Данная статья посвящена проблемам правового закрепления искусственных водных объектов, а также особенностям в правовом режиме их использовании, а также некоторые виды искусственных водных объектов. Проводится различие между естественными и искусственными водными объектами. Вместе с этим, затрагиваются основы регулирования режима искусственных земельных участков. Приводится пример из судебной практики, связной с разрешением споров по использованию обводненного карьера.
Ключевые слова: природный объект, искусственный водный объект, водохранилища, обводненные карьеры, пруды, Государственный водный реестр, публичная кадастровая карта.
В современном мире вмешательство человека в природу достигло значительных масштабов, вследствие чего нетронутых природных объектов становится всё меньше. В этих условиях существенное значение приобретает определение правового положения объектов, возникших в результате взаимодействия человека и природы.
В экологическом законодательстве наряду с природными объектами выделяется группа искусственно созданных объектов, называемых квазиприродными. Эти объекты создаются антропогенным способом, но при этом не отделимы от природы, что обуславливает двойственность их правового статуса. К числу квазиприродных объектов следует отнести водохранилища, пруды, искусственные земельные участки.
На вышеназванные объекты распространяется правовой режим природных объектов, однако они имеют искусственное происхождение. Результатом их создания становится юридическое исчезновение одного природного объекта и формирование другого на его месте. В отличие от рек и озер рукотворные водные объекты (в особенности водохранилища и каналы) требуется поддерживать в надлежащем состоянии [6]. Правоотношения, которые появляются в ходе создания и функционирования подобных объектов между гражданами, организациями, а также государственными и муниципальными органами требуют регламентации. Это объясняется тем, что в России правовое регулирование этих важных общественных отношений происходит «в общем порядке» [7]. Как правило, законодатель не видит разницы в правовом режиме природных и искусственных водных объектов, не предусматривает единую систему управления эксплуатацией таких важных природно-антропогенных объектов, как водохранилища и каналы.
В Водном кодексе РФ [1] перечислены поверхностные водные объекты, имеющие искусственное происхождение. В первую очередь к ним относятся каналы — искусственные водотоки, имеющие различное хозяйственное назначение. Создание каналов осуществляется в ходе гидротехнического строительства. Законодатель закрепляет, что канал должен отвечать признакам гидротехнического сооружения. В любом случае деятельность по его образованию, в том числе водохранилища, подпадает под правовое регулирование: в России действует специальное законодательство о безопасности гидротехнических сооружений, требования которого охватывают разные этапы их существования [4].
Ещё один водный объект искусственного происхождения, водохранилище, представляет собой искусственный водоем, предназначенный для накопления и использования воды, регулирования стока. ВК РФ предусматривает возможность функционирования водохранилища как водного объекта в составе водохозяйственной системы. Каждое сооружение, необходимое для появления водохранилища или для использования водных ресурсов (в частности, плотины, шлюзы и др.), является самостоятельным объектом прав.
Поскольку процесс создания водохранилища представляет собой строительство, он регламентируется также Земельным [2] и Лесным кодексом [3]. Тем самым законодатель предусматривает возможность использования лесов и резервирования земель в целях создания водохранилища (например, статья 25 ЛК РФ предусматривает такой вид использования лесов, как строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов). При этом водохранилище не признаётся сооружением. В соответствии с законом водохранилища признаются водными объектами, а их использование включает правила использования водных ресурсов, а также правила технической эксплуатации и благоустройства. Согласно ст. 5 ВК РФ водохранилище как таковое считается водоемом.
Такие виды искусственных водных объектов, как пруды и обводнённые карьеры, не заняли в законодательстве значительного места, а общественные отношения по их созданию не были подробно регламентированы. Поскольку пруд является разновидностью водохранилища меньшего размера, к нему применимы многие нормы, регулирующие правовой режим водохранилища.
Пруды представляют собой небольшие и неглубокие искусственные водоемы. Нередко они являются единичными объектами, но могут составлять и каскады или так называемые «вееры». Чаще всего пруды имеют плотины. Пруды могут быть образованы искусственным способом путем выемок в земле. Между водохранилищами и прудами существуют некоторые различия не только гидрологического, но и юридического характера. В специальной литературе такие различия в настоящее время недостаточно раскрыты.
Собственник земельного участка вправе закрыть доступ к пруду, находящемуся на таком участке, для посторонних лиц. Водохранилища составляют предмет государственной собственности, что обуславливает их нахождение в общем пользовании и принадлежность к землям водного фонда.
Сопоставление данных различий свидетельствует о том, что пруды могут находиться в частной собственности. Это связано со значением водного объекта, с его размерами по отношению к населенному пункту. На практике известны случаи передачи прудов в частную собственность и последующего благоустройства этих объектов владельцами: в частности, владельцы разводили в прудах различные виды рыб, восстанавливали водоспуски, что создавало предпосылки для вовлечения пруда в аквакультуру.
По своим гидрологическим показателям обводненные карьеры сходны с прудами. Эти искусственные водные объекты создаются в местах, где производилась добыча полезных ископаемых открытым способом. Обводнение карьеров не является задачей лиц, осуществляющих добычу полезных ископаемых.
Правовой режим прудов и обводненных карьеров обусловлен их принадлежностью соответствующему земельному участку, в связи с чем к правоотношениям, связанным с использованием данных водных объектов, применимы нормы земельного законодательства.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что для обеспечения эффективности правового регулирования правоотношений в указанной сфере нужно разграничивать правовой режим водных объектов в зависимости от их естественного или искусственного (антропогенного) происхождения, а также их хозяйственного значения для экономики РФ. Дифференциация правового режима различных водных объектов направлена на соответствие требованиям практики, особенности водохозяйственной деятельности по разным водным объектам. Она может осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровне.
Практика судов в РФ, которая связана с разрешением споров по использованию искусственных водных объектов является достаточно неопределенной. Это связано со сложностью фиксации в Государственном водном реестре (далее ГВР) данных об имеющихся водных объектах на территории РФ. Возможны случаи, когда в образованный земельный участок могут попасть водные объекты, находящиеся в федеральной собственности. Так, Оренбургский областной суд по иску прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования своим апелляционным определением от 24 ноября 2015 г. по делу N 33–7648/20151 подчеркнул, что отсутствие в ГВР сведений об искусственном водном объекте (обводненном карьере) не означает его отсутствие на самом деле и при этом необходимо обратить свои взоры на публичную кадастровую карту РФ, что будет достаточным для подтверждения его наличия [8]. Действия администрации муниципального образования по предоставлению земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, большая часть которого занята обводненным карьером, были признаны незаконными.
Федеральным законом «Об искусственных земельных участках» в законодательство было введено понятие искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемся в федеральной собственности [5]. При использовании искусственного земельного участка права граждан на использование водного объекта и прилегающего земельного участка в пределах береговой полосы ограничиваются, однако издание специальных актов о таком ограничении не требуется. Правоотношения, связанные с искусственно созданным земельный участком, регулируются нормами гражданского и земельного права, а при эксплуатации таких участков применяется и законодательство о градостроительной деятельности.
Таким образом, наряду с природными объектами в РФ законодательством регулируются так называемые «квазиприродные» объекты, каждый из которых является искусственно созданной (чаще всего в ходе строительства) системой со сложившимся обменом веществ и энергией между её живыми и неживыми элементами. В связи с особенностями их происхождения режим искусственно созданных объектов природы основывается как на правовых нормах, касающихся природных объектов и компонентов природной среды, так и на нормах, регламентирующих правоотношения по использованию рукотворных объектов.
Несмотря на недостаточную законодательную регламентацию правового режима искусственных природных объектов, они занимают важное место в экологических правоотношениях. Так, создание искусственных земельных участков на водных объектах позволяет эффективно использовать городские территории. Благодаря созданию искусственных земельных участков происходит развитие технологий формирования грунтового основания под застройку и технологий последующего строительства на таком основании.
В связи с этим особое значение имеет дальнейшая законодательная работа по регламентации правового положения искусственных природных объектов в экологических правоотношениях. Первый шаг в этом направлении был сделан в 2011 году с принятием ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Литература:
- Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (ред. 24.04.2020) // СЗ РФ. 2011. № 23. Ст. 2381.
- Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 15.10.20) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
- Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. 29.07.2018) «О безопасности гидротехнических сооружений» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3589.
- Федеральный закон от 19.07.2011 г. № 246-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 30. Ст. 4594.
- Васильева М. И. О правовом обеспечении доступности водных объектов и береговых полос для граждан / М. И. Васильева // Правовые вопросы недвижимости. 2013. № 1. С. 29–32.
- Сиваков Д. О. Правовой режим искусственных водных объектов / Д. О. Сиваков // Журнал российского права. 2012. № 12. С. 24–31.
- Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 24 ноября 2015 г. по делу N 33–7648/2015. Практика областного суда г. Оренбург // URL: https://sudact.ru/regular/court/reshenya-orenburgskii-oblastnoi-sud-orenburgskaia-oblast/ (дата обращения: 03.12.2020).