История и функционирование судебной системы РСФСР в последние годы существования СССР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (527) июль 2024 г.

Дата публикации: 11.07.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Каргина, Н. О. История и функционирование судебной системы РСФСР в последние годы существования СССР / Н. О. Каргина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — С. 143-146. — URL: https://moluch.ru/archive/527/116602/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье автор рассматривает историю и функционирование судебной системы РСФСР в последние годы существования СССР. Основное внимание уделяется изменениям в структуре и деятельности судов, а также роли Верховного Суда в обеспечении единства судебной системы.

Ключевые слова: судебная система РСФСР, суд, советская судебная система.

Судебная система Советского Союза и РСФСР прошла сложный путь становления от органа власти победившего класса — пролетариата на своём начальном этапе, до органа, специализировавшегося на рассмотрении гражданских и уголовный дел в последние годы существования СССР. Если в начале существования Советского государства судебные органы осуществляли функцию правосудия наряду с иными государственными органами, (прокуратура, ОГПУ, Государственный арбитраж и дисциплинарные суды предприятий) то с принятием Конституции СССР 1977 был провозглашён принцип осуществления правосудия исключительно судом. Стоит отметить, что данный принцип провозглашался и в Конституции 1936 года, но буквальное толкование статьи 102 данного документа не указывало на исключительность судов при отправлении правосудия [1].

События, связанные с пересмотром деятельности государственных органов и судов в 30–50 годы 20 века, начавшиеся процессы реабилитации репрессированных привели к необходимости усиления и большей независимости судебной власти, как одного из противовесов силовому блоку (КГБ, МВД, прокуратура). Данные положения нашли свое отражения в Конституции СССР 1977 г. Так в соответствии со статьёй 151 правосудие СССР осуществлялось только судом [2].

Статья 155 Конституции СССР закрепляла принцип независимости судей и их подчинение только закону. При этом предполагалось, что судебная система будет «открытой» и «демократичной». Это положение было отражено в статье 152 Конституции, в соответствии с которой все судьи в зависимости от уровня суда избирались либо населением соответствующего административно-территориального образования (народные суды) либо народными депутатами советов соответствующего уровня (областные, республиканские суды, верховный суд). К деятельности по осуществлению правосудия в обязательном порядке привлекались представители общественности — народные заседатели, которые рассматривали судебные дела вместе с судьёй в народных судах [3].

Разрешение хозяйственных споров между советскими предприятиями осуществлялось органами государственного арбитража — не являвшегося частью судебной системы и не участвовавшего в отправлении правосудия. Принятие новой Конституции 1977 года повлекло необходимость изменения законодательства о судебном устройстве в республиках СССР. В РСФСР в 1981 был принят закон «О судоустройстве в РСФСР», применявшийся вплоть до распада Советского Союза. Статья 3 указанного закона определяла, что «деятельность суда при осуществлении правосудия направлена на всемерное укрепление социалистической законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений и имеет задачей охрану от всяких посягательств: закрепленных в Конституции СССР, Конституции РСФСР и конституциях автономных республик общественного строя, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод Конституцией РСФСР граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, конституциями автономных республик и советскими законами; прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций» [4].

Эта же статья налагала на суд обязанность по воспитанию советских граждан в духе уважения к государству и общественному строю. Применяя уголовное наказание, суд не только должен был карать преступников, но также имел цель их исправления и перевоспитания. Таким образом на суд накладывались не только обязанности по восстановлению нарушенных прав, но и не свойственная для правосудия воспитательная, исправительная и идеологическая функции. Указанные обстоятельства, уже сами в значительной степени декларативные поскольку ни в каких иных нормативных актах механизм осуществления указанных функций суда определён не был. Непосредственное осуществление правосудия в РСФСР, как в других республиках СССР, осуществлялось путём рассмотрения в судебных заседаниях только гражданских и уголовных дел. Стоит отметить, что рассмотрение административных дел, в том числе, связанных с решениями об ограничении конституционных прав и свобод граждан, относились к компетенции органов исполнительной власти.

Понятие гражданских дел трактовалось достаточно широко. К ним относились дела по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций [5].

Непосредственно судебную систему РСФСР составляли: Верховный Суд РСФСР, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды. Поскольку РСФСР являлась составной частью государства СССР, высшим союзным судебным органом являлся Верховный Суд СССР.

Конституцией СССР к компетенции Верховного Суда СССР были отнесены следующие вопросы: дача Верховным Судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства; рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик; дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции; разрешение судебных споров между союзными республиками; рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности [6].

С момента своего формирования одним из принципов советской судебной системы являлся принцип выборности судей и участия представителей общественности в осуществлении правосудия.

В соответствии с законом РСФСР «О выборах районных (городских) народных судов РСФСР» от 8 июля 1981 года народные судьи первичного звена советской судебной системы — районных (городских) районных судов избирались гражданами района, города, района в городе на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, тайным голосованием сроком на 5 лет. Народные заседатели, принимавшие участие в судебных заседаниях народных судов, избирались на 2,5 года [7].

В соответствии со статьёй 8 указанного закона количество народных судей и народных заседателей, избираемых в каждый районный (городской) суд. Устанавливалось соответствующими Советами народных депутатов (по области, краю, республики и т. д.) по представлению руководителя органа министерства юстиции соответствующего уровня. Правом выдвижения кандидатов в народные судьи и народные заседатели обладали организации Коммунистической партии СССР, профессиональные союзы, комсомольские организации, собрания военнослужащих по воинским частям.

Законом определялся порядок выдвижения кандидата в народные судьи посредством проведения собраний в соответствующих партийных, профсоюзных, трудовых и военных организациях. Предусматривалось проведение предвыборной агитации, встречи избирателей на соответствующие собрания с кандидатами в народные судьи. Сама процедура выборов в значительной степени повторяла процедуру избрания народных депутатов в Советы (в части формирования списков избирателей, избирательных комиссий, процедурой голосования)

В соответствии со статьёй 36 рассматриваемого закона общественные организации и трудовые коллективы могли выступать в поддержку кандидатур, выдвинутых другими организациями. Кандидат в народные судьи мог баллотироваться только в один районный (городской) народный суд в одном избирательном округе.

Также законом предусматривалась процедура выбора народных заседателей — граждан, избранных в состав суда, в установленном порядке для участия в рассмотрении уголовных или гражданских дел. Народные заседатели избирались по схожей процедуре сроком на 2,5 года и призывались к исполнению обязанностей в судах в порядке очерёдности не более чем на 2 недели в году. Исключением из этого являлись случаи, когда это вызывалось необходимостью закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием. Требования, касающиеся наличия специального образования, стажа работы по юридической специальности, относительно судей и народных заседателей данным законом не предусматривались.

Что касается судей краевых, областных, судов автономных округов и областей, а также судей Верховных судов автономных республик и народных заседателей данных судов, то они избирались не на прямую населением, а Советами народных депутатов соответствующего уровня. Судьи высших судебных органов — Верховного суда РСФСР и Верховного суда СССР и народные заседатели данных судов избирались соответственно Верховным Советом РСФСР и Верховным Советом СССР.

Достаточно формально соблюдался и принцип выборности судей. По сути, кандидаты в судьи выдвигались партийными организациями, в том числе через их ячейки в общественных организациях, трудовых коллективах и военных частях, а их выборность сводилась к одобрению посредством голосования. Вместе с тем, на соответствующих территориальных единицах население имело информацию о кандидатах в судьи, а принцип сменяемости судей был призван повысить ответственность последних перед обществом [8].

Можно прийти к выводу, что суды «общей юрисдикции» в РСФСР не являлись в полной мере независимым органом власти, полностью подчинялись и завесили от интересов и политики государства, что не могло не отражаться в решениях и приговорах по соответствующим делам. Участие населения в выборах судей и народных заседателей носило по большей части декларативно-формальный характер поскольку проходило под контролем государственных и партийных органов. Принимая во внимание, что почти все судьи являлись членами коммунистической партии, степень влияния на них со стороны партийных органов была весьма высока.

Несмотря на заложенные демократичные принципы осуществления правосудия, связанные с выборностью судей, участие представителей общественности в рассмотрении судебных дел в качестве народных заседателей, сложившуюся судебную систему в СССР и РСФСР нельзя отнести к самостоятельной ветви власти. Так статьей 19 законом «О судоустройстве РСФСР» предусматривалось организационное руководство судами органами министерства юстиций СССР и РСФСР, а также их органами на местах, в том числе по вопросу работы с кадрами судов, изучение и обобщение судебной практики. Этим же законом предусматривалась подотчетность областных, краевых, судов автономных округов и Верховных судов автономных республик соответствующим советом народных депутатов. Также предусматривалось подотчетность Верховного суда СССР Верховному совету СССР [9].

Таким образом, в отсутствие системы разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, суды рассматривались в качестве государственных органов с подотчетностью перед органами законодательной власти и определённой подконтрольностью со стороны партийных органов исполнительной власти.

Литература:

  1. Конституция Союза Советских Социалистических Республик. Утверждена чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР.
  2. Конституция Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва.
  3. Статья № 154 Конституции СССР Конституция Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва. // Информационно-правовая система. — Электрон.данные -М., 2018. — URL http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm (дата обращения 09.07.2024)
  4. Закон «О Судоустройстве РСФСР» 1981г
  5. Статья 4 «Закон о Судоустройстве РСФСР» в ред. Законов РФ от 29.05.1992 № 2869–1, от 03.07.1992 № 3200–1
  6. Закон «О Верховном Суде СССР» в ред. 30.11.1979г.
  7. Закон РСФСР «О выборах районных (городских) народных судов РСФСР» от 08.07.1981г.
  8. Волков, В. В. А судьи кто? / В. В. Волков. — Текст: непосредственный // Коммерсант. — 2015. — № 1. — С. 16.
  9. Закон «О судоустройстве РСФСР» 1981 года. (в ред. Законов РФ от 29.05.1992 N 2869–1, от 03.07.1992 N 3200–1)
Основные термины (генерируются автоматически): суд, РСФСР, судебная система, судья, Верховный суд СССР, дело, заседатель, советская судебная система, соответствующий уровень, судебная система РСФСР.


Ключевые слова

суд, судебная система РСФСР, советская судебная система

Похожие статьи

История советской прокуратуры с 1922 по 1991 годы

В статье рассматривается история советской прокуратуры в период 1922–1991 годов. Предпринята попытка объективно оценить значение прокуратуры как органа государственной власти, действовавшего почти 70 лет.

Создание и развитие института государственного обвинения в России

В данной статье проанализирована история создания и развития института государственного обвинения, а именно причины изучения истории и развития, периодизация функций органов прокуратуры, создание института поддержания государственного обвинения в Рос...

Актуальные вопросы судебной деятельности в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются основные актуальные вопросы судебной деятельности в Российской Федерации. Изучаются главные вопросы сопоставления судебной власти, судебной деятельности, правосудия. Выделяется потребность взаимодействия судов и СМИ дл...

Понятие и основные особенности Арбитражного суда как одного из основных правовых институтов в РФ

В данной статье исследуется понятие и место арбитражного суда в судебной системе Российской Федерации. Автором рассмотрены ключевые моменты, связанные с деятельностью Арбитражных судов в Российской Федерации, указываются проблемы, существующие в совр...

К вопросу о периодизации становления административного судопроизводства в российском праве

В данной статье автором исследуется процесс развития административного судопроизводства в России. На основе анализа имеющихся правовых источников, а также современной правовой доктрины автором разработана периодизация становления административного су...

О некоторых проблемах правового регулирования государственной службы в России

В статье характеризуется современный институт государственной службы в Российской Федерации, выявляются его основные коллизии и пробелы. Проведен анализ наиболее актуальных проблем законодательства, связанных с развитием государственной службы.

Общая характеристика судебной власти и правосудия в Российской Федерации: понятие и признаки

В статье автор анализирует понятие судебной власти и дает общую характеристику судебной системы Российской Федерации на современном этапе. Проанализированы: общие принципы организации и деятельности судебной власти; правовой регламент осуществления с...

Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового ф...

Организационно-правовой механизм проведения административного судопроизводства в судах общей юрисдикции

Данная статья описывает организационно-правовой механизм проведения административного судопроизводства в судах общей юрисдикции. Автор выделяет основные проблемы существующего административного судопроизводства. Кроме этого, автор представляет мнения...

История развития прокуратуры в XVIII веке

Проанализированы вопросы становления и развития российской прокуратуры в XVIII веке, выявлены предпосылки зарождения прокуратуры в Российском государстве, определены функции прокуратуры в XVIII веке, рассмотрены нормативно-правовые акты, в соответств...

Похожие статьи

История советской прокуратуры с 1922 по 1991 годы

В статье рассматривается история советской прокуратуры в период 1922–1991 годов. Предпринята попытка объективно оценить значение прокуратуры как органа государственной власти, действовавшего почти 70 лет.

Создание и развитие института государственного обвинения в России

В данной статье проанализирована история создания и развития института государственного обвинения, а именно причины изучения истории и развития, периодизация функций органов прокуратуры, создание института поддержания государственного обвинения в Рос...

Актуальные вопросы судебной деятельности в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются основные актуальные вопросы судебной деятельности в Российской Федерации. Изучаются главные вопросы сопоставления судебной власти, судебной деятельности, правосудия. Выделяется потребность взаимодействия судов и СМИ дл...

Понятие и основные особенности Арбитражного суда как одного из основных правовых институтов в РФ

В данной статье исследуется понятие и место арбитражного суда в судебной системе Российской Федерации. Автором рассмотрены ключевые моменты, связанные с деятельностью Арбитражных судов в Российской Федерации, указываются проблемы, существующие в совр...

К вопросу о периодизации становления административного судопроизводства в российском праве

В данной статье автором исследуется процесс развития административного судопроизводства в России. На основе анализа имеющихся правовых источников, а также современной правовой доктрины автором разработана периодизация становления административного су...

О некоторых проблемах правового регулирования государственной службы в России

В статье характеризуется современный институт государственной службы в Российской Федерации, выявляются его основные коллизии и пробелы. Проведен анализ наиболее актуальных проблем законодательства, связанных с развитием государственной службы.

Общая характеристика судебной власти и правосудия в Российской Федерации: понятие и признаки

В статье автор анализирует понятие судебной власти и дает общую характеристику судебной системы Российской Федерации на современном этапе. Проанализированы: общие принципы организации и деятельности судебной власти; правовой регламент осуществления с...

Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового ф...

Организационно-правовой механизм проведения административного судопроизводства в судах общей юрисдикции

Данная статья описывает организационно-правовой механизм проведения административного судопроизводства в судах общей юрисдикции. Автор выделяет основные проблемы существующего административного судопроизводства. Кроме этого, автор представляет мнения...

История развития прокуратуры в XVIII веке

Проанализированы вопросы становления и развития российской прокуратуры в XVIII веке, выявлены предпосылки зарождения прокуратуры в Российском государстве, определены функции прокуратуры в XVIII веке, рассмотрены нормативно-правовые акты, в соответств...

Задать вопрос