В апреле 1978 года была принята новая Конституция РСФСР. В статье 164 Конституции РСФСР говорилось, что все суды образуются на началах выборности судей и народных заседателей. Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года.
Судьи и народные заседатели ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.
Народный суд в СССР являлся основным звеном советской судебной системы. Такое положение народного суда было связано, прежде всего, с его широкой компетенцией по осуществлению правосудия: он рассматривал и разрешал в качестве суда первой инстанции почти все уголовные дела, кроме дел об умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, хищениях государственного и общественного имущества в особо крупных размерах, государственных преступлениях и некоторых других, отнесённых законом к ведению иных судов; всех гражданских дел, подведомственных судебным органам; дел об административных правонарушениях, за которые судом (судьёй) применяются меры административного воздействия. [1]
Положение народного суда было обусловлено и характером его взаимоотношений с обществом, который определялся самим понятием «народный». Основной формой участия граждан в судебной деятельности «народного» суда являлось включение в состав суда народных заседателей.
Районный (городской) народный суд, рассматривавший в 70-х гг. более 90 % всех гражданских и уголовных дел, чаще других судов восстанавливал нарушенные права, принуждал к исполнению неисполненных обязанностей и был непосредственно связан с нуждами населения. Этим и объясняется его особое место в системе судебных органов СССР.
13 августа 1981 г. Президиум Верховного Совета СССР издает Указ «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик», на основе которого вводится ряд новшеств в институт судебного надзора. Указ установил, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда не допускается по истечении года с момента вступления их в законную силу не только в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении или за мягкостью наказания, но и по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного. Новый Указ расширил также перечень лиц, которые могли быть приглашены на заседания президиума, включив в него, помимо осужденного, также оправданного, их защитников, законных представителей несовершеннолетних, гражданского истца и гражданского ответчика и их представителей [2].
Как можно отметить, в связи с перестроечными процессами со второй половины 80-х гг. XX века в отечественной правовой системе обозначилось усиление демократических тенденций. Значительную роль в становлении правового государства призвана была сыграть Декларация прав и свобод человека, принятая 5 сентября 1991 г. Ее принятие должно было способствовать приближению правового статуса личности в Советском Союзе к стандартам мирового сообщества, согласованию отечественного законодательства с международными обязательствами Советского Союза. В соответствии с ее основными положениями 22 ноября 1991 г. в Российской Федерации принимается Декларация прав и свобод человека и гражданина. И впервые в многовековой истории России основополагающие права человека признаются в качестве естественных, а не дарованных государством. Декларация имела прямое действие и обязательно подлежала к исполнению всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами, а закрепленные в ней права и свободы подлежали судебной защите. В этом важнейшем политико-правовом документе перед отечественным законодательством была поставлена задача: расширения круга вопросов, подведомственных судам, в частности установления судебного контроля за правомерностью ареста и содержания под стражей и других действий исполнительных органов.
Идеи радикальных изменений судопроизводства в России, его принципов, форм в сторону демократизации и гуманизации нашли свое отражение в Концепции судебной реформы Российской Федерации, принятой Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г.
Одними из важнейших направлений судебной реформы были названы: создание федеральной судебной системы; признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом; расширение возможности обжалования в суде неправомерных решений должностных лиц, усиление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения; организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого [3].
Процесс обновления российского судоустройства активизировался в значительной мере со второй половины 1990 г., после того как была принята Декларация «О государственном суверенитете РСФСР» 12 июня 1990г. В действовавшую тогда Конституцию РСФСР были внесены многочисленные изменения и дополнения, имевшие прямое или косвенное отношение к судам.
Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ закрепила ряд важнейших принципов, определяющих деятельность по совершенствованию процессуального законодательства с целью обеспечения судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Судебная практика призвана была также способствовать реализации конституционного права граждан на судебную защиту, о чем свидетельствуют важнейшие постановления Пленума Верховного Суда РФ [4] и постановления Конституционного Суда РФ. Существенную роль в обеспечении судебной защиты играет практика Конституционного Суда РФ, решения которого свидетельствуют, что данный механизм постепенно выводится из-под действия различных ограничений и распространяется на все более широкий круг отношений. Наиболее сложные правоотношения, как известно, связаны с осуществлением уголовного преследования, применением мер уголовно-процессуального принуждения, расследованием уголовных дел. Поэтому усиливается судебный контроль за проверкой законности и обоснованности решений следователя и прокурора.
На протяжении десятилетий, вплоть до принятия Закона о судебной системе, районный суд имел наименование «районный народный». Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, но сущность районного суда от этого не меняется. По своему местоположению районные суды наиболее близки к населению, что реально позволяет гражданам обратиться именно в этот суд за защитой своих прав.
Дальнейшее развитие судебного контроля в российском досудебном производстве происходит под воздействием механизма реализации общепринятых принципов и норм международного права. 28 февраля 1996 г. в Страсбурге состоялась церемония вступления России в Совет Европы. Российская Федерация, вступив в Совет Европы, приняла на себя обязательства о приведении всего своего законодательства и практики его применения в соответствие с европейскими стандартами. Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», который вступил в силу 5 мая 1998 г., было официально объявлено о намерении России изменить законодательство в соответствии с европейскими правовыми стандартами.
Важно подчеркнуть, что процессуальные гарантии представляют основу Европейской конвенции, и это связано с тем, что Совет Европы рассматривает гарантии личной свободы и право на справедливое судебное разбирательство (ст. 5 и 6 Конвенции) как наиважнейшие. Достаточно отметить, что большинство решений Европейского суда по правам человека принято по жалобам на нарушение именно этих статей Конвенции. Отныне граждане Российской Федерации вправе обратиться в этот суд за защитой своих прав, а на российскую правовую систему распространяются прецеденты Европейского суда — несколько сотен вынесенных им решений [5].
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод по уровню требовательности и механизмам реализации правовых норм, как явствует сегодня, стоит на порядок выше других международных актов по правам человека.
Следует отметить, что последнее десятилетие XX века было ознаменовано в России принятием новой Конституции Российской Федерации (1993 г.), что явилось важным историческим событием. Россия продемонстрировала реальное стремление власти к созданию государства, основанного на общедемократических принципах и признающего человека, его права и свободы высшей ценностью.
Присоединившись к Международному пакту о гражданских и политических правах, принятому Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 г., Россия взяла курс на обеспечение любому лицу, права и свободы которого были нарушены, эффективных средств правовой защиты его законных интересов.
Человек, его права и свободы признаны высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). В этой связи в основе Конституции заложена концепция правового статуса человека, согласно которой в центре всех общественных процессов находится человек, его права и свободы, гарантированные и юридически защищенные. «Конституция РФ как система ограничения государственного произвола предназначена для обеспечения свободы личности» [6]. Вот почему обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина предполагает применение государством различных способов и методов. А посему сегодня особое место заслуженно отводится судебной защите прав и свобод человека и гражданина.
В механизме исполнения принятой на себя государственной обязанности защищать права и свободы человека, гражданина наиважнейшая роль отводится судебной власти, которая правомочна разрешать различные конфликты, споры правового характера, поддерживать правопорядок и восстанавливать мир, согласие, справедливость.
Являясь ветвью государственной власти, судебная власть тем самым выполняет государственную функцию — функцию защиты прав и свобод личности. Выделение судебной защиты в самостоятельную функцию государства обусловлено объективными потребностями общественного развития.
Необходимость гарантированности обеспечения доступа к правосудию граждан настоятельно обозначила вопрос о гуманизации, демократизации, упрощении и удешевлении судопроизводства. Поскольку верховенствующая роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина принадлежит судебной власти посредством осуществления правосудия, то, стало быть, напрашивается необходимость и далее совершенствовать механизм осуществления правосудия с тем, чтобы создать развитую систему гарантий, с помощью которой можно было бы решать стоящие задачи.
Всеобщая декларация прав человека рассматривает право на доступ к правосудию в тесной взаимосвязи с требованием создания эффективного механизма судебной защиты. В ст. 8 отражено, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав и свобод, предоставленных ему конституцией или законом. Суд, осуществляющий правосудие, посредством которого защищается нарушенное право, выступает существенной гарантией в системе обеспечения прав личности на современном этапе развития общества и государства.
Активно нарастающие процессы глобализации обусловлены интернационализацией мировой экономики, проникновением в государства транснациональной преступности. И хотя мир сегодня озадачен борьбой с международным терроризмом, однако не следует отрицать, что высшей ценностью современного развития мирового сообщества выступают права и свободы личности. Признание и подчинение государства гражданским субъективным правам в корне меняет современное состояние юстиции.
И если правосудие предполагает равенство противостоящих субъектов — сторон, то это означает, что наступило время качественных перемен в судопроизводстве. Меняется в целом все судопроизводство, в котором суд как орган судебной власти предстает в качестве органа, наделенного государственной властью функцией по осуществлению защиты основных прав и свобод человека, гражданина.
Литература:
1. Агеева Г. Н., Альтшуль. Ю.В Суд и правосудие в СССР: Учебник.- М.: Юридическая литература, 1974
2. Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. N 33. Ст. 966.
3. Концепция судебной реформы в РСФСР. Верховный Совет РСФСР. М., 1992. С. 40–42.
4. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 13 декабря 1974 г. N 10 «О практике рассмотрения гражданских дел в порядке судебного надзора» (в ред. Постановления Пленума от 29 августа 1980 г. N 5) // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924–1986 гг. М.: Изд-во «Известия Советов народных депутатов СССР», 1987; Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1992. N 8. С. 3–4.
5. См.: Нафиев С. Х., Васин А. Л. Европейские стандарты обеспечения конституционных прав личности при расследовании преступлений. Казань, 1998. С. 7.
6. Андреева О. И. Соотношение прав и обязанностей государства и личности в правовом государстве и специфика его проявления в свете уголовного судопроизводства (теоретический аспект) / Под ред. М. К. Свиридова. Томск: Изд-во ТомГУ, 2004. С. 12.