [3] претерпело незначительные изменения. Размеры и границы водоохранных зон так же определялись физическими, географическими, почвенными, гидрологическими и другими условиями, но теперь также учитывался прогноз изменений береговой линии водоемов. Список водоемов, для которых была создана водоохранная зона, также был расширен — добавлены моря и болота. Минимальная ширина водоохранных зон реки претерпела минимальные изменения (изменилась ширина водоохранных зон рек длиной до 10 км — с 15 до 50 м), водоохранные зоны озер остались без изменений.
В дополнение к запретам [2] были добавлены следующие:
− в отношении водоохранной зоны: запрет на размещение дачных и садовых участков в зонах с шириной водоохранных зон менее 100 метров и крутизной склонов прилегающих территорий более 3 градусов;
− в отношении прибрежных полос: запрет на складирование вымываемых отвалов и движение автомобилей и тракторов (за исключением транспортных средств особого значения).
В целом положения, изложенные в [3], в значительной степени совпадают с [2].
В 2006 году вступил в силу новый Водный кодекс [5], положения которого действуют и сегодня. Существенные изменения, которые пришли с новым Кодексом, включают следующие пункты:
− к перечню водных объектов добавились каналы и ручьи;
− сократилось число градаций рек;
− водоохранные зоны выделяются без учёта физико-географических, почвенных, гидрологических и другим условий;
− изменилась ширина выделяемых водоохранных зон (таблица 3):
Таблица 3
Ширина водоохранных зон, согласно нынешнему законодательству
Вид водного объекта |
Расстояние от среднемноголетнего уреза воды влетний период по длине реки от истока |
Минимальная ширина |
Река или ручей |
до 10 км |
50 м |
до 50 км |
100 м |
|
более 50 км |
200 м |
|
Озеро, водохранилище (акватория не менее 0,5 км2) |
- |
50 м |
Также произошли изменения в отношении размера прибрежной полосы: ее ширина устанавливается только в зависимости от уклона побережья, без разделения по угодьям (30 м для обратного и нулевого склона, 40 м — уклоны до 3 градусов, 50 м — 3 градуса и более).
Таким образом, в Водном кодексе 2006 года режим водоохранных и прибрежных охранных зон был смягчен, их максимальный размер был уменьшен, а в прибрежных защитных зонах при соблюдении требований к охране водных объектов от таких негативных воздействий, как загрязнение, засоление и истощение, было разрешено строительство. Введение таких послаблений во многом укрепило реальную ситуацию на берегах водоемов и водотоков и тем самым поддержало частные интересы граждан, чья недвижимость находилась на этих территориях.
Хотя с введением последующих редакций Водного кодекса 2006 года количество запрещенных видов деятельности в границах водоохранных и прибрежных зон увеличилось по сравнению с первым изданием, ещё существуют предложения по дополнению Кодекса положениями, устанавливающими запреты на строительство в границах защитных прибрежных полос объектов промышленности, а также о запрете свалок снега с урбанизированных и промышленных территорий [7]. Предложения также включают идеи по созданию водоохранных зон и прибрежных защитных полос различного размера в зависимости от численности и плотности населения, что должно способствовать рациональному использованию этой территории, и в то же время обеспечивать ее экологическую безопасность.
Литература:
- «Водный кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 30.06.1972) (ред. от 12.03.1980, с изм. от 18.01.1985);
- Постановление Совета Министров РСФСР от 17.03.1989 N 91 (ред. от 27.12.1994) «Об утверждении Положения о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах»;
- «Водный кодекс Российской Федерации» от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ // «Собрание Законодательства РФ», 20.11.1995, № 47, ст. 4471;
- «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // «Собрание Законодательства РФ», 5.06.2006, № 23, ст. 2381;
- Сатдаров А. З. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы в законодательных системах России и мира // Вестник Удмуртского университета. Серия биология. Науки о земле. — 2015. — № 4. — С. 35–44.;
- Сиваков Д. О. Водное право России и зарубежных государств. — М.: Юстицинформ, 2010. — 470 с.