Общеизвестно, что загрязнение даже одного водоема может привести к быстрому распространению загрязняющих веществ по обширным территориям и впоследствии повлиять на качество жизни населяющих такие территории людей, качественный и количественный состав флоры и фауны.
И если на относительно незаселенных территориях плотность застройки позволяет размещать производственные или гражданские объекты вдали от водоемов, то в пределах крупных населенных пунктов защищать водные объекты от влияния антропогенных процессов становится сложнее.
Одним из инструментов снижения негативного воздействия на водные объекты является присвоение законодателем особых статусов земельным участкам, примыкающим к водным объектам — водоохранным зонам.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса РФ под водоохранными зонами понимают территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвратить загрязнение, засорение, заиление указанных водных объектов и истощение их вод, а также в целях сохранить среду обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
При этом схожие по смыслу нормы, определяющие особый статус прибрежных территорий водных объектов, в том или ином виде содержатся в законодательстве многих государств.
В рамках данной статьи мы рассмотрим понятийный аппарат, используемый законодателями ряда зарубежных стран для обозначения особо охраняемых территорий, аналогичных отечественным водоохранным зонам.
Близкое по технике и смыслу определение водоохранной зоны содержится в Водном кодексе Республики Беларусь от 30.04.2014: «...территория, прилегающая к поверхностным водным объектам, на которой устанавливается режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, обеспечивающий предотвращение их загрязнения, засорения». Такая зона имеет максимальные размеры до 600 метров и определяется в зависимости от рельефа и других природных особенностей [1].
Водный кодекс Украины, принятый 06.06.1995, содержит более усеченное понятие водоохранной зоны: «...природоохранная территория регулируемой хозяйственной деятельности». Перечень водных объектов, вдоль которых устанавливается такая зона, перечислен отдельно и является открытым, а размеры водоохранных зон устанавливаются специально разработанными проектами в отношении конкретных водных объектов. Вместе с тем смежной нормой, регулирующей правовой режим прибрежных защитных полос, закрепляются размеры таких полос, из чего можно сделать вывод о том, что минимальный размер водоохранной зоны по украинскому законодательству составлял 25 метров от линии уреза воды [2].
Законодательство Республики Молдова изначально содержало понятие прибрежной водоохранной полосы, представляющей собой «...земляную полосу, оборудованную вдоль берегов природных и искусственных водных объектов, предназначенную для охраны вод», однако с принятием в 2011 году Закона Республики Молдова «О воде», понятие водоохранных зон более не раскрывалось, а перечислялись лишь цели их создания [3].
Более широкое понятие водоохранной зоны содержит Водный кодекс Республики Армения: помимо указания на цель установления такой территории — предотвращение загрязнения и истощения водных ресурсов, обеспечение благоприятного водного режима территории, — законодатель предусмотрел также и указание на невозможность приватизации и изъятия земель, расположенных в пределах водоохранной зоны [4].
Водный кодекс Азербайджанской Республики содержал следующее определение водоохранной зоны: «...территория, прилегающая к акватории водного объекта, на которой установлен особый режим по использованию, охране природных ресурсов и осуществлению иной хозяйственной деятельности». В состав указанной зоны включались берегоохранные полосы, размеры которых утверждались уполномоченным органом исполнительной власти Азербайджанской Республики [5].
Водное законодательство Киргизии в настоящее время находится в процессе обновления. Так, Водный кодекс Кыргызской Республики от 09.12.2004 утрачивает силу в связи с принятием 27.06.2025 закона о вступлении в силу нового Водного Кодекса Кыргызской Республики через шесть месяцев. Новый кодифицированный акт водного законодательства содержит уже известное нам определение водоохранной зоны, однако допускает предоставление территорий, расположенных в пределах водоохранных зон, в некоторые виды пользования после согласования со специально уполномоченными государственными органами [6].
Чешское законодательство различает территории, на которых естественным образом накапливаются водные ресурсы и территории, расположенные возле поверхностных водных ресурсов, используемые или пригодные для снабжения населения питьевой водой. Вблизи таких территорий могут создаваться охранные территории с особым режимом использования [7].
Законодательство Польши содержит водоохранные нормы как в Законе от 27.04.2001 «Об охране окружающей среды», так и в Законе от 20.07.2017 «Водное право», и устанавливает правовую охрану прибрежных районов, однако водоохранные зоны в том виде, в каком они устанавливаются в РФ, законодательством Польши не выделяются [8].
Испанское законодательство в Законе 1988 года Ley de Costas («О побережьях») содержит иное определение особо охраняемой территории, расположенной в радиусе 100 метров от морского побережья и до 20 метров от берегов рек, чувствительных к морским приливам. Такая территория называется «охранный сервитут» и, судя по запретам, установленным в отношении такой территории, мы можем сделать вывод о том, что цель ее установления — охрана природы, а сам термин аналогичен понятию водоохранных зон [8].
Французский Закон «О водных ресурсах» 1992 года запрещает ухудшать состояние вод не только путем активных действий по загрязнению, но и путем допущения другими лицами таких действий, при этом термин водоохранных зон в таком законе не раскрывается. Вместе с тем, Закон Франции «О побережье» 1986 года содержит норму, запрещавшую проведение строительных работ в пределах 100-метровой полосы от побережья. Учитывая направленность этого запрета, мы можем предположить, что речь идет именно о водоохранной полосе [9].
Таким образом, мы можем отметить, что понятие водоохранной зоны в том или ином виде содержится и в правовой базе зарубежных стран, однако размеры, причины установления и перечень ограничений хозяйственной деятельности, установленный в пределах таких зон, может несущественно различаться.
Литература:
- Водный кодекс Республики Беларусь от 30.04.2014 № 149-З. — [Электронный ресурс] // Pravo.by : [сайт]. — https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1400149 (дата обращения 05.11.2025).
- Водный кодекс Украины, ст. 87. — [Электронный ресурс] // ИС «Континент» : [сайт]. — https://continent-online.com/Document/?doc_id=30393341#pos=175;-52 (дата обращения 05.11.2025).
- Закон Республики Молдова от 23.12.2011 № 272 «О воде». — [Электронный ресурс] // CA Water Info : [сайт]. — https://cawater-info.net/bk/water_law/pdf/moldova_water_r.pdf (дата обращения 05.11.2025).
- Водный кодекс Республики Армения от 04.06.2002. — [Электронный ресурс] // Электроэнергетический Совет Содружества Независимых Государств. Исполнительный комитет : [сайт]. — http://energo-cis.ru/wyswyg/file/Zakon/Nacional/Arm/Armenia%202002%2006%2004%20Водный%20кодекс%20ЗР-3783.pdf (дата обращения 05.11.2025).
- Водный кодекс Азербайджанской Республики от 26.12.1997. — [Электронный ресурс] // Food and Agricultural Organization : [сайт]. — https://faolex.fao.org/docs/pdf/aze32664R.pdf (дата обращения 05.11.2025).
- Водный кодекс Кыргызской Республики от 09.12.2004. — [Электронный ресурс] // Юрист : [сайт]. — https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30299858 (дата обращения 05.11.2025).
- Закон Чешской Республики № 254/2001-р 28.06.2001 «О водных ресурсах». — [Электронный ресурс] // HEIS VÚV : [сайт]. — https://heis.vuv.cz/data/webmap/datovesady/dokumenty/legislativa/CZ/Zakon_254_2001.pdf (дата обращения 05.11.2025).
- Закон Республики Польша от 20.07.2017 «Право водное». — [Электронный ресурс] // WSPA : [сайт]. —https://dlibra.wspa.pl/dlibra/publication/111/edition/88/content (дата обращения 05.11.2025).
- Закон Испании № 22/1988 от 28.07.1988 «О побережьях». — [Электронный ресурс] // Agencia Estatal Boletín Oficial del Estado : [сайт]. — https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-1988-18762 (дата обращения 05.11.2025).
- Закон Франции «О водных ресурсах от 03.01.1992. — [Электронный ресурс] // Fumel-Vallee du Lot : [сайт]. — https://www.fumelvalleedulot.com/uploads/file/5b756baecb1ea.pdf (дата обращения 05.11.2025).

