Эволюция законодательства о судебных и правоохранительных органах советского государства (1917–1991 годы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 25.06.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Митрясов, Д. А. Эволюция законодательства о судебных и правоохранительных органах советского государства (1917–1991 годы) / Д. А. Митрясов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — URL: https://moluch.ru/archive/524/115973/ (дата обращения: 30.06.2024).



В данной научной статье автор рассматривает развитие карательных органов государства и управления на протяжении советского периода существования государственности, а именно их зарождение, пик развития и ликвидация как институтов политической власти советского общества. Ведь данные карательные органы советской власти вторгались во все сферы жизни не только советского общества, но и в сферы личной жизни каждого советского гражданина.

Ключевые слова: конституция СССР, прокурорский надзор, СССР, Положение, государственный механизм, единая система, профессиональная адвокатура, советская историография, советское законодательство, судебная реформа, РСФСР, адвокатура, республика, суд.

Рассмотрение данного вопроса необходимо начать с того факта, что ни в какой другой отрасли государственного аппарата вся двусмысленность советской власти не проявлялась так ярко, как в сфере правосудия. Никогда за тысячелетнюю историю России ее государственность не знала таких массовых репрессий и внесудебных казней собственного народа. Никогда еще органы, призванные защищать закон, не совершали беззакония в таких масштабах, как это было в советское время. В соответствии со своей целью — сломать государственный механизм буржуазного государства — большевики упразднили дореволюционную судебную систему. Эту систему, следует отметить, Временное правительство лишь косметически обновило, устранив наиболее одиозные последствия «контрреформ» Царя-миротворца Александра III.

Что касается развитие советского законодательства о судебных органах , в данном пункте необходимо отметить, что цивилизованные формы отправления правосудия были препятствием на пути диктатуры пролетариата. Но эта диктатура явно не могла обойтись без специального механизма проведения репрессий против классовых врагов. На практике большевики, ликвидировав «старый» суд, узаконили такую архаичную форму судопроизводства, как самосуд . Это была оригинальная форма советского судопроизводства.

Первыми актами, регламентирующими создание орудия «пролетарского гнева», следует признать, следуя советской историографии, так называемые Декреты о суде № 1 [11], № 2 [13] и № 3 [14]. В декабре 1918 года эти три акта устарели в связи с выходом общего кодифицированного акта — Положения о народном суде [15]. Параллельно с системой народных судов были созданы революционные трибуналы [12]. В апреле 1919 года было издано новое положение о революционных трибуналах [16]. Но в 1921 году все революционные трибуналы были объединены в единую систему с народными судами на основе Положения о народных судах 1920 года [17]. Относительное единство законодательства было достигнуто в 1922 году в связи с изданием первых Гражданского процессуального и Уголовно-процессуального кодексов РСФСР. [19]

Этот период — начало 1920-х годов — в советской историографии получил название «Судебная реформа 1920-х годов». Важнейшим актом этой судебной реформы считается Положение о судоустройстве в РСФСР [18]. В 1924 году в первую Конституцию СССР была включена специальная глава «О Верховном суде СССР». Аналогичная глава есть только в Конституции РСФСР (глава 7 редакции 1925 года). В Конституциях других союзных республик положение судов закреплено только после реформы 1936 года. Регулирование основ судопроизводства и организация правосудия отнесены Конституцией СССР 1924 года к ведению Союза (пункт «п» статьи 1 Конституции СССР). Поэтому в 1924 году были опубликованы Основы судопроизводства СССР и Союзных республик [21]. На основании последнего союзного законодательного акта республики принимают свои собственные законы о судоустройстве, например, Положение о судоустройстве РСФСР [20]. Конституционная реформа 1936 года привела к реорганизации судебной системы страны. В 1938 году был опубликован Закон СССР «О судебной системе СССР, союзных и автономных республик» [22].

В 1957–1958 годах в СССР на фоне модернизации советского общества, борьбы с пережитками сталинизма и т. д. были приняты новые Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик [23]. Новое издание они получат в 1980 г. [24]. В 1957 году было опубликовано новое отдельное Положение «О Верховном суде СССР». Первое Положение «О Верховном Суде СССР» было издано ещё 23 ноября 1923 г., которое было заменено новым законодательным актом 1929 г. [30] В 1979 г. Положение О Верховном суде приходит на смену Закону «О Верховном суде СССР». Вторая волна кодификации процессуального советского права пришлась на начало 1960-х годов. Затем в 1960 году был издан новый УПК [25], а в 1964 году — сам УПК.

Переходя к вопросу о развитии прокуратуры , в этом контексте возможно указать на то, что наряду с актами, регулирующими деятельность судебной системы в Советской России, необходимо выделить нормативные документы, регулирующие организационную деятельность прокуратуры и адвокатуры. Только в мае 1922 года были изданы первые советские законы, учреждавшие профессиональную прокуратуру и адвокатуру в Стране Советов. Конституция СССР 1924 года впервые вводит должность прокурора Верховного суда СССР (статья 46). Тем не менее, единая система прокурорского надзора в то время создана не была. Датой зарождения единой системы прокуратуры считается 20 июня 1933 года, когда принимается постановление ЦИК и СНК СССР «Об учреждении прокуратуры СССР» [31]. Положение о прокуратуре принимается в декабре 1933 года [32]. В 1936 г. образуется союзно-республиканский Наркомат юстиции, в связи с чем органы прокуратуры входят в его состав, где образуют отдельную вплоть до сегодня ветвь государственного контроля и надзора в России [26]. Конституция СССР 1936 г. только фиксирует развитие государственного механизма в этой сфере. С 1946 г. должность Прокурора СССР переименовывается в «Генерального прокурора СССР».

Вопросы прокурорского надзора и организации работы прокуратуры в то время регулировались к тому же процессуальными кодексами союзных республик. В 1955 г. было опубликовано новое Положение о прокурорском надзоре в СССР [27]. В 1956 году Президиум Верховного Совета СССР принял Постановление о структуре центрального аппарата прокуратуры СССР [28]. Совершенствование прокурорского надзора в тот период времени идет по линии упразднения органов специализированного прокурорского надзора. В 1979 г. был принят Закон СССР «О Прокуратуре СССР».

Подходя к последнему органу, адвокатуре , здесь целесообразнее было бы отметить, что профессиональная адвокатура разделила свою судьбу со старыми судебными учреждениями, когда к власти пришли большевики. Декрет № 2 о суде предусматривал возможность формирования особых коллегий правозащитников при местных Советах. Эти правозащитники назначались и отзывались со своих постов Советами. Дальнейшее развитие советского законодательства в этом вопросе произошло в конце 1918 г., когда, принимая новое Положение о советском суде, большевики санкционировали создание коллегий защитников, назначение членов которых теперь уже было возложено на исполкомы местных Советов [14]. Тем не менее, общее отношение большевиков к адвокатуре оставалось более чем сложным. Например, существует циркуляр ЦК РКП(б) от 2 ноября 1922 года, который запрещал коммунистам становиться адвокатами без санкции губернской партийной организации, кроме того, им категорически запрещалось защищать определенные категории лиц в суде. Однако тяга большевиков к некоторым формам цивилизации все же дала о себе знать, и в 1922 году появилась профессиональная адвокатура. Опубликованное тогда Положение об адвокатуре последовательно менялось в 1939 и 1962 годах. В 1979 году уже был издан специальный закон «Об адвокатуре в СССР» [29].

В заключении вышесказанному, необходимо сказать, что советские органы судебной и правоохранительной системы прошли колоссальный путь развития, полностью изменив структуру императорских органов. Данные государственные учреждения являлись наиболее важным регулятором общественных отношений, воздействуя на поведение граждан СССР путем применения к ним различных санкций методом государственного принуждения за совершение противоправных деяний посредством привлечения их к административной или уголовной ответственности.

Литература:

  1. Клевцов А. В. Становление и развитие российской адвокатуры в советский период (1917–1991). Историко-правовой аспект: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.11. — Москва, 2006. — 220 с.
  2. Карабанов А. Л. Советская и современная российская системы правосудия: сравнительный и историко-правовой анализ: монография. Научные специальности 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.11 «Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность» / А. Л. Карабанов, Г. К. Смирнов. — Москва: ЮНИТИ, 2019. — 142 с.
  3. Блок А. Ю. Реформирование правоохранительных органов СССР: 1953–1985 гг.: диссертация... доктора исторических наук: 07.00.02. — Москва, 2003. — 456 с.
  4. Маршунов М. Н. Организация правоохранительных органов в СССР: Учеб. пособие / М. Н. Маршунов; ЛГУ. — Ленинград: ЛГУ, 1989. — 79 с.
  5. Загорный А. В. Деятельность правоохранительных органов СССР в борьбе с преступностью (их взаимодействие и сотрудничество с общественностью): [Докл. на VII конгр. ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан, авг.-сент. 1985 г.]. — Москва: Б. и., 1985. — 104 с.
  6. Суд, прокуратура и органы расследования в СССР [Текст]: [Учеб. пособие для вузов МВД СССР / Асташенков В. Г., Белозеров Ю. Н., Ефимичев С. П. и др.; Редкол.: С. П. Ефимичев. — Волгоград: Высш. следств. школа МВД СССР, 1978. — 207 с.
  7. Высшие судебные органы основных капиталистических государств / Ред. Н. А. Белоконь. — Москва: 1975. — 51 с.
  8. Взаимодействие местных Советов с судами, прокуратурой и другими государственными органами и общественными организациями по укреплению законности и охране правопорядка: Учеб. пособие по курсу «Суд и правосудие в СССР» для студентов фак. сов. стр-ва / В. М. Бахарев, В. Г. Дремов, В. И. Швецов, С. А. Шейфер; Всесоюз. юрид. заоч. ин-т. — Москва: ВЮЗИ, 1977. — 54 с.
  9. Карев Д. С. Советская юстиция / Д. С. Карев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Гос. изд-во юрид. лит., 1950 (Ленинград: тип. им. Евг. Соколовой). — 124 с.
  10. Военные трибуналы — органы правосудия в вооруженных силах СССР: 70 лет военным трибуналам / ответственный редактор С. С. Максимов. — Москва: Военное изд-во, 1988. — 287 с.
  11. СУ РСФСР 1917 г. № 4, ст. 50
  12. СУ РСФСР 1917 г. № 12, ст. 170
  13. СУ РСФСР 1918 г. № 26, ст. 347
  14. СУ РСФСР 1918 г. № 52, ст. 589
  15. СУ РСФСР 1918 г. № 85, ст. 889
  16. СУ РСФСР 1919 г. № 13
  17. СУ РСФСР 1920 г. № 83, ст. 407
  18. СУ РСФСР 1922 г. № 69, ст. 902
  19. СУ РСФСР 1923 г. № 46 -47; СУ РСФСР 1923 г. № 7, ст. 106
  20. СУ РСФСР 1926 № 85, ст. 624
  21. СЗ СССР 1924 г. № 23, ст. 203
  22. Вед. ВС СССР 1938 г. № 11
  23. Вед. ВС РСФСР 1959 г. №, 1 ст. 7
  24. Вед. ВС СССР 1980 г. № 27, ст. 545
  25. Вед. ВС РСФСР 1960 г. № 40, ст. 592
  26. Вед. ВС СССР 1936 г. № 40 ст. 338
  27. Вед. ВС СССР 1955 г. № 9
  28. Вед. ВС СССР 1956 г. № 8
  29. Вед. ВС СССР 1979 г. № 49, ст. 846
  30. СЗ СССР 1929 г. № 50, ст. 445
  31. СЗ СССР 1933 г. № 40, ст. 239
  32. СЗ СССР 1934 № 1 ст. 2а-2б
Основные термины (генерируются автоматически): конституция СССР, прокурорский надзор, СССР, государственный механизм, единая система, профессиональная адвокатура, советская историография, советское законодательство, советское общество, судебная реформа.


Похожие статьи

Задать вопрос