В данной статье проанализирована история создания и развития института государственного обвинения, а именно причины изучения истории и развития, периодизация функций органов прокуратуры, создание института поддержания государственного обвинения в России в 1864 году, особенности функций участия прокурора в суда в каждый период истории России.
Ключевые слова: государственный обвинитель, прокуратура, история прокуратуры России.
При изучении истории развития института поддержания государственного обвинения необходимо обратиться к проблемам правового регулирования, с которыми должностные лица органов прокуратуры сталкиваются при поддержании обвинения в суде, а также выявить пути совершенствования действующего законодательства. Вышесказанное становится возможны лишь при условии глубокого теоретического осмысления, накопления положительного, а также отрицательного опыта и его применения в работе государственных обвинителей.
В 2022 году прокуратура будет насчитывать 300 лет работы и существования. Возникновение органов прокуратуры как самостоятельного государственного органа традиционно связывается с изданием 12 (23) января 1722 г. Петром I Указа об учреждении должности генерал-прокурора Российской Империи, в котором гласилось «Быть при Сенате Генералпрокурору и Обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, который должен рапортовать Генерал-прокурору».
За прошедшие три века структура, функции и полномочия органов прокуратуры России претерпели многочисленные изменения, что отвечало потребностям меняющегося государственного строя. Первоначально для изучения истории развития института государственного обвинения необходимо обратиться к вопросам периодизации.
История отечественной прокуратуры в соответствии с изменяющимися функциями вышеуказанного органа [3, с. 53–54]:
1) 1722–1864 гг. — в основной период становление и расцвета Российской империи органы прокуратуры Российской империи характеризуются как имеющие особенности надзорного типа с преобладанием функции надзора за соблюдением законности следствия и суда;
2) 1864–1917 гг. — с начала основных реформ 1864 года до падения монархии в России органы прокуратуры имели характерные особенности обвинительного типа, как орган уголовного преследования с преимущественной функцией поддержания обвинения в суде;
3) 1922–1992 гг. — с момента восстановления органов прокуратуры до принятия Федерального закона «О прокуратуре» органы прокуратуры СССР и РСФСР обладали смешанным характером, т. е. надзорно-обвинительного типа;
4) с 1992 г. — с принятием Федерального закона «О прокуратуре» органы прокуратуры Российской Федерации обладают смешанным характером, т. е. надзорно-обвинительного типа.
Дата создания института государственного обвинения определяется реформой 1864 года в связи с тем, что вплоть до реформы 1864 года уголовный процесс в отечественной истории носил лишь розыскной характер, при котором функции по обвинению и разрешению дела осуществлялись судом. Таким образом, уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения прокурором еще не существовало. Функции последнего проявлялись только в процессе реализации надзорных полномочий и в уголовном преследовании по государственным преступлениям в досудебном производстве.
Первый период становления и развития института поддержания государственного обвинения связан с введением состязательной формы уголовного судопроизводства и может быть обозначен временными рамками с 1864 по 1917 год.
Революционные изменения государственного и общественного строя 1917 года не могли не оказать влияния на систему государственных органов. Отречение от престола Николая II, прекращение правления династии Романовых повлекло за собой реформирование судебной системы, так стихийно возникали органы судебной власти, они были достаточно многообразными, их функции при этом пересекались: революционные суды, народные суды, мировые суды, суды народной совести, административные суды. Защитниками и обвинителями, согласно вышеуказанному акты, могли выступать все «непорочные» граждане обоего пола. В инструкции «О революционном трибунале», утвержденной 19 декабря 1917 года, закреплялся данный принцип участия любого гражданина в роли обвинителя в судебном разбирательстве.
Согласно положению «О народном суде РСФСР» от 21.10.1920 обвинение в народных судах от имени государства стали поддерживать лица, которые состояли при отделах юстиции, назначаемые и отзываемые только местными исполнительными комитетами. При этом инструкция Наркомюста «Об организации обвинения и защиты в суде», принятая 23.11.1920, определяла, что в качестве обвинителей в суде при рассмотрении уголовного дела могут выступать любые граждане способные к выступлению в публичных собраниях. Такая имеющаяся правовая неопределенность продолжалась вплоть до восстановления органов прокуратуры в 1922 году и принятия Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в 1923 году.
Следующий период становления государственного обвинения связан с развитием российского уголовно-процессуального права и традиционно обозначается промежутком с 1923 по 1991 год.
Согласно Положению о прокурорском надзоре РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК 28.05.1922, прокуратура была создана как орган по надзору за единообразным и точным соблюдением законности, и эта функция была в первую очередь связана с поддержанием государственного обвинения в суде. Однако Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 года частично воспроизводил положения Устава 1864 года, сохраняя при этом состязательные начала стадии судебного разбирательства.
В статье 310 УПК РСФСР 1923 устанавливалось право отказа государственного обвинителя от обвинения, предъявленного лицу. Так прокурор был вправе отказаться от обвинения, если приходил к убеждению, что имеющиеся доказательства не подтверждают предъявленного обвинения. Но отказ обвинителя не освобождал суд от обязанности продолжить судебное разбирательство по делу и разрешения вопроса о правильности предъявленного обвинения и ответственности подсудимого.
В период Великой отечественной войны органы прокуратуры осуществляли надзор в первую очередь за исполнением законов военного времени, направленных на охрану общественного порядка, охрану социалистической собственности от преступных посягательств, трудовой и государственной дисциплины, прав и законных интересов военнослужащих и их семей, а также поддержания обвинения в суде при рассмотрении дел в военных трибуналах, законностью и обоснованностью выносимых ими приговоров.
Полагаем, что один из следующих этапов развития института поддержания государственного обвинения с 1960 по 2001 год характеризуется постепенным переходом от розыскной формы уголовного судопроизводства, при которой функции поддержания государственного обвинения и прокурорского надзора фактически осуществляются в едином направлении деятельности прокурора, а именно к состязательной, построенной на началах процессуального равенства сторон.
УПК РСФСР 1960 года характеризуется в первую очередь постепенным сращиванием функций уголовного преследования и прокурорского надзора. УПК РСФСР 1960 года возвратил уголовно-процессуальное право к розыскному типу, возложив на все органы уголовной юрисдикции, включая суд, одинаковые функции, а именно полное, всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств дела, выявление как уличающие обвиняемого, так и оправдывающие его обстоятельства (ст. 20 УПК РСФСР 1960). Согласно вышеуказанному закону, участие государственного обвинителя в судебном заседании уже не являлось обязательным.
Перестроечные процессы в 80-е годы прошлого века в России затронули все стороны жизни государства и общества, а также привели к пересмотру основ деятельности прокуратуры. Первоначальный проект Конституции РФ перед вынесением для обсуждения относил к компетенции органов прокуратуры только уголовное преследование, поддержание обвинения в суде, предъявление исков [8, с. 264]. Но идея ограничения полномочий прокуратуры лишь сферой уголовного судопроизводства политическими деятелями того времени была не поддержана, и принятая Конституция РФ вообще не определяла функции прокуратуры.
Уже согласно Закону от 30 ноября 1979 г. «О прокуратуре СССР» одним из направлений прокурорского надзора являлся надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах.
В дальнейшем развитие уголовно-процессуального законодательства отмечается усилением состязательных начал в судебном разбирательстве, которые обеспечивали защиту прав и интересов участников уголовного судопроизводства. Окончательный переход к состязательной форме уголовного судопроизводства утверждается принятием в 2001 году нового
Уголовно-процессуального кодекса РФ. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ существенно расширена категория уголовных дел, которые рассматриваются судом с обязательным участием государственного обвинителя. Согласно ч. 2 ст. 246 УПК РФ участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения.
В настоящее время, когда совершенствуется система государственного строя, особенно важно изучение института государственного обвинения как одного из основополагающих частей уголовного судопроизводства. Как в дальнейшем должно происходить развитие поддержания государственного обвинения в суде, какие функции и полномочия необходимо сохранить, изменить или, возможно, исключить, — эти вопросы пока не нашли однозначных ответов в юридическом сообществе. В связи с этим многовековой опыт работы органов прокуратуры не только представляет особую ценность сам по себе, но и в дальнейшем служит основанием для разработки концепций перспективного развития государственного обвинения.
Литература:
- Пеканова, Е. Э. Понятие государственного обвинения и его значение в состязательном уголовном процессе / Е. Э. Пеканова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 309–312. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69493/ (дата обращения: 22.02.2021);
- История отечественной прокуратуры: учебное пособие / А. В. Ерёмин. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. — 136 с.;
- Кожевников О. А. К вопросу о периодизации истории российской прокуратуры // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2016. Вып. 16. С. 53–58;
- Лесик Д.В Становление и развитие института поддержания государственного обвинения в российском уголовно — процессуальном законодательстве / Вестник Воронежского института МВД России. № 2 / 2013.-с. 82–86;
- Кулик Н. В., Лавров В. В. Российская прокуратура: историко-правовая ретроспектива // Современная научная мысль. 2017. № 4. С. 161–173;
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 03.07.2019) //Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921;
- Устав уголовного судопроизводства от 20.11.1864 // https://constitution.garant.ru/history/act1600–1918/3137/ дата обращения: 12.02.2021);
- Лесик Д. В. Становление и развитие института поддержания государственного обвинения в российском уголовно-процессуальном законодательстве // Вестник ВИ МВД России. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-instituta-podderzhaniya-gosudarstvennogo-obvineniya-v-rossiyskom-ugolovno-protsessualnom-zakonodatelstve (дата обращения: 12.02.2021);
- Исаенко В. Н. Государственное обвинение в системе уголовно-процессуальных функций // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 1 (98). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-obvinenie-v-sisteme-ugolovno-protsessualnyh-funktsiy (дата обращения: 13.02.2021);