Применение технологии музыкального массажа в Центре социального обслуживания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 20.02.2020

Статья просмотрена: 281 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Е. Б. Применение технологии музыкального массажа в Центре социального обслуживания / Е. Б. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 199-201. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67543/ (дата обращения: 19.11.2024).



Технология музыкально-психологического массажаодна из активно разрабатываемых сегодня инновационных технологий социально-реабилитационной работы.

Используется виндивидуальной работе с пожилыми людьми и инвалидами.

Особенностью работы с пожилыми людьми и инвалидами является принцип активации и реактивации ресурсов клиента, т. к. невостребованные функции угасают. В каждом человеке, не смотря на кажущуюся немощность, заложен огромный потенциал, и он в состоянии решить свои проблемы, даже, как будто, в безвыходных ситуациях.

Цель: стимуляция позитивной динамики эмоциональных состояний наших получателей социальных услуг.

Задачи:

– использование элементов музыкальной психотерапии для психоэмоциональной коррекции получателей социальных услуг;

– обучение получателей социальных услуг навыкам саморегуляции;

– снятие коммуникативных барьеров;

– профилактика депрессивных состояний;

Методологической основой является концепция музыкально-рациональной психотерапии российского музыканта, психолога, педагога и музыкального психотерапевта Валентина Ивановича Петрушина, суть которой в использовании средств музыкальной выразительности в психотерапевтических целях в зависимости от темпа и лада его звучания.

Описание опыта использования технологии

В своей деятельности я использую элементы пассивной формы музыкальной психотерапии, т. е. процесса восприятия (слушания) музыки, психотерапевтической целью которого является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое способствует отреагированию различных проблем и достижению новых смыслов.

В процессе использования муз психотерапии решаю коммуникативные и регулятивные задачи. Снижение дефицита общения происходит через совместное прослушивание музыки, после чего идет обсуждение собственных переживаний клиента, воспоминаний, ассоциаций, фантазий, возникающих в ходе прослушивания.

Снижение нервно-психического напряжения обеспечивает «музыкально-психологический массаж». Он похож на физическое закаливание контрастным душем с его чередованием горячей и холодной воды. Суть музыкально-психологического массажа в том, чтобы сначала пережить/отреагировать неприятные переживания, и потом расслабиться.

Приведу пример. Я прихожу к клиентке А. в заранее обговоренное время и уже на пороге слышу доносящиеся из комнаты злобные крики: «Гады! Нахалы!» и т. п. Оказывается, к моей клиентки только что приходили сотрудники жилищной компании и произошел скандал по поводу ремонта отопления.

Достаю свой «волшебный» ноутбук. В его памяти у меня целый арсенал музыкальных произведений, рекомендованных психотерапевтами для регуляции эмоционального состояния человека.

Для того, чтобы музыка подействовала на слушателя наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Предлагаю клиенту сесть или лечь в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки.

Массаж идет в три этапа.

Этап первый

Первая мелодия должна соответствовать настроению человека. Это соответствует понятию «подстройка». Сегодня звучит «Танец с саблями» Хачатуряна.

А. сопровождает слушание словами «Эх, хоррошо!»

Этап второй

Вторая мелодия должна быть: светлой, воздушной, вселяющей надежду и дарующей утешение. То есть она должна быть мягкой попыткой нейтрализации чувств, заложенных в первой мелодии. Это соответствует понятию «ведение». Включаю «Паванна» Ровеля.

Этап третий

Последняя (третья) мелодия должна вселять уверенность в своих силах, укреплять твёрдость духа. Произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии. Решила, что лучше дать прослушать «Вальс цветов из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Судя по реакции А. решение правильное.

Если же не сделать такой музыкально-психологический массаж, а постараться переключиться на что-то другое, заглушить неприятные переживания, то они никуда не исчезнут, они буду потихоньку накапливаться, и в один прекрасный день прорвутся, как раскаленная лава.

Есть клиенты, которые предпочитают интегративные медитативные упражнения, в которых наряду с музыкой задействуется возможности изобразительного искусства.

На основании разработок Петрушина мною создан банк музыкальных произведений в соответствии воздействия на эмоциональные состояния. К этим музыкальным произведениям подобраны электронные версии репродукций картин мировых классиков. Регуляция эмоционального состояния в этом случае происходит не только с помощью прослушивания музыкальных произведений, но и одновременного просмотра шедевров живописи.

Помимо эмоционально-образного принципа соединения произведения живописи и музыки в сеансах, хорошо себя зарекомендовал себя и тематический подход, в котором внимание пациентов обращается на различные стороны окружающего их мира: родная природа, церковные соборы, садово-парковое искусство, идеальные образы, цветы и бабочки, море и горы, авангард. Применяю готовые видеоролики и создаю сама.

Музыка становиться мостиком между психологом и клиентом, а затем, иногда, отходит на второй план, потому что клиент научается говорить о своих проблемах, о своих ощущениях. Сам анализирует свое состояние, описывает его. Это понимание приносит ему эмоциональное облегчение.

Использование музыкальных средств позволяет человеку восстанавливать «душевное равновесие», сбрасывать эмоциональное напряжение социально приемлемым способом, без больших энергетических и временных затрат, что в конечном итоге снижает уровень множества соматико-психологических заболеваний, степень агрессивности.

Возможности музыкальной терапии весьма велики при низких затратах ресурсов.

Литература:

  1. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 177 с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкально-психологический массаж, музыка, музыкальная психотерапия, произведение.


Задать вопрос