В статье рассмотрены некоторые направления трансформации российской правовой системы в период СССР.
Октябрьская революция 1917 г. предвещала новую веху в развитии российской правовой системы. Вместе с государственным аппаратом была ликвидирована старая правовая система, начала формироваться правовая система нового типа.
Но существует такой нюанс, если превентивные нормы права можно отменить или заменить иным законодательным актом государственной власти, то касательно сознания и идеологии изменения происходят значительно медленней.
Важным этапом в формировании советской правовой системы явилось принятие 10 июля 1918 г. V съездом Советов первой Конституции РСФСР. Конституция установила политическую основу страны — Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; диктатуру пролетариата в форме Республики Советов (ст. 1, 9); а также в ней зафиксирован федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. 11), и в свою очередь здесь нашла отражение экономическая основа советского политического и государственного строя (ст.3).
Так, еще до Октябрьской революции В. И. Ленин писал в работе «Государство и революция», что «парламентарии должны сами работать, сами исполнять свои законы» [1, с. 48]. Советы принципиально противопоставлялись буржуазным парламентам.
Одним из первых декретов молодой Советской республики, образованной в результате вооруженного восстания 25 октября 1917 г. (по старому стилю), стал известный Декрет СНК РСФСР от 22 ноября 1917 г. «О суде». Он упразднил старую правовую систему и институты царской судебной юстиции.
Другие, в скором времени принятые, Декреты о суде расширили компетенцию местных судов, воссоздали следственные комиссии, создали кассационный суд, рассматривавший жалобы на решения и приговоры окружных судов.
С 1925 года, бушевавшие репрессивные положения начали усиливаться, а демократические тенденции ослабляться. Данное время удивляет своей парадоксальностью именно в развитии правовой системы, так как этот период характеризуется большевистской диктатурой, ленинским вождизмом, но одновременно шел поиск чего-то нового.
Советской правовой системе присуща одна черта, заслуживающая особое внимание при изучении российской правовой системы, содержание которой состоит в том, что не законы, а подзаконные нормативные акты регулировали существенную часть отношений советского общества. Они принимались органами исполнительной власти и нередко носили закрытый характер. Отсюда, вытекает необходимость признания наличия в советской правовой системе «невидимого права», которое, как отмечает С. С. Алексеев: «никогда, в отличие от революционных времен, не преподносилось как официальная юридическая реальность, но которое служило воле вождей и партийного аппарата делу коммунизма» [2, с.176].
5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР единогласно утвердил проект новой Конституции СССР [3, c.20], по своему формальному содержанию явилась одной из самых прогрессивных и демократичных конституций мира. Она вовсе не совпадала с реальной юридической и политической практикой.
Для такой правовой системы, по словам А. П. Семитко, «главными средствами являются запреты, обязывания, санкции» [4, c. 174].
Середина 50-х годов XX века ознаменовалась как начало демократизации советской правовой системы после смерти «вождя всех народов», не только в формальном, но и в фактическом смысле. Трансформации подверглась прежде всего правовая политика, которая проявлялась в том, что были уменьшены прямые репрессии в отношении граждан, а власть отказалась от практики внесудебного преследования. Следует отметить, что принцип законности, под которым уже подразумевалось неукоснительное соблюдение нормативных правовых актов не только всеми гражданами, но и должностными лицами, превращается в ядро официальной правовой идеологии.
Существует достаточно много дефиниций советской правовой системы. Но большинство ученых определяют правовую систему СССР как значительный элемент нечто социального, экономического, в том числе и общественного; как «орудие» при помощи которого можно влиять на производство и вытекающие из них отношения участников и результаты их деятельности.
Приведенные мною тезисы правовой системы данного периода наводят на следующие мысли: во-первых, прослеживается подчиненная роль права, его «служение», во-вторых, тезис является своеобразной специфической характеристикой сверхгосударственного понимания правового регулирования, где юридическое связывается непосредственно с социальным.
Сущность правовой системы России данного периода состоит в основном, принадлежавшей тому времени идеологии, марксизму-ленинизму, с чем и связываются разработка и реализация различных политических, экономических, социальных программ.
Подход, реализовавшийся в его рамках, слишком поверхностно-популистичен, а поэтому выводы из него весьма плоски и утилитарны. Этот подход можно представить как закономерную и необходимую преамбулу к серьезному анализу явления, достаточно глубокого, чтобы дать обнаружить себя тривиальными политическими методами и причинно-следственными объяснениями.
От одного исторического периода к другому российская правовая система постоянно совершенствовалась, где-то небольшими преобразованиями, а порою претерпевала значительной реформации. И, делая вывод, нетрудно заметить, что все время правовая система испытывает мощное влияние политической системы государства, но не является производной от нее. Она самостоятельна, что выражается в ее активности, потому, в свою очередь, воздействует на саму политическую систему.
Литература:
- Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 33. М., 1999. 344 с.;
- Алексеев С. С. Философия права. М., 1998. 391 с.;
- Конституция СССР: [утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик 05.12.1936 г.]// Известия ЦИК СССР и ВЦИК. № 283. М., 1936;
- Семитко А. П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996. 313 с.