Правовой режим земель, находящихся в водоохранной зоне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 23.03.2020

Статья просмотрена: 422 раза

Библиографическое описание:

Сотин, А. Ю. Правовой режим земель, находящихся в водоохранной зоне / А. Ю. Сотин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 208-209. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68059/ (дата обращения: 17.12.2024).



Водный кодекс Российской Федерации [1] (далее — ВК РФ), который введен в действие с 1 января 2007 года, изменил правовой режим земель, расположенных водоохранной зоне. Так, водоохранные зоны были исключены из состава земель водного фонда (ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ)) [2], и могут относится к землям других категории. Согласно п. 17 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Из этого определения следует, что к водоохранным зонам относятся территории по факту их примыкания к водным объектам. В связи с этим на них устанавливается особый правовой режим хозяйственной деятельности, и специального акта об отнесении такой территории к водоохранной зоне не требуется. Таким образом, водоохранные зоны — зоны с особыми условиями использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности.

Ширина водоохраной зоны установлена в ст. 65 ВК РФ, зависит от типа и размера водоёма и составляет от 50 до 500 м (500 м — для моря) [1, пп.4-10 ст. 65].

Характеризуя режим использования земель, расположенных в водоохранных зон, нельзя не отметить запреты, которые в таких зонах действуют. В границах водоохранных зон запрещается: использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых [1, п.15 ст. 65].

В связи с тем, что границы водоохраной зоны не всегда отмечены информационными знаками, у правообладателей земельных участков могут возникать проблемы при строительстве объектов капитального строительства, по причине того, что они не знают о нахождении земельного участка в такой зоне. Для того чтобы узнать находится ли участок собственника в водоохранной зоне существует несколько способов. Один из них, это обращение в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) с целью заказа выписки, в которой могут быть указаны ограничения использования данного земельного участка. Однако, бывают случаи, когда сведения о водоохранной зоне не внесены в ЕГРН. В такой ситуации стоит обратиться к ст. 65 ВК РФ и попробовать самостоятельно определить расстояние от интересуемого участка до уреза воды.

Строительство в водоохранной зоне разрешается только при условии, что будет обеспечена охрана водных объектов от загрязнения и истощения. Разрешение на строительство в водоохранной зоне хозяйственного объекта может быть получено только при наличии системы очистки стоков. Вся проектная документация должна соответствовать требованиям СНиПов и ГОСТов.

Часто выявляются случаи, когда здание находится в водоохранной зоне. Основным требованием к такому сооружению будет наличие локальных очистных сооружений или подключение к городскому коллектору [1, п.16ст. 65]. В подтверждение этого проанализируем Постановление Верховного суда Российской Федерации от 6 декабря 2019 года, вынесенное по жалобе ООО «Терра» на постановление от 29.06.2018 № 0146/01/0138/ПР/2018, вынесенное старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, решение судьи Таганрогского городского суда Ростовской области от 03.09.2018 № 12–448/2018, решение судьи Ростовского областного суда от 06.11.2018 № 11–1259/18 и постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 04.04.2019 № П4а-194/2019, состоявшиеся в отношении данной организации, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2] (далее- КоАП РФ). Как установлено судом, основанием для привлечения общества к административной ответственности послужило то обстоятельство, что обществом на земельном участке, который находится в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Таганрогского залива Азовского моря, выполнялись строительные работы с применением спецтехники. Обществом не были соблюдены требования п. 16 ст. 65 ВК РФ и сооружения, обеспечивающие охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод отсутствуют. Эти обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении. Изучив материалы дела, Верховный суд оставил жалобу ООО «Терра» без удовлетворения [4]. При размещении объектов капитального строительства в водоохранной зоне следует учитывать, что существует запрет на складирование грунтов в прибрежной защитной полосе [1, п.17 ст. 65].

Подводя итоги вышесказанному, хотелось заметить, что в случаях, когда собственник земельного участка, находящегося в водоохранной зоне, планирует строительство на территории данного участка, он должен производить такие работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, иначе возможно привлечение к административной или уголовной ответственности.

Литература:

  1. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // СЗ РФ 2003, № 23, ст.2681, 2019
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001.№ 136 ФЗ (в ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ 2001, № 44, Ст. 4147, 2019 № 23 ст. 2919.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.02.2020)/ // СЗ РФ 2013 г № 52 ст.6999, 2020
  4. Постановление Верховного суда Российской Федерации от 6 декабря 2019г. № 41-АД19–21. // Документ опубликован не был. Доступ из Справ. Правовой системы «Консультант Плюс»
Основные термины (генерируются автоматически): водоохранная зона, РФ, земельный участок, Российская Федерация, водоохраная зона, зона, капитальное строительство, прибрежная защитная полоса, хозяйственная деятельность.


Похожие статьи

Правовой режим земель, предназначенных для комплексного освоения территории

Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли и охраны водных объектов

Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в сфере использования природных лечебных ресурсов

Развитие законодательства Российской Федерации о землях особо охраняемых природных территорий

Особенности землепользования на участках, подверженных негативному влиянию разработки недр

Правовой режим земель и земельных участков

Правовое обеспечение восстановления нарушенных земель

Порядок установления границ охранных зон в отношении линейных объектов

Право собственности физических лиц на земельные участки в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе

Правовой режим приобретения и использования прав на товарные знаки

Похожие статьи

Правовой режим земель, предназначенных для комплексного освоения территории

Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли и охраны водных объектов

Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в сфере использования природных лечебных ресурсов

Развитие законодательства Российской Федерации о землях особо охраняемых природных территорий

Особенности землепользования на участках, подверженных негативному влиянию разработки недр

Правовой режим земель и земельных участков

Правовое обеспечение восстановления нарушенных земель

Порядок установления границ охранных зон в отношении линейных объектов

Право собственности физических лиц на земельные участки в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе

Правовой режим приобретения и использования прав на товарные знаки

Задать вопрос