Процесс наделения полномочиями судей судов общей юрисдикции является важнейшим аспектом деятельности судебной власти. Основные элементы этого процесса будут рассмотрены в данной статье.
Ключевые слова: судебная реформа, суд, должность судьи.
События, связанные с распадом СССР, слом политической системы, основанной на руководящей роли Коммунистической партии, формирование органов власти на новых принципах, значительные изменения, вносимые в материальное и процессуальное законодательство, в том числе по вопросам собственности и экономической деятельности граждан и организаций, не могли не отразиться на деятельности судов общей юрисдикции. В июне 1992 г. Верховным Советом РФ принимается закон «О статусе судей в Российской Федерации». Сохраняя основные положения одноименного закона СССР 1989 г. о независимости судей, единстве статуса судьи, неприкосновенности судей, данный закон изменил принципы формирования судейского корпуса [1].
Стремительное изменение как уголовного, так и гражданского законодательства привели к тому, что к концу 90-х годов двадцатого века институт народных заседателей фактически изжил себя. Предусмотренный еще советским законодательством порядок выбора народных заседателей не мог применяться по объективным причинам (органы и организации, которые ранее выдвигали кандидатов в народные заседатели перестали существовать). Указом Президента РФ от 22.03.1999 г. устанавливалось, что народные заседатели районах судов осуществляют свои полномочия впредь до принятия соответствующего Федерального закона. Проведение довыборов народных заседателей возлагалось на органы исполнительной власти субъектов РФ. В результате народные заседатели, фактически не ориентирующиеся в постоянно изменяющемся законодательстве, исполняли свои функции номинально и фактически визировали решение профессионального судьи, так как даже в случае внутреннего несогласия с принимаемым судьей решением они не могли аргументировать свою позицию со ссылками на нормативно-правовые акты [2].
В принятых в 2001 и 2002 годах уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы уже не предусматривали участие в судебных заседаниях народных заседателей.
Выборность судей населением и представительными органами упразднялась. Законом определен механизм замещения должности судьи путем рассмотрения соответствующих заявлений кандидатов квалификационными коллегиями судей соответствующего суда. Граждане, впервые претендующие на занятие должности судьи, должны сдать соответствующий квалификационный экзамен.
В соответствии с законом в действующей в настоящее время редакции, судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, которое вносится на основании председателя Верховного суда РФ. Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации сроком на 6 лет по представлению Президента ПФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной судей РФ. Заместителя Председателя Верховного Суда РФ (в том числе 1-ый заместитель) также назначаются Советом Федерации сроком на 6 лет по представлению Президента РФ на основании представления Председателя Верховного Суда РФ.
Судьи кассационных, апелляционных, республиканских, краевых, областных судов также назначаются Президентом РФ по представлению председателя Верховного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи военных судов, которые с 1993 года перестали именоваться «трибуналами» назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
В принятой в 1993 году новой Конституции Российской Федерации также нашли свое отражения положения о независимости судей и судебной власти об этом свидетельствует 7 статья Конституции [3].
В развитие положений, заложенных в Концепцию судебной реформы, в 1996 принимается Федеральный Конституционный Закон (далее — ФКЗ) «О Судебной системе Российской Федерации».
В соответствии с данным законом, в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации [4].
К федеральным судам относятся:
— Конституционный Суд Российской Федерации;
— Верховный Суд Российской Федерации;
— кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.
На момент принятия закона в Российской Федерации действовавшим уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством предусматривалось рассмотрение дел по первой инстанции, возможность их пересмотра в кассационном порядке и порядке надзора. Такая система сохранялась в РФ до 2018 года, когда была введена стадия апелляционного пересмотра уголовных, гражданских дел, что, в свою очередь, потребовало создания специализированных судов общей юрисдикции [5].
Сложившейся в результате судебной реформы порядок формирования судейского корпуса с одной стороны установил чёткие правила к профессиональным навыкам судей и кандидатам в судьи (наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической специальности, безупречная репутация, российское гражданство и др.), с другой — сформировал предпосылки к «замкнутости» судебной системы. Так фактически отбор претендентов на занятие должности судьи происходит на уровне квалификационных комиссий, что не исключает субъективного элемента. Законодательно не определен механизм проверки кандидата на должность судьи, а именно: инстанции, проверяющие, представленные судьями и кандидатами на должность судьи сведения, оценивают их зачастую по своему усмотрению. Появление таких «негласных» фильтров значительно повышает субъективный момент в принятии решений в отношении назначения судьи на должность.
Литература:
- 1.Концепция Судебной реформы в РСФСР от 24.10.1991г. //КонсультантПлюс: Надежная правовая поддержка URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=221794#04257957193334586 (дата обращения 09.07.2024)
- Виноградов, В. В. История становления института судебной власти в России / В. В. Виноградов. — Текст: непосредственный // // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет.. — 2016. — № 7. — С. 47–49.
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993г.: (с изм. От 1 июля 2020г.) // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. М., 1997–2020. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 09.07.2024)
- Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» ФКЗ от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ //КонсультантПлюс: Надежная правовая поддержка URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12834/ (дата обращения 09.07.2024)
- Судебная система в триаде властей Российской Федерации / Барамбаева, М. А, Казанкова, Н. Т. — Текст: непосредственный // Вестник научных конференций. — 2016. — № 12–2. — С. 10–13.