История советской прокуратуры с 1922 по 1991 годы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 28.02.2017

Статья просмотрена: 17095 раз

Библиографическое описание:

Скобина, Е. А. История советской прокуратуры с 1922 по 1991 годы / Е. А. Скобина, М. А. Шастина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 256-260. — URL: https://moluch.ru/archive/142/40066/ (дата обращения: 27.10.2024).



В статье рассматривается история советской прокуратуры в период 1922–1991 годов. Предпринята попытка объективно оценить значение прокуратуры как органа государственной власти, действовавшего почти 70 лет.

Ключевые слова: советская прокуратура, надзор за законностью, положение о прокурорском надзоре, прокуратура Союза ССР

12 января профессиональный праздник отметили работники прокуратуры, созданному в годы петровских преобразований ведомству исполнилось 295 лет. Прокуратура России ведет свою летопись с Указа Петра I от 12 января 1722 года, которым установлены должности генерал-прокурора и обер-прокурора.

За весь период своего существования этот государственный орган доказал, что надзор за исполнением законов является неотъемлемой частью нормального функционирования государства. Именно от его деятельности зависит правовая защищенность граждан, безопасность государства. В настоящее время, как в науке, так и в повседневной жизни отношение к советскому периоду истории нашей страны, в том числе к истории прокуратуры этого времени неоднозначное. Поэтому, выбранная тема представляется актуальной. В связи с этим предпринята попытка объективно оценить значение деятельности прокуратуры в период 1922–1991 годы.

На протяжении нескольких лет российское социалистическое государство обходилось без органов прокуратуры. Декретом СНК РСФСР от 24.11.1917 № 1 «О суде» упразднены ранее существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры [9].

Отсутствие прокуратуры не означало отсутствие надзора за законностью. Надзор и контроль за соблюдением законов в деятельности органов государственного управления и местных органов власти осуществляли различные учреждения, в компетенцию которых входили, в том числе и другие функции:

– ВЦИК (Всесоюзный центральный исполнительный комитет) надзирал на основании ст.32 Конституции РСФСР 1918г. за точным применением декретов на всей территории Российской Федерации [5, с. 172];

– Советы Народных Комиссаров (СНК) имели такие функции, как разрешение текущих дел по надзору за деятельностью страховых учреждений и предприятий, а также делопроизводство Совета по делам страхования [1, с. 24];

– Народные комиссариаты осуществляли общий надзор за правильной организацией и деятельностью конфликтных органов, надзор за законностью постановлений народных комиссариатов труда автономных республик, краевых и областных отделов труда по решениям, организуемым при этих органах примирительных камер;

– ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР) по мнению одних исследователей, выполняла правоохранительную функцию [8, с. 85] — защищала государство от криминалистических проявлений, действовала в рамках закона и находилась под эффективным партийным и прокурорским надзором. По мнению других — представляла собой вооружённую опору власти, выполнявшую ключевую роль в политико-идеологической системе СССР. Авторы доказывают, что присутствовала ведомственная заинтересованность ВЧК и определенная автономность в осуществлении репрессий, ВЧК выполняла в первую очередь, задачи политико-идеологического характера и оказывала огромное влияние на все институты государства [4, с. 327].

В мае 1922 г. сессия ВЦИК приняла Уголовно-процессуальный кодекс и положение о прокурорском надзоре. В соответствии с принятым законом она становилось органом дознания (а по делам о контрреволюции, органом предварительного следствия) поднадзорным прокурору [10].

– РКИ (Рабоче-крестьянские инспекции) осуществляли надзор за деятельностью всех государственных учреждений и организаций; общественных организаций; надзор за выполнением постановлений и распоряжений властных государственных и партийных структур; сотрудничали с органами власти и самоуправления по вопросам улучшения эффективности работы управленческих аппаратов всех уровней [7, с. 378].

Как показывает исторический опыт, потребность в таком государственном органе как прокуратура, особенно остро возникает в периоды коренных преобразований общественных отношений и государственного устройства. Прокуратура всегда рассматривалась как инструмент укрепления режима законности в государстве.

26 мая 1922 года на III сессии ВЦИК принято Положение о прокурорском надзоре, которое исполняло роль закона и вступало в силу с 1 августа 1922 года. На законодательном уровне закрепилась независимость прокуроров от местных органов власти (губернских исполкомов), принцип «двойного» подчинения утратил свою силу. Однако право прокуроров на обжалование в суд незаконных решений исполкомов исключалось, что позволило нарождавшейся советской бюрократии использовать указанное постановление в собственных целях от воздействия прокурорского надзора [3, с. 132].

За прокуратурой закрепились четыре группы полномочий, которые сохранились до настоящего времени с некоторыми изменениями:

а) надзор исполнением законов органами власти, хозяйственными учреждениями, общественными и частными лицами;

б) надзор за деятельностью органов следствия и дознания в области раскрытия и расследования преступлений, а также за деятельностью Госполитуправления;

в) поддержание обвинения в суде;

г) надзор за законностью содержания заключенных под стражу лиц [7, с. 410].

В ноябре 1923 года образована Прокуратура Верховного Суда Союза ССР, наделённая широкими полномочиями: правом законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также правом приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного Суда СССР.

Постановлением ЦИК № 84 и СНК Союза ССР 2621 17.12.1933года принято решение об учреждении Прокуратуры Союза ССР. На неё дополнительно возлагались следующие функции:

– надзора за соответствием постановлений и распоряжений отдельных Ведомств Союза ССР и союзных республик, местных органов власти Конституции и постановлениям Правительства Союза ССР;

– надзора за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования гражданского или уголовного дела на любой стадии судопроизводства;

– опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

– возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

– надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений; общего руководства деятельностью прокуратуры союзных республик [13].

Кроме того, «Положение о прокуратуре Союза ССР» определило отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

В Положении также определены система и структура органов прокуратуры; в качестве структурных подразделений в прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры, сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР и функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Первым прокурором Союза ССР назначен Иван Алексеевич Акулов. Таким образом, произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему [7, с. 420]. Деятельность на местах прокуроры, начинали, как правило, с обращений к населению путём размещения объявлений в местных газетах с указанием в них задач прокуратуры, состава работников, служебного адреса, порядка подачи и приема жалоб и заявлений на незаконные действия органов власти и должностных лиц.

Конституция СССР 1936 г. впервые закрепила основы прокурорского надзора на высшем уровне, в то время как Конституция СССР 1923г. только упоминала о Прокуратуре Верховного Суда СССР [10].

Существующая в стране в то время система внесудебных репрессий находилась в противоречии с Конституцией, а судьи были далеки от независимости. В результате чего, для представителей прокурорского надзора существовали неприемлемые условия надзора за расследованием многих дел политической категории, их расследование осуществлялось органами государственной безопасности [5, с. 184]. Многие сотрудники органов прокуратуры, не смотря на сложившуюся ситуацию в указанный период, пытались обеспечивать соблюдение прав граждан, однако такие попытки пресекались, о чём свидетельствуют их репрессии, включая расстрел свыше 100 человек.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов прокуратуры подчинена общей задаче — победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» [11, с. 213], работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.09 1943 г. прокурорско-следственным работникам установлены классные чины с выдачей форменного обмундирования, введена градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР, учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры, в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, принял Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР». Первым Генеральным прокурором СССР назначен Константин Петрович Горшенин [11, с. 214].

В послевоенное время надзору за соблюдением и восстановлением прав граждан уделяется больше внимания. В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 данного положения обязала Генерального прокурора СССР осуществлять надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР [11, с. 215].

Положение о прокурорском надзоре законодательно закрепило основные положения о задачах прокурорского надзора и методах его осуществления, расширило и конкретизировало полномочия органов прокуратуры, с акцентированием направленности деятельности на защиту прав и законных интересов граждан. При осуществлении функции борьбы с преступностью, органы прокуратуры выступали не только как орган государственного обвинения, но и как орган надзора за соблюдением закона и защиты прав и интересов граждан. [8, с. 85]

Правозащитная роль прокуратуры получила значительное расширение с внесением изменений и дополнений в Закон «О прокуратуре СССР» Президиумом Верховного Совета СССР 16 июня 1987 года. Так, в ст.1 Закона внесены дополнения о том, что, осуществляя надзор за исполнением законов, прокуратура должна добиваться, чтобы все перечисленные в статье государственные органы, общественные организации, должностные лица действовали на основе законности, «обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Требования прокуроров об устранении нарушений законов, предъявленные в установленном порядке, обязательны для исполнения». [5, с. 243]

Закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления» от 26 декабря 1990 года значительно расширил сферу прокурорского надзора, включив в предмет надзора законность деятельности местных Советов народных депутатов, политических партий, массовых движений [6, с. 61]. После распада СССР в 1991 году, принят Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1, определяющий правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации [12].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в советский период роль прокурорского надзора в основном сводилась к тому, чтобы осуществлять надзор за реализацией директив государства. Основное внимание прокуратуры концентрировалось на деятельности центральных и местных органов исполнительной власти. Цели и задачи прокуратуры, сформулированные в общем виде в Законе о прокуратуре СССР, конкретизируясь в приказах и указаниях Генерального прокурора, по мнению историков, становились все более расплывчатыми и нечеткими. Множество дополнительных обязанностей, возложенных на прокуратуру, вызывало большую загруженность её кадров, в то же время отодвигало выполнение основной функции по надзору за законностью, защите прав и свобод человека и гражданина на второй план.

В настоящее время Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 [12] направлен на обеспечение верховенства закона, укрепление законности, охрану прав и законных интересов граждан, общества и государства.

Литература:

  1. Бессарабов В. Г. Советская прокуратура (1922–1991гг.) // Журнал российского права. — 2002. N 12. с. — 24.
  2. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. — Ростов И/Д.: «Феникс», 1999 г. с. — 37.
  3. Звягинцев А. Г. История Российской прокуратуры. 1722–2012., 2012 г. с. — 124,132.
  4. Измозик В. С. Глаза и уши режима. Государственный политический контроль за населением Советской России в 1918–1928 годах. — СПб., 199. с — 327.
  5. Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., 1889 г. с. — 172,184,243.
  6. Мозохин О. Б. Роль органов госбезопасности в экономической системе СССР //Труды Общества изучения истории отечественных спецслужб. Т. 4. — М., 2008. С. — 61.
  7. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.4. М.,1986 г. с — 378,410,420.
  8. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т.18. Кн.9. М.: 1993 с. — 85.
  9. Электронный ресурс: http://www.dissercat.com/content/osnovnye-etapy-istorii-razvitiya-rossiiskoi-prokuratury-istoricheskii-aspekt.
  10. Электронный ресурс: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm.
  11. Электронный ресурс: Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. — июль 1956 г / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю. И. — Москва: Государственное издательство юридической литературы, 1956. — с.213,214,215.
  12. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/.
  13. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=31115#0 (дата обращения 10.02.2017)]
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, надзор, Верховный Совет СССР, Российская Федерация, орган, положение, прокуратура, СССР, указ Президиума, государственное управление.


Ключевые слова

советская прокуратура, надзор за законностью, положение о прокурорском надзоре, прокуратура Союза ССР

Похожие статьи

История и функционирование судебной системы РСФСР в последние годы существования СССР

В статье автор рассматривает историю и функционирование судебной системы РСФСР в последние годы существования СССР. Основное внимание уделяется изменениям в структуре и деятельности судов, а также роли Верховного Суда в обеспечении единства судебной ...

Создание и развитие института государственного обвинения в России

В данной статье проанализирована история создания и развития института государственного обвинения, а именно причины изучения истории и развития, периодизация функций органов прокуратуры, создание института поддержания государственного обвинения в Рос...

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации

В статье автором анализируется правовое положение прокуратуры Российской Федерации.

Развитие института юридической ответственности государственных служащих в России в период с 1917 по 1993 г.

В статье рассмотрены особенности применения мер юридической ответственности к государственным служащим в период становления и развития советского государства в России.

Проблемные аспекты прокурорского надзора в современной России

В статье автор проводит обзорный анализ действующего законодательства в сфере прокурорского надзора. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования прокурорского надзора в современной России.

Историко-правовой анализ влияния государственной власти на изменение правового статуса прокуратуры

В данной статье дается историко-правовой анализ становления института прокуратуры России, и оценка влияния государственной власти на изменение правового статуса органов прокуратуры

История развития прокуратуры в XVIII веке

Проанализированы вопросы становления и развития российской прокуратуры в XVIII веке, выявлены предпосылки зарождения прокуратуры в Российском государстве, определены функции прокуратуры в XVIII веке, рассмотрены нормативно-правовые акты, в соответств...

Место прокуратуры РФ в системе органов государственной власти

В статье автор пытается определить положение Прокуратуры РФ в современных реалиях, а также провести разграничения между надзорным органом и органами государственной власти РФ, определить их сходства и различия.

История становления и генезис развития института российской прокуратуры

В статье рассматривается процесс становления и формирования отечественной прокуратуры.

Актуальные вопросы судебной деятельности в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются основные актуальные вопросы судебной деятельности в Российской Федерации. Изучаются главные вопросы сопоставления судебной власти, судебной деятельности, правосудия. Выделяется потребность взаимодействия судов и СМИ дл...

Похожие статьи

История и функционирование судебной системы РСФСР в последние годы существования СССР

В статье автор рассматривает историю и функционирование судебной системы РСФСР в последние годы существования СССР. Основное внимание уделяется изменениям в структуре и деятельности судов, а также роли Верховного Суда в обеспечении единства судебной ...

Создание и развитие института государственного обвинения в России

В данной статье проанализирована история создания и развития института государственного обвинения, а именно причины изучения истории и развития, периодизация функций органов прокуратуры, создание института поддержания государственного обвинения в Рос...

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации

В статье автором анализируется правовое положение прокуратуры Российской Федерации.

Развитие института юридической ответственности государственных служащих в России в период с 1917 по 1993 г.

В статье рассмотрены особенности применения мер юридической ответственности к государственным служащим в период становления и развития советского государства в России.

Проблемные аспекты прокурорского надзора в современной России

В статье автор проводит обзорный анализ действующего законодательства в сфере прокурорского надзора. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования прокурорского надзора в современной России.

Историко-правовой анализ влияния государственной власти на изменение правового статуса прокуратуры

В данной статье дается историко-правовой анализ становления института прокуратуры России, и оценка влияния государственной власти на изменение правового статуса органов прокуратуры

История развития прокуратуры в XVIII веке

Проанализированы вопросы становления и развития российской прокуратуры в XVIII веке, выявлены предпосылки зарождения прокуратуры в Российском государстве, определены функции прокуратуры в XVIII веке, рассмотрены нормативно-правовые акты, в соответств...

Место прокуратуры РФ в системе органов государственной власти

В статье автор пытается определить положение Прокуратуры РФ в современных реалиях, а также провести разграничения между надзорным органом и органами государственной власти РФ, определить их сходства и различия.

История становления и генезис развития института российской прокуратуры

В статье рассматривается процесс становления и формирования отечественной прокуратуры.

Актуальные вопросы судебной деятельности в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются основные актуальные вопросы судебной деятельности в Российской Федерации. Изучаются главные вопросы сопоставления судебной власти, судебной деятельности, правосудия. Выделяется потребность взаимодействия судов и СМИ дл...

Задать вопрос