Статья рассматривает общие принципы правоприменительной практики в сфере использования водных объектов. Проанализированы основные научно-правовые положения, даны авторские выводы.
Ключевые слова: охрана, водные ресурсы, загрязнение, объект, закон, лицо.
Вода — богатство, которое дает природа человеку. Поэтому регулирование рационального использования данного ресурса является важной частью правоприменительной практики экологического законодательства. В отличие от земли, которая представляет собой объект земельных правовых отношений (далее ПО) и однородную категорию, воды имеют множество видовых характеристик. Поэтому для регулирования ПО и формулирования нормативных актов в данной сфере было установлено единое понятие «водный объект» (далее ВО). Определение ВО дано в ст. 1 водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ). Основные ВО представлены на рисунке 1 (рис. 1) [5].
Значение ВК определено некоторыми обстоятельствами, которые касаются расстановки приоритетов в удовлетворении требований пользователей ВО и водными ресурсами (далее ВР). В первую очередь это касается вопросов водоснабжения граждан и безопасности ВО. Например, в третьей статье ВК РФ закреплены основные вопросы ПО, главными из которых являются установка приоритета по обереганию ВР перед их непосредственным использованием. Данный принцип корреспондирует с положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2018). Это касается особенностей рационализации и охраны используемых природных богатств, что является главным условием создания благоприятных принципов жизнедеятельности и безопасности экологического пространства [4].
Рис. 1. Классификация ВО [7]
В настоящее время увеличивается рост воздействия внешних и антропогенных факторов на природные условия. Это оказывает влияние на появление экологических, социально-экономических проблем, губительно влияет на атмосферные изменения, поверхностные воды и так далее. Именно поэтому актуальным является необходимость всестороннего изучения изменений качества ВР, выявления действенных методик мониторинга состояния ВО.
Необходимой базой для управления качеством ВР являются надежные данные экологических наблюдений. ВР — это основа социально-экономического роста государства. От их состояния зависят: характер и мощность производительных сил, особенности ведений хозяйства, эффективность промышленности [1].
Несмотря на то, что РФ имеет огромные запасы пресной воды, ее качество в подавляющем большинстве ВО не соответствует стандартам. ВР во многих реках и озерах являются загрязненными, что влечет за собой неблагоприятные последствия в виде деградации прибрежных экосистем, заболеваний среди населения, что связано с потреблением некачественного сырья. Поэтому социальная политика государства должна быть направлена на устранение неблагоприятных последствий, что должно затронуть вопросы ПО. В последние десятилетия ситуация достигла апогея, что характеризуется для большинства регионов в виде масштабной катастрофы. В силу целого ряда природных и антропогенных факторов растет ущерб от опасных гидрологических явлений. Ситуация осложняется проблемами, накопившимися в области мониторинга и прогнозирования состояния ВО, несовершенством водного законодательства и экономических механизмов водопользования [2].
Всё вышесказанное обуславливает необходимость создания механизмов правового регулирования в деле использования ВО, который должен учитывать их физико-географические особенности, а также закономерности функционирования в окружающем пространстве и влияние социально-экономических факторов. По мнению большинства авторов [1, 5], это требует создания научно и юридически обоснованной системы условий водопользования и мер охраны ВО от неблагоприятного влияния хозяйственной деятельности, а также решения следующих задач:
- Постоянная гарантия закрытия потребности граждан и страны в целом в ВР.
- Сохранение и приумножение потенциала ВР во всех субъектах РФ.
- Обеспечение безопасности жизни и деятельности человека на территории ВО.
- Обеспечение устойчивости существования экономических промышленных зон на территории ВО.
В августе 2009 года Распоряжением Правительства РФ № 1235-р была утверждена Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. Именно в ней сосредоточены все аспекты правоприменительной практики, касаемо современного состояния ВО в РФ и проблемы нерационального использования ВР. Основные акты, регулирующие данные вопросы представлены на рисунке 2 (рис. 2).
Рис. 2. Основные акты, регулирующие пользование ВО и ВР [3]
Также не следует оставлять без внимания и Распоряжение Правительства РФ от 09.02.2001 N 196-р «Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации». В нем содержится информация в сфере охраны и рационального природопользования трансграничными ВР и ВО [6].
В статье 8.13 ВК РФ описан характер ПО, которые связаны с обереганием ВО. Здесь же представлены категории правонарушений, связанных с действием или бездействием по отношению к защищенности и мониторингу за ВО, ненадлежащим соблюдением порядка очистки ВО. Объективную сторону данных нарушений в категории ПО образуют действия, т. е. добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на ВО, осуществление молевого сплава древесины, а субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.
При определении источников загрязнения имеется допустимый уровень негативного воздействия на ВО, который обязан соблюдать каждый гражданин РФ. Не допускается сброс неочищенных сточных вод, а также ВР, которые содержат в себе высокую концентрацию вредных веществ и возбудителей опасных инфекций. Каждый владелец должен формировать собственную базу сброшенных контаминаций, информируя государственные службы о возникновении аварийных ситуаций [5].
Таким образом, в законодательстве нашей страны имеется база нормативных положений, которые регулируют охрану ВО и ВР от губительной деятельности человека. Каждое юридическое и физическое лицо обязано осуществлять эксплуатацию ВО в соответствии с установленными требованиями ПО, принимать во внимание законодательную базу для обеспечения экологической стабильности территорий.
Литература:
- Алимбетова У. А., Сунакбаева Д. К. Мониторинг водных ресурсов в Казахстане // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018020287 (дата обращения: 14.12.2023).
- Анализ и оценка законодательства в сфере водопользования // URL: https://studref.com/378478/ekonomika/analiz_otsenka_zakonodatelstva_sfere_vodopolzovaniya (дата обращения: 14.12.2023).
- Нормативно правовое регулирование охраны лесов в Российской Федерации проект // URL: https://triptonkosti.ru/30-foto/normativno-pravovoe-regulirovanie-ohrany-lesov-v-rossijskoj-federacii-proekt.html (дата обращения: 14.12.2023).
- Об охране окружающей среды: [федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ: в ред. от 26.03.2022] // СПС «Консультант Плюс». — Последнее обновление: 01.11.2022.
- Правовые проблемы регулирования отношений в области использования и охраны вод в Российской Федерации // Материалы III Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2011/article/2011001159 (дата обращения: 14.12.2023).
- Правовое регулирование рационального использования водных ресурсов // URL: https://novainfo.ru/article/4535 (дата обращения: 14.12.2023).
- Типология водных объектов презентация — 88 ФОТО // URL: https://triptonkosti.ru/6-foto/tipologiya-vodnyh-obektov-prezentaciya-88-foto.html (дата обращения: 14.12.2023).