Водные ресурсы играют важную роль в обеспечении населения водой, как питьевой, так и необходимой в быту сельском хозяйстве и промышленности. Во всем мире растет беспокойство о состоянии водных ресурсов, так как с каждым годом увеличиваются масштабы загрязнения водных объектов. Загрязнение прирусловой территории отрицательно влияет на качество воды рек и озер.
Загрязнение водных ресурсов — это снижение их качества в результате попадания в моря, реки, ручьи, озера, различных физических, химических или биологических веществ [1].
Антропогенное воздействие на природу нарушает приобретенную в процессе эволюции замечательную способность к саморегулированию. Видимые искусственные изменения в природной среде часто приводят к коренным изменениям связей в экосистемах и прогрессирующему разрушению биосферы. Проблемы чистой воды и охраны водных экосистем становятся все более острыми по мере исторического развития общества, стремительно увеличивается влияние на природу, вызываемого научно-техническим прогрессом. Проблемой является то, что количество загрязняющих веществ, предметов, сбрасываемых в воду, большое, в результате чего ухудшается качественное состояние водоема. Загрязнение воды преимущественно происходит вследствие сброса в нее промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов и применения техники и технологий на водных объектах и водохозяйственных сооружениях. Рациональное использование и охрана водных ресурсов позволят предотвратить сложившуюся ситуацию [3].
По мере развития человеческого общества и научно-технического прогресса становится все более острой необходимость принятия мер по сохранению и восстановлению водных экосистем. Для защиты водных объектов от воздействия антропогенного фактора и восстановления поверхностных водных объектов, улучшения их гидрологического режима и санитарного состояния необходимо установление водоохранных зон и полос с особым режимом хозяйственной деятельности, позволяющих максимально снизить антропогенное влияние. Установление водоохранных зон, прибрежных полос и укрепления береговой зоны представляется весьма актуальной, поскольку водоохранные зоны обладают очень важными природоохранными функциями, включая функции сохранения биологического разнообразия и поддержания качества воды. Зеленые насаждения и высшие водные растения можно рассматривать в качестве надежного способа берегоукрепления, защищающего берег от эрозии и формирующего экосистему прибрежной зоны вокруг водоема [3,4].
Строительные, дноуглубительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых и других ресурсов, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, рубка леса, буровые и иные работы на водных объектах могут отрицательно воздействовать на качество вод в реках и озерах [2].
Кроме того, распашка земель землевладельцами вплоть до уреза воды отрицательно сказывается на состоянии водных объектов (загрязнение, засорение, заиление и гибель рыбы) и противоречит одному из главных принципов Водного кодекса РК.
Для решения данной проблемы законодательно предусмотрено создание по берегам рек и водоемов водоохранных зон и полос с особым режимом хозяйственной деятельности на их территории, позволяющих максимально снизить антропогенное влияние. Установление водохранных зон и полос позволит улучшить качественное и гидрологическое состояние (загрязнение, засорение, истощение) водных объектов. Согласно ст.116 Водного Кодека РК, для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения растительного и животного мира устанавливаются водоохранные зоны и полосы с особыми условиями пользования, за исключением водных объектов, входящих в состав земель особо охраняемых природных территорий и государственного лесного фонда.
Водоохранной зоной является территория, примыкающая к водным объектам, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности для предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод.
В пределах водоохранных зон выделяются водоохранные полосы, шириной не менее тридцати пяти метров, прилегающие к водному объекту, на территории которых устанавливается режим ограниченной хозяйственной деятельности.
Режим общего водопользования и осуществления хозяйственной деятельности в пределах водоохранных зон и полос малых водных объектов, а также меры по предупреждению и ликвидации их загрязнения, засорения и истощения устанавливаются местными исполнительными органами областей (городов республиканского значения, столицы) по согласованию с бассейновыми инспекциями, уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды и государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в селеопасных регионах — с уполномоченным органом в сфере гражданской защиты [5].
На сегодняшний день приоритетным является вопрос по установлению водоохранных зон и полос для водоемов. Так как, применение каких-либо мер в отношении субъектов при выявлении нарушений не представляется возможным, в связи с отсутствием водоохранных зон и полос на водных объектах, а действующие законодательства в области охраны водного фонда РК применяются в том случае, если водоохранные зоны и полосы установлены на водных объектах.
Водные объекты играют существенную роль в формировании окружающей природной среды и ее качественных характеристик. А раз это так, то водные объекты следует обустраивать путем создания таких организационно-хозяйственных и экономико-правовых условий, которые в конечном итоге повлияют и на экологию окружающей среды, и на качественное состояние самих водных объектов. Поэтому все они должны быть оформлены как в территориальном, так и в экологическом аспектах, что позволит создать предпосылки для разработки комплекса эколого-экономических и правовых мероприятий по улучшению использования и формированию их надежной защиты [4].
Выделение границ водоохранных зон и полос, проведение природоохранных мероприятий, позволит предотвратить загрязнение, засорение, заиление и истощение водных объектов, обеспечить улучшение качества используемой воды, а также сохранение среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов [2].
Литература:
- Берденов Ж. Г. Источники загрязнения водных ресурсов как одна из главных проблем рационального природопользования в Казахстане / Ж. Г. Берденов, Е. Х. Мендыбаев, Г. М. Джаналеева // Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 78–84.
- Водный Кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года № 481
- Проектирование водоохранных зон поверхностных водных объектов — источников водоснабжения/ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования/ Уфа 2008, С.1
- Поляков В. В. Методы и способы формирования водоохранных зон водных объектов в современных условиях/ В. В. Поляков, П. В. Поляков, Т. Э. Александрова//Экономика и экология территориальных образований, Т.2,№ 4.С1.
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 18 мая 2015 года № 19–1/446 «Об утверждении Правил установления водоохранных зон и полос»