Музыкальное сопровождение в группе кратковременного пребывания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 05.02.2017

Статья просмотрена: 569 раз

Библиографическое описание:

Власова, И. В. Музыкальное сопровождение в группе кратковременного пребывания / И. В. Власова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 477-482. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39225/ (дата обращения: 20.04.2024).



Все мы откликаемся на музыку, которая нас окружает с самого рождения, мы ощущаем на себе её способность регулировать настроение, улучшать самочувствие. Как это происходит, никто определённо сказать не может, но влияние музыки на формирование основ гармоничной личности, духовный мир человека неоспоримо. Известно, что все дети в разной степени от природы музыкальны, и прекрасно, когда взрослые используют этот потенциал умело, с пользой для полноценного развития ребёнка.

В. М. Бехтерев придавал музыке особое значение, считая, что с её помощью «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».

Первоначально музыкально-ритмические занятия разрабатывались В. А. Гиляровским в 30-х годах XX века как особое направление лечебной ритмики, заключающееся в системе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых упражнений.

Благодаря учёному Г. А. Волковой методика воздействия средствами музыкально-двигательных упражнений нашла широкое применение в работе с детьми дошкольного возраста для развития познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, эмоционально-волевой сферы.

Не отрицая значимости интеллектуального развития, следует принимать во внимание и то, что ребёнку необходимо время для подвижных игр, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и обучающей деятельностью негативно сказывается на уровне развития двигательных способностей малышей. Не секрет, что многие дети раннего возраста плохо координированы, слабо ориентируются в пространстве. Таким образом, можно говорить о необходимости специально организованной работы.

Актуальность данной методической разработки обусловлена тем, что в ней раскрываются методы и приемы, в основе которых музыкально-ритмические движения, направленные на целостное развитие личности. Система работы применима в рамках режима групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста. Поэтому одной из форм работы, является присутствие на занятиях мамы. Именно мама является фундаментом благополучного психического развития ребёнка. Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей раннего возраста -«вовлекающий показ» (С. Д. Руднева) двигательных упражнений, учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослым. При таком взаимодействии создаётся благоприятная атмосфера, позволяющая малышу легче адаптироваться в социуме.

Новизна методической разработки состоит в том, что все занятия проводятся в игровой форме с использованием детских шумовых инструментов (погремушки, колокольчики, деревянные ложки и палочки), мячиков, султанчиков и др. атрибутов. Дети учатся самым элементарным навыкам массажа. Система работы предполагает не только освоение малышами разнообразных музыкально-ритмических упражнений, но и разучивание данных игр-забав с родителями с целью последующего включения этого репертуара в программы праздников и развлечений.

Цель методической разработки — оказать практическую помощь музыкальным руководителям и педагогам, работающими с детьми раннего возраста, а также родителям в формировании у ребёнка интереса к музыке и эмоционально-положительного отношения ко всему, что связанно с ней.

Работа спедагогами:

Задачи:

  1. Установление контакта с ребёнком и другими взрослыми.
  2. Помочь малышу с помощью музыки в освоении мира, сделав его интересным, познавательным, доступным и безопасным.Учить детей действовать по словесной инструкции.
  3. Помогать детям овладевать элементарными музыкально — слуховыми представлениями.
  4. Формировать умение использовать музыкально-ритмический и игровой материал в повседневной жизни.

Работа сдетьми:

Задачи:

Обучающие

– сформировать двигательные навыки

– расширить музыкальный кругозор

– освоить элементарные танцевальные движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах, имитационные движения)

– научить передавать основные средства музыкальной выразительности (темп)

Развивающие:

– развить эмоциональную отзывчивость на музыку, образно- игровые движения

– развить музыкальный слух (музыкально сенсорные способности, чувство ритма, слуховое внимание, способность менять темп)

– развить двигательную сферу- формировать основные двигательные навыки и умения

– развить умение выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек (расширение словарного запаса)

– развивать общую и мелкую моторику

Воспитывающие:

– воспитывать интерес и любовь к музыке

– воспитывать потребность к самовыражению в движении под музыку

воспитывать общительность, умение входить в контакт со взрослым или ребёнком.

Содержание.Музыкально-ритмические занятия, основаны на ритмопластике и направлены на развитие выразительности движений. Они построены на сочетании развития двигательной организации, чувства ритма и выразительности движений. В ходе занятий средствами музыки при помощи специальных приёмов и способов осуществляется коррекция психомоторного развития: улучшаются качественные характеристики движений, развивается их выразительность на основе саморегуляции и самоконтроля, формируется произвольность движений и поведения. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему. Структура занятия имеет определенную последовательность, состоящая из 3-х этапов:

В самом начале занятия очень важен положительный эмоциональный настрой. Первым этапом является эмоционально- мимическая разминка. Второй этап (основной)включает в себяигрогимнастику, вокальное музицирование (в энциклопедическом словаре-произведение для одного или нескольких голосов с инструментальным сопровождением или без него, за немногими исключениями связанное со словом или поэтическим текстом. Само слово музицирование произошло от немецкого musizieren-заниматься музыкой в вне концертного зала в домашней обстановке, в более широком понимании вообще игра на музыкальных инструментах), или речедвигательные игры и такие упражнения, как дыхательно- артикуляционный тренинг, пальчиковая гимнастика, речевые игры, ролевые стихи. Все эти упражнения позволяют воспитать плавный, длительный речевой выдох, развить звуковысотный слух, динамический диапазон, координацию речи и движения.

Третий этап может содержать инструментальное музицирование или танцевально-ритмические упражнения.

Задачей заключительного этапа является сохранение полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта. Для снятия эмоционального и мышечного напряжения используются релаксационные упражнения, игровой массаж и (или) пальчиковая гимнастика, подвижные игры.

В данной работе можно выделить следующие направления:

– развитие коммуникативных навыков;

– развитие двигательной организации;

– развитие чувства ритма;

– развитие выразительности движений (способности ориентироваться в пространстве, эмоциональности и т. д.).

В ходе работы важно соблюдать следующие принципы:

– использовать речевую регуляцию, т. е. «проговаривание», на этапе освоения упражнения и на этапе автоматизации действий;

– повторять ритмический рисунок в разных вариантах («проигрывать» его по слогам: «та, ти- ти; «прохлопывать»; простукивать пальцами, «протопывать» ногами);

– использовать разнообразный музыкальный материал для поддержания интереса детей.

Большинство упражнений выполняется на основе показа и совместных действий с педагогом.

Репертуар, который представлен в данной методической разработке, хорошо известен многим опытным педагогам. Это игры-забавы Е. Д. Макшанцевой, песенки Е. Тиличеевой, песни-игры Т. С. Бабаджан, пляски с текстами на популярные народные мелодии Т. Сауко. Наиболее важным является органичное использование данного репертуара в процессе проведения праздников и развлечений, на которых малыши выступают вместе с родителями.

Материал, который здесь представлен, адаптирован для работы с детьми в возрасте 2–3 лет.

Методическая рекомендация представлена в виде календарного плана (таблицы) и раскрытии содержания репертуара.

Календарный план

Месяц

Тема

Содержание

сентябрь

«Дождик»

(приметы осени)

– приветствие

– вокальное музицирование

– игроритмика «Кукла»

– игроритмика «Колобок»

октябрь

«Тучка»

– вокальное музицирование

– приветствие

– пальчиковая игра «Дождик»

– игрогимнастика «По кругу мы шагаем»

«Кукла под дождем ходила»

– вокальное музицирование

– приветствие

– игроритмика «Кукла»

– п/игра «Солнышко и дождик»

– музицирование «Колокольчик»

«Осень в лесу»

– приветствие

– игроритмика «Колобок»

– ритмическая гимнастика «Ходим, бегаем»

– п/игра «Солнышко и дождик»

ноябрь

«Какого цвета осень?"

– приветствие

– ритмопластика «Кошка и девочка»

– ритмопластика «Мишка и каша»

– игра «Лисичка»

ноябрь

«Осеннее лукошко»

– приветствие

– игроритмика «Машина»

– ритмическая гимнастика «Вот идем мы по кругу»

– п/игра «Зайчики и волк»

«Осенняя сказка»

– приветствие

– игроритмика «Волк»

– ритмическая гимнастика «Поезд»

– п/игра «Лисичка»

«Игрушки»

– приветствие

– игроритмика «Плюшевый мишка»

– игроритмика «Белочка»

– п/игра «Волк и зайчата»

декабрь

«Какая она зима?"

– приветствие

– пальчиковая игра «Снежинка»

– ритмика «Саночки»

– игра «Зайчики и лиса»

декабрь

«Пушистые снежинки»

– приветствие

– игра на развитие общей и мелкой моторики

– ритмика «Снежинки»

– игра «Лисичка»

«В гости к снеговику»

– приветствие

– пальчиковая игра «Снежный ком»

– ритмика «Ёлочка»

– игра «Снежки»

«Вот она ёлочка»

– приветствие

– инструментальное музицирование

– танец с погремушками

– игра «Снежки»

январь

«Зимние забавы»

– приветствие

– игроритмика «Мороз»

– игрогимнастика «Охотничек»

– игра с ёлочкой

январь

«Зимний ветер»

– приветствие

– игроритмика «Мы от ветра убежим»

– Вокальное музицирование «Чей голосок лучше?"

– игра «Ёжик»

«Звери зимой»

– приветствие

– пальчиковая гимнастика «Строим дом»

– игра на развитие чувства ритма «Тихо — громко» (ложки)

– игра «Заморожу»

«Матушка-Зима»

– приветствие

– игроритмика «Саночки»

– ритмика «Лошадка»

– игра «Снежки»

февраль

«Домашние животные»

– приветствие

– игрогимнастика «Два весёлых гуся»

– игроритмика «Пряничек»

– игра «Курочка с цыплятками»

февраль

«Игрушки»

– приветствие

– ритмика " Плюшевый медвежонок»

– пальчиковя игра «Пирожки»

– ритмика " В гости к бабушке»

«Едем в деревню»

– приветствие

– игроритмика «Марш», «Ходим, бегаем»

– ритмика «Два весёлых гуся»

– игра «Петушок»

«Моя семья»

– приветствие

– пальчиковая игра «Подарок маме»

– ритмика «Воробушки»

– игра «Наездники»

март

«Мамины помощники»

– приветствие

– пальчиковая игра «Пряники»

– вокальное музицирование, упр. на развитие общей моторики «Что нам маме подарить?»

– игра «Медведь»

март

«Весна в лесу»

– приветствие

– игрогимнастика «Помощники»

– ритмика «Покажи ладошки»

– игра «Наездники»

«Игрушки»

– приветствие

– пальчиковая игра «Варись, кашка»

– ритмика «Лошадка»

– игра «Зайчики и волк»

«Зоопарк»

– приветствие

– инструментальное музицирование (ложки, бубен) «Игра с бубном

– массаж «У жирафа»...

апрель

«Весенний ветерок»

– приветствие

– упражнение на развитие дыхания «Тёплый и весенний ветерок»

– ритмогимнастика «Паравоз»

– игра «Воробушки и автомобиль»

апрель

«Весенние цветы»

– приветствие

– вокальное музицирование «Весна»

– игра на развитие общей и мелкой моторики «Дождик»

– ритмопластика «Воробушки»

«Весенний дождик»

– приветствие

– упр. «Тёплый и холодный ветерок»

– игровой массаж «Дождик»

– игра «Воробушки и автомобиль»

«Солнышко и дождик»

– приветствие

– ритмопластика «Цветы» с использованием атрибутов

– инструментальное музицирование

– игра «Воробушки и автомобиль»

май

«Солнечная песенка»

– приветствие

– сюжетно- ролевой этюд «Солнышко»

– игроритмика «Лодочка»

– игра «Солнышко и дождик»

май

«Весна в лесу»

– приветствие

– игроритмика «Алый цветок»

– ритмика «Волк»

– игра «Зайчики и волк»

«Весна в деревне»

– приветствие

– ритмика «Два гуся»

– сюжетно-ролевой этюд «Курочка с цыплятами»

– игра «Петушок»

«Цветы»

– приветствие

– разминка " Волк»

– этюд на развитие воображения " Цветы»

– игра «Тучка»

Возможные достижения и способы определения их результативности.

По окончании обучения дети овладеют:

– основными движениями: лёгкий бег, ритмичная ходьба;

– танцевальные движения: хлопки, «пружинки», притопывание, движения с различными предметами;

– движения в парах;

– понятие «круг»;

– понятие «вступление».

Дети смогут:

– передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (быстрый, медленный), динамику (тихо — громко);

– самостоятельно находить свободное место в зале;

– начинать и заканчивать движение вместе с музыкой (развитие слухового внимания).

– выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх и т. д.

Формами подведения итогов реализацииданной методической разработки являются:

– диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка, проводимая 2 раза в учебном году (начало и конец года). Методом диагностики является наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий;

– выступление на детских праздниках в ДОУ;

– открытые занятия.

Литература:

  1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Ритмика, методика работы с дошкольниками. - СПб.: КАРО, 2005
  2. Буренина А. Ритмическая мозаика. - СПб.: Палитра, 2015
  3. Касицына М. Л., Бородина И. Г. Комплекс практических материалов и технологий работы с детьми дошкольного возраста.-М.:ГНОМ и Д, 2007
Основные термины (генерируются автоматически): игра, приветствие, вокальное музицирование, пальчиковая игра, методическая разработка, движение, инструментальное музицирование, ранний возраст, ребенок, ритмика.


Похожие статьи

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...

Основу методики элементарного музицирования с детьми дошкольного возраста составляет формирование метроритмического чувства (чувство темпа, метра, ритма).

Игра в детском оркестре помогает и в формировании вокально-певческой культуры воспитанников.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умение

Особый интерес, в связи с этим, представляют пальчиковые игры, которые способствуют естественной связи между движениями рук и произношением слов.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

В организации занятий по ритмике и в подвижных играх педагоги должны реализовывать индивидуальный подход к детям

Ритмика исходит из законов движения человеческого тела в пространстве.

Развитие музыкально-ритмических способностей детей раннего возраста.

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Развиваются образное мышление, память, координация рук и движений, навыки коллективного музицирования, коммуникативные навыки.

Приобщение детей дошкольного возраста к игре на деревянных ложках. Создание ансамбля «Ложкари» в детском саду.

Формирование устойчивых певческих навыков у детей старшего...

Большое количество пальчиковых игр используются из программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. Вокально-слуховая координация формируется в умении детей старшего возраста петь самостоятельно без музыкального сопровождения.

Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как средство...

Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом

— развитие способности различать звуки по высоте, силе, длительности и тембру; — развитие музыкально-ритмических движений

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

Слово, движение, игра, общение, музыкальный инструмент, пантомима, маленький театр — вот формы, которые адекватны ребенку, а это и есть элементарное музицирование» [3. с.6].

Логоритмические занятия как эффективная форма работы по...

Логоритмические занятия — это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием...

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

С возрастом игры усложняются.

— Ритмические игры; — Пение песен и вокализов; — Элементарное музицирование

3. Синхронность движений правой илевой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим».

Похожие статьи

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...

Основу методики элементарного музицирования с детьми дошкольного возраста составляет формирование метроритмического чувства (чувство темпа, метра, ритма).

Игра в детском оркестре помогает и в формировании вокально-певческой культуры воспитанников.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умение

Особый интерес, в связи с этим, представляют пальчиковые игры, которые способствуют естественной связи между движениями рук и произношением слов.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

В организации занятий по ритмике и в подвижных играх педагоги должны реализовывать индивидуальный подход к детям

Ритмика исходит из законов движения человеческого тела в пространстве.

Развитие музыкально-ритмических способностей детей раннего возраста.

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Развиваются образное мышление, память, координация рук и движений, навыки коллективного музицирования, коммуникативные навыки.

Приобщение детей дошкольного возраста к игре на деревянных ложках. Создание ансамбля «Ложкари» в детском саду.

Формирование устойчивых певческих навыков у детей старшего...

Большое количество пальчиковых игр используются из программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. Вокально-слуховая координация формируется в умении детей старшего возраста петь самостоятельно без музыкального сопровождения.

Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как средство...

Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом

— развитие способности различать звуки по высоте, силе, длительности и тембру; — развитие музыкально-ритмических движений

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

Слово, движение, игра, общение, музыкальный инструмент, пантомима, маленький театр — вот формы, которые адекватны ребенку, а это и есть элементарное музицирование» [3. с.6].

Логоритмические занятия как эффективная форма работы по...

Логоритмические занятия — это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием...

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

С возрастом игры усложняются.

— Ритмические игры; — Пение песен и вокализов; — Элементарное музицирование

3. Синхронность движений правой илевой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим».

Задать вопрос