История советской прокуратуры с 1922 по 1991 годы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 28.02.2017

Статья просмотрена: 15175 раз

Библиографическое описание:

Скобина, Е. А. История советской прокуратуры с 1922 по 1991 годы / Е. А. Скобина, М. А. Шастина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 256-260. — URL: https://moluch.ru/archive/142/40066/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматривается история советской прокуратуры в период 1922–1991 годов. Предпринята попытка объективно оценить значение прокуратуры как органа государственной власти, действовавшего почти 70 лет.

Ключевые слова: советская прокуратура, надзор за законностью, положение о прокурорском надзоре, прокуратура Союза ССР

12 января профессиональный праздник отметили работники прокуратуры, созданному в годы петровских преобразований ведомству исполнилось 295 лет. Прокуратура России ведет свою летопись с Указа Петра I от 12 января 1722 года, которым установлены должности генерал-прокурора и обер-прокурора.

За весь период своего существования этот государственный орган доказал, что надзор за исполнением законов является неотъемлемой частью нормального функционирования государства. Именно от его деятельности зависит правовая защищенность граждан, безопасность государства. В настоящее время, как в науке, так и в повседневной жизни отношение к советскому периоду истории нашей страны, в том числе к истории прокуратуры этого времени неоднозначное. Поэтому, выбранная тема представляется актуальной. В связи с этим предпринята попытка объективно оценить значение деятельности прокуратуры в период 1922–1991 годы.

На протяжении нескольких лет российское социалистическое государство обходилось без органов прокуратуры. Декретом СНК РСФСР от 24.11.1917 № 1 «О суде» упразднены ранее существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры [9].

Отсутствие прокуратуры не означало отсутствие надзора за законностью. Надзор и контроль за соблюдением законов в деятельности органов государственного управления и местных органов власти осуществляли различные учреждения, в компетенцию которых входили, в том числе и другие функции:

– ВЦИК (Всесоюзный центральный исполнительный комитет) надзирал на основании ст.32 Конституции РСФСР 1918г. за точным применением декретов на всей территории Российской Федерации [5, с. 172];

– Советы Народных Комиссаров (СНК) имели такие функции, как разрешение текущих дел по надзору за деятельностью страховых учреждений и предприятий, а также делопроизводство Совета по делам страхования [1, с. 24];

– Народные комиссариаты осуществляли общий надзор за правильной организацией и деятельностью конфликтных органов, надзор за законностью постановлений народных комиссариатов труда автономных республик, краевых и областных отделов труда по решениям, организуемым при этих органах примирительных камер;

– ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР) по мнению одних исследователей, выполняла правоохранительную функцию [8, с. 85] — защищала государство от криминалистических проявлений, действовала в рамках закона и находилась под эффективным партийным и прокурорским надзором. По мнению других — представляла собой вооружённую опору власти, выполнявшую ключевую роль в политико-идеологической системе СССР. Авторы доказывают, что присутствовала ведомственная заинтересованность ВЧК и определенная автономность в осуществлении репрессий, ВЧК выполняла в первую очередь, задачи политико-идеологического характера и оказывала огромное влияние на все институты государства [4, с. 327].

В мае 1922 г. сессия ВЦИК приняла Уголовно-процессуальный кодекс и положение о прокурорском надзоре. В соответствии с принятым законом она становилось органом дознания (а по делам о контрреволюции, органом предварительного следствия) поднадзорным прокурору [10].

– РКИ (Рабоче-крестьянские инспекции) осуществляли надзор за деятельностью всех государственных учреждений и организаций; общественных организаций; надзор за выполнением постановлений и распоряжений властных государственных и партийных структур; сотрудничали с органами власти и самоуправления по вопросам улучшения эффективности работы управленческих аппаратов всех уровней [7, с. 378].

Как показывает исторический опыт, потребность в таком государственном органе как прокуратура, особенно остро возникает в периоды коренных преобразований общественных отношений и государственного устройства. Прокуратура всегда рассматривалась как инструмент укрепления режима законности в государстве.

26 мая 1922 года на III сессии ВЦИК принято Положение о прокурорском надзоре, которое исполняло роль закона и вступало в силу с 1 августа 1922 года. На законодательном уровне закрепилась независимость прокуроров от местных органов власти (губернских исполкомов), принцип «двойного» подчинения утратил свою силу. Однако право прокуроров на обжалование в суд незаконных решений исполкомов исключалось, что позволило нарождавшейся советской бюрократии использовать указанное постановление в собственных целях от воздействия прокурорского надзора [3, с. 132].

За прокуратурой закрепились четыре группы полномочий, которые сохранились до настоящего времени с некоторыми изменениями:

а) надзор исполнением законов органами власти, хозяйственными учреждениями, общественными и частными лицами;

б) надзор за деятельностью органов следствия и дознания в области раскрытия и расследования преступлений, а также за деятельностью Госполитуправления;

в) поддержание обвинения в суде;

г) надзор за законностью содержания заключенных под стражу лиц [7, с. 410].

В ноябре 1923 года образована Прокуратура Верховного Суда Союза ССР, наделённая широкими полномочиями: правом законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также правом приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного Суда СССР.

Постановлением ЦИК № 84 и СНК Союза ССР 2621 17.12.1933года принято решение об учреждении Прокуратуры Союза ССР. На неё дополнительно возлагались следующие функции:

– надзора за соответствием постановлений и распоряжений отдельных Ведомств Союза ССР и союзных республик, местных органов власти Конституции и постановлениям Правительства Союза ССР;

– надзора за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования гражданского или уголовного дела на любой стадии судопроизводства;

– опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

– возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

– надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений; общего руководства деятельностью прокуратуры союзных республик [13].

Кроме того, «Положение о прокуратуре Союза ССР» определило отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

В Положении также определены система и структура органов прокуратуры; в качестве структурных подразделений в прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры, сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР и функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Первым прокурором Союза ССР назначен Иван Алексеевич Акулов. Таким образом, произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему [7, с. 420]. Деятельность на местах прокуроры, начинали, как правило, с обращений к населению путём размещения объявлений в местных газетах с указанием в них задач прокуратуры, состава работников, служебного адреса, порядка подачи и приема жалоб и заявлений на незаконные действия органов власти и должностных лиц.

Конституция СССР 1936 г. впервые закрепила основы прокурорского надзора на высшем уровне, в то время как Конституция СССР 1923г. только упоминала о Прокуратуре Верховного Суда СССР [10].

Существующая в стране в то время система внесудебных репрессий находилась в противоречии с Конституцией, а судьи были далеки от независимости. В результате чего, для представителей прокурорского надзора существовали неприемлемые условия надзора за расследованием многих дел политической категории, их расследование осуществлялось органами государственной безопасности [5, с. 184]. Многие сотрудники органов прокуратуры, не смотря на сложившуюся ситуацию в указанный период, пытались обеспечивать соблюдение прав граждан, однако такие попытки пресекались, о чём свидетельствуют их репрессии, включая расстрел свыше 100 человек.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов прокуратуры подчинена общей задаче — победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» [11, с. 213], работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.09 1943 г. прокурорско-следственным работникам установлены классные чины с выдачей форменного обмундирования, введена градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР, учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры, в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, принял Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР». Первым Генеральным прокурором СССР назначен Константин Петрович Горшенин [11, с. 214].

В послевоенное время надзору за соблюдением и восстановлением прав граждан уделяется больше внимания. В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 данного положения обязала Генерального прокурора СССР осуществлять надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР [11, с. 215].

Положение о прокурорском надзоре законодательно закрепило основные положения о задачах прокурорского надзора и методах его осуществления, расширило и конкретизировало полномочия органов прокуратуры, с акцентированием направленности деятельности на защиту прав и законных интересов граждан. При осуществлении функции борьбы с преступностью, органы прокуратуры выступали не только как орган государственного обвинения, но и как орган надзора за соблюдением закона и защиты прав и интересов граждан. [8, с. 85]

Правозащитная роль прокуратуры получила значительное расширение с внесением изменений и дополнений в Закон «О прокуратуре СССР» Президиумом Верховного Совета СССР 16 июня 1987 года. Так, в ст.1 Закона внесены дополнения о том, что, осуществляя надзор за исполнением законов, прокуратура должна добиваться, чтобы все перечисленные в статье государственные органы, общественные организации, должностные лица действовали на основе законности, «обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Требования прокуроров об устранении нарушений законов, предъявленные в установленном порядке, обязательны для исполнения». [5, с. 243]

Закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления» от 26 декабря 1990 года значительно расширил сферу прокурорского надзора, включив в предмет надзора законность деятельности местных Советов народных депутатов, политических партий, массовых движений [6, с. 61]. После распада СССР в 1991 году, принят Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1, определяющий правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации [12].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в советский период роль прокурорского надзора в основном сводилась к тому, чтобы осуществлять надзор за реализацией директив государства. Основное внимание прокуратуры концентрировалось на деятельности центральных и местных органов исполнительной власти. Цели и задачи прокуратуры, сформулированные в общем виде в Законе о прокуратуре СССР, конкретизируясь в приказах и указаниях Генерального прокурора, по мнению историков, становились все более расплывчатыми и нечеткими. Множество дополнительных обязанностей, возложенных на прокуратуру, вызывало большую загруженность её кадров, в то же время отодвигало выполнение основной функции по надзору за законностью, защите прав и свобод человека и гражданина на второй план.

В настоящее время Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 [12] направлен на обеспечение верховенства закона, укрепление законности, охрану прав и законных интересов граждан, общества и государства.

Литература:

  1. Бессарабов В. Г. Советская прокуратура (1922–1991гг.) // Журнал российского права. — 2002. N 12. с. — 24.
  2. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. — Ростов И/Д.: «Феникс», 1999 г. с. — 37.
  3. Звягинцев А. Г. История Российской прокуратуры. 1722–2012., 2012 г. с. — 124,132.
  4. Измозик В. С. Глаза и уши режима. Государственный политический контроль за населением Советской России в 1918–1928 годах. — СПб., 199. с — 327.
  5. Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., 1889 г. с. — 172,184,243.
  6. Мозохин О. Б. Роль органов госбезопасности в экономической системе СССР //Труды Общества изучения истории отечественных спецслужб. Т. 4. — М., 2008. С. — 61.
  7. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.4. М.,1986 г. с — 378,410,420.
  8. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т.18. Кн.9. М.: 1993 с. — 85.
  9. Электронный ресурс: http://www.dissercat.com/content/osnovnye-etapy-istorii-razvitiya-rossiiskoi-prokuratury-istoricheskii-aspekt.
  10. Электронный ресурс: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm.
  11. Электронный ресурс: Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. — июль 1956 г / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю. И. — Москва: Государственное издательство юридической литературы, 1956. — с.213,214,215.
  12. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/.
  13. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=31115#0 (дата обращения 10.02.2017)]
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, надзор, Верховный Совет СССР, Российская Федерация, орган, положение, прокуратура, СССР, указ Президиума, государственное управление.


Ключевые слова

советская прокуратура, надзор за законностью, положение о прокурорском надзоре, прокуратура Союза ССР

Похожие статьи

История развития надзора прокуратуры за законностью...

Указанное конституционное положение конкретизировано в Указе Президиума Верховного Совета СССР 24 мая 1955 г. «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР» [12].

Функции прокуратуры в советском уголовном судопроизводстве

Положение о прокурорском надзоре в СССР нигде не говорит о надзоре прокурора за

— 500 c. Ведомости Верховного Совета РСФСР.

— 1927. — № 38. Прокурорский надзор в СССР. Учебник для юридических институтов и факультетов / под ред. М. П. Малярова.

Изменение статуса прокурора в российском законодательстве...

Прокурорский надзор был подчинен исполнительной власти в лице одного из министров.

Сфера надзора была неопределенной. Прокуратура как орган выродилась в бюрократическую организацию, не

Правовое положение прокурора в российском уголовном процессе.

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной...

Органы прокуратуры занимают особое место в системе органов государственной власти. Создание прокуратуры связано с именем Петра I, Указом от 12 января 1722 года учредившего должность генерал-прокурора, «ока государева», которому надлежало осуществлять надзор...

Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной власти

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность, ветвь власти.

Прокуратура РФ в системе контрольно-надзорных органов

Прокуратура не осуществляет управление государственными делами.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, контрольно-надзорная власть, орган, прокуратура РФ, Российская Федерация, государственный контроль, орган прокуратуры...

Место прокуратуры Российской Федерации...

Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности. Вышеуказанные функции прокуратуры РФ, которые возложены на нее ФЗ, а также круг поднадзорных субъектов, в отношении которых осуществляется прокурорский надзор...

Организация органов судебной власти на территории...

...союзных и автономных республик», утвержденными законом Верховного Совета СССР от 25 декабря 1958 года, и «Положением о прокурорском надзоре в СССР», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1955 года...

Место, роль и особенности правового положения органов...

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ, конституционный контроль, Генеральный прокурор, государственная власть, прокуратура, Конституционный Суд...

История развития надзора прокуратуры за законностью...

Указанное конституционное положение конкретизировано в Указе Президиума Верховного Совета СССР 24 мая 1955 г. «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР» [12].

Функции прокуратуры в советском уголовном судопроизводстве

Положение о прокурорском надзоре в СССР нигде не говорит о надзоре прокурора за

— 500 c. Ведомости Верховного Совета РСФСР.

— 1927. — № 38. Прокурорский надзор в СССР. Учебник для юридических институтов и факультетов / под ред. М. П. Малярова.

Изменение статуса прокурора в российском законодательстве...

Прокурорский надзор был подчинен исполнительной власти в лице одного из министров.

Сфера надзора была неопределенной. Прокуратура как орган выродилась в бюрократическую организацию, не

Правовое положение прокурора в российском уголовном процессе.

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной...

Органы прокуратуры занимают особое место в системе органов государственной власти. Создание прокуратуры связано с именем Петра I, Указом от 12 января 1722 года учредившего должность генерал-прокурора, «ока государева», которому надлежало осуществлять надзор...

Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной власти

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность, ветвь власти.

Прокуратура РФ в системе контрольно-надзорных органов

Прокуратура не осуществляет управление государственными делами.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, контрольно-надзорная власть, орган, прокуратура РФ, Российская Федерация, государственный контроль, орган прокуратуры...

Место прокуратуры Российской Федерации...

Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности. Вышеуказанные функции прокуратуры РФ, которые возложены на нее ФЗ, а также круг поднадзорных субъектов, в отношении которых осуществляется прокурорский надзор...

Организация органов судебной власти на территории...

...союзных и автономных республик», утвержденными законом Верховного Совета СССР от 25 декабря 1958 года, и «Положением о прокурорском надзоре в СССР», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1955 года...

Место, роль и особенности правового положения органов...

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ, конституционный контроль, Генеральный прокурор, государственная власть, прокуратура, Конституционный Суд...

Похожие статьи

История развития надзора прокуратуры за законностью...

Указанное конституционное положение конкретизировано в Указе Президиума Верховного Совета СССР 24 мая 1955 г. «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР» [12].

Функции прокуратуры в советском уголовном судопроизводстве

Положение о прокурорском надзоре в СССР нигде не говорит о надзоре прокурора за

— 500 c. Ведомости Верховного Совета РСФСР.

— 1927. — № 38. Прокурорский надзор в СССР. Учебник для юридических институтов и факультетов / под ред. М. П. Малярова.

Изменение статуса прокурора в российском законодательстве...

Прокурорский надзор был подчинен исполнительной власти в лице одного из министров.

Сфера надзора была неопределенной. Прокуратура как орган выродилась в бюрократическую организацию, не

Правовое положение прокурора в российском уголовном процессе.

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной...

Органы прокуратуры занимают особое место в системе органов государственной власти. Создание прокуратуры связано с именем Петра I, Указом от 12 января 1722 года учредившего должность генерал-прокурора, «ока государева», которому надлежало осуществлять надзор...

Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной власти

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность, ветвь власти.

Прокуратура РФ в системе контрольно-надзорных органов

Прокуратура не осуществляет управление государственными делами.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, контрольно-надзорная власть, орган, прокуратура РФ, Российская Федерация, государственный контроль, орган прокуратуры...

Место прокуратуры Российской Федерации...

Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности. Вышеуказанные функции прокуратуры РФ, которые возложены на нее ФЗ, а также круг поднадзорных субъектов, в отношении которых осуществляется прокурорский надзор...

Организация органов судебной власти на территории...

...союзных и автономных республик», утвержденными законом Верховного Совета СССР от 25 декабря 1958 года, и «Положением о прокурорском надзоре в СССР», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1955 года...

Место, роль и особенности правового положения органов...

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ, конституционный контроль, Генеральный прокурор, государственная власть, прокуратура, Конституционный Суд...

История развития надзора прокуратуры за законностью...

Указанное конституционное положение конкретизировано в Указе Президиума Верховного Совета СССР 24 мая 1955 г. «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР» [12].

Функции прокуратуры в советском уголовном судопроизводстве

Положение о прокурорском надзоре в СССР нигде не говорит о надзоре прокурора за

— 500 c. Ведомости Верховного Совета РСФСР.

— 1927. — № 38. Прокурорский надзор в СССР. Учебник для юридических институтов и факультетов / под ред. М. П. Малярова.

Изменение статуса прокурора в российском законодательстве...

Прокурорский надзор был подчинен исполнительной власти в лице одного из министров.

Сфера надзора была неопределенной. Прокуратура как орган выродилась в бюрократическую организацию, не

Правовое положение прокурора в российском уголовном процессе.

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной...

Органы прокуратуры занимают особое место в системе органов государственной власти. Создание прокуратуры связано с именем Петра I, Указом от 12 января 1722 года учредившего должность генерал-прокурора, «ока государева», которому надлежало осуществлять надзор...

Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной власти

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность, ветвь власти.

Прокуратура РФ в системе контрольно-надзорных органов

Прокуратура не осуществляет управление государственными делами.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, контрольно-надзорная власть, орган, прокуратура РФ, Российская Федерация, государственный контроль, орган прокуратуры...

Место прокуратуры Российской Федерации...

Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности. Вышеуказанные функции прокуратуры РФ, которые возложены на нее ФЗ, а также круг поднадзорных субъектов, в отношении которых осуществляется прокурорский надзор...

Организация органов судебной власти на территории...

...союзных и автономных республик», утвержденными законом Верховного Совета СССР от 25 декабря 1958 года, и «Положением о прокурорском надзоре в СССР», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1955 года...

Место, роль и особенности правового положения органов...

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ, конституционный контроль, Генеральный прокурор, государственная власть, прокуратура, Конституционный Суд...

Задать вопрос