В системе судов общей юрисдикции Российской Федерации районный суд является основным звеном системы судов общей юрисдикции. В данной статье рассматривается его порядок формирования, а также состав и структура.
In the system of courts of general jurisdiction of the Russian Federation, the district court is the main link in the system of courts of general jurisdiction. This article discusses its formation procedure, as well as its composition and structure.
К 2016 году количество районных, городских судов составляло свыше 2 тысяч, а штатная численность их сотрудников свыше 18 тысяч человек.
Существует подразделение районных судов на малосоставные и многосоставные. Способ формирования зависит от числа сотрудников в штате определенного суда. Малосоставными судами считаются суды, состав которых не превышает трёх судей. Многосоставные суды формируются путем объединения нескольких малосоставных судов в один.
Согласно ст. 32 Закона о судах общей юрисдикции, Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или же иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации. Также, Районный суд может быть создан в районе, территория которого охватывает смежные границы территории нескольких районов.
Районные суды создаются и упраздняются федеральными законами. Внесение предложений о создании или упразднении районного суда вносится судебным департаментом при Верховном Суде в Верховный Суд Российской Федерации. Далее предложение и проект закона подлежат обсуждению на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации, который принимает постановление «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона «О создании и упразднении некоторых районных судов».
Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителей и судей районного суда, которые назначаются на должность в количестве, достаточном для обеспечения доступности правосудия для граждан, проживающих на территории судебного района. [1]
Состав и структура районного суда зависят от количества работников суда.
Штатная численность судей районного суда определяется Судебным департаментом по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. [2]
В соответствии со ст. 35 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» председатель районного суда и его заместитель назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. При этом, одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя одного и того же районного суда неоднократно, но количество не может превышать двух раз подряд.
Председатель районного суда является федеральным судьей. Он осуществляет правосудие и иные судейские полномочия наравне с иными судьями этого суда. Помимо этого, председатель суда осуществляет ряд организационно-распорядительных функций, в которые включены: распределение обязанностей между своими заместителями, организация работы по повышению квалификаций судей, осуществление общего руководства деятельность аппарата суда, информирование судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда.
В случае временного отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя районного суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя районного суда — по поручению председателя районного суда один из судей этого суда [3]
Осуществляя руководство деятельностью аппарата районного суда, председатель районного суда назначает на должность и освобождает от должности работников, распределяет обязанности между ними, решает вопросы о взысканиях и поощрениях.
Заместитель председателя районного суда реализует свои полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленными председателем районного суда. К примеру, на заместителя председателя суда может быть возложена обязанность осуществления организации работы по повышению квалификации судей.
Помимо этого, в состав районного суда входит аппарат этого суда.
В аппарат суда входят его работники, среди которых выделяют помощника председателя суда, помощника судьи, секретаря судебного заседателя и ряд иных лиц. Аппарат суда осуществляет организационное обеспечение деятельности по осуществлению правосудия. Среди функций аппарата районного суда выделяют: принятие и выдача документов, удостоверение копий судебных документов, проведение вручения документов, контроль уплаты пошли и сборов, осуществление организационно-подготовительных действий в связи с назначением дел к слушанию, осуществление ведения судебной статистики и прием граждан. Аппарат суда играет вспомогательную роль в организации судебной деятельности.
Для обеспечения осуществления реализации прав граждан на защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов посредством обращения в суд, а также с целью исключения установления связи и общения участников судебного процесса и судьи вне самого процесса в судах общей юрисдикции были организованы приемные. Приемная является структурным подразделением суда. Основными функциями приемной является организация постоянного, ежедневного приема граждан и их представителе, а также представителей юридических лиц; организация приема письменных обращений, документов по судебным делам, а так же прием жалоб на действия работников аппарата районного суда и судей; организация приема исковых заявлений, кассационных жалоб, представлений; созданий благоприятных условий для реализации прав граждан на получение копий судебных документов; организация информирования граждан о результатах рассмотрения обращения в суд, а так же информирование председателя суда о результатах работы.
Помимо этого, работники приемной осуществляют консультацию по вопросам форм искового заявления, порядка принятия исковых заявлений, оснований отказа в принятии исковых заявления, оплаты, освобождения, уменьшения государственной пошлины и порядка выдачи копий судебных документов.
Отдельное внимание стоит уделить вопросу о институте присяжных заседателей. Впервые данный институт был введен в действие посредством Судебной реформы в 1860-х годах. На основании Устава уголовного судопроизводства 1864 года присяжные заседатели осуществляли свои действия исключительно при уголовных делах, наказание за совершение которых было связано с ограничением или же лишением прав состояние. Избрание присяжных заседателей для их участия при рассмотрении дел предусматривалось законодательно.
Для осуществления своей деятельности присяжные должны были быть внесены в определенные списки. Данные списки составлялись особыми временными комиссиями. Лица, проявившие желание быть внесенными в списки должны были соответствовать ряду требований. Среди требования выделяли: российское подданство, возраст гражданина более 25 и менее 70 лет, проживание в уезде, где проводилось избрание, а также преодоление установленного имущественного ценза.
Наибольшее число дел рассматривалось с участием присяжных заседателей в окружных судах. В некоторых случаях законодательство предусматривало организацию деятельности присяжных заседателей в судебных палатах или сенате.
Присяжные заседатели принимали решение путем голосования, большинством голосов. При равенстве голосов решение принималось в пользу обвиняемого. Среди присяжных заседателей выделялся старшина, который занимался подсчетом голосов, а также записью решения после каждого вопроса.
В случае признания подсудимого невиновным вердиктом присяжных заседателей, его освобождали от содержания под стражей.
В XX веке институт присяжных заседателей был ликвидирован, однако, вскоре, в 80-х годах был снова возрожден.
Так, в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве» 1989 года закреплялись положения, на основании которых судебные дела о преступлениях, за совершение которых предусматривалось лишение свободы сроком от 10 лет или же смертная казнь, рассматривались судом с участием присяжных заседателей.
Позже, в 1991 году Верховным Советом РСФСР была принята Концепция судебной реформы в РСФСР, которая закрепляла одним из важнейших направлений судебной реформы в России признание прав каждого лица на рассмотрение его дела судом присяжных в случаях, когда это положено законом.
К 1993 институт присяжных заседателей был окончательно возрождён Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Судоустройстве», УПК РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях».
На данный момент в районном суде по ходатайству обвиняемого в совершении особо тяжкого уголовного преступления дела рассматриваются председательствующим судьей и коллегией из шести присяжных заседателей.
Основной и главной особенностью при рассмотрении дела с участием присяжных заседателей является то, что судебное разбирательство осуществляется в два этапа. Во время первого этапа присяжные заседатели осуществляют изучение и исследование доказательной базы.
По окончании разбирательства присяжным заседателям предоставляется ряд вопросов, которые подлежат выяснению до вынесения вердикта.
Ставятся три вопроса:
а) доказано ли то, что деяние имело место?
б) доказано ли то, что это деяние совершил подсудимый?
в) виновен ли подсудимый в совершении деяния?
Для обсуждения всех вопросов, касающихся судебного разбирательства по конкретному делу для присяжных заседателей выделяется совещательная комната. При обсуждении вопросов, присяжные заседатели должны стремиться к единому решению. В случае, когда достичь единого решения не удалось, решение принимается голосованием.
Обвинительный вердикт принимается только в случае, когда за утвердительные ответы на поставленные вопросы собрано большинство голосов присяжных заседателей.
Оправдательный же вердикт может быть принят исключительно в случае, если за отрицательный ответ на любой из вопросов было подано не менее половины голосов присяжных заседателей.
В случае, если коллегией присяжных заседателей выносится вердикт о невиновности подсудимого, последний объявляется оправданным. При вынесении же обвинительного вердикта, председательствующий выносит обвинительный приговор, определяет вид и размер наказания.
Литература:
- Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. От 06.03.2019) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // СЗ РФ 14.02.2011, N 7, ст. 898. Ст. 33.
- Петухов Н. А., Мамыкина А. С. Правоохранительные и судебные органы России: Учебник. М. 2019. С. 108.
- Петухов Н. А., Мамыкина А. С. Правоохранительные и судебные органы России. С. 109.