Роль уроков музыки в системе современного здоровьесберегающего школьного образования
Авторы: Тройная Резида Газизовна, Егорова Анна Михайловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 2499 раз
Библиографическое описание:
Тройная, Р. Г. Роль уроков музыки в системе современного здоровьесберегающего школьного образования / Р. Г. Тройная, А. М. Егорова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 80-81. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2299/ (дата обращения: 16.12.2024).
Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих экономический, интеллектуальный и культурный потенциал государства. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами как законы РФ «Об образовании» «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».
Много пишется и говорится о здоровьесберегающих технологиях в системе образования, но совершенно выпускается из вида тот факт, что в общеобразовательной школе имеется совершенно уникальный здоровьесберегающий предмет «Музыка», которому, к сожалению, в учебных планах отводится минимальное количество часов. В основе государственной политики в области культуры продолжает оставаться примитивное представление о том, что культура – необязательная часть сферы услуг, которая служит для развлечения людей, а между тем, сам по себе урок музыки в общеобразовательной школе обладает огромным терапевтическим эффектом.
Благотворное влияние музыки на человека уже не раз доказано учеными и врачами-практиками. «Ритм, мелодия, гармония проникают в глубины человеческой психики. Человек непосредственно реагирует на ритм непроизвольными телесно-двигательными реакциями, процессами дыхания, сердцебиения и др. Такая способность музыки послужила основой для возникновения нового научного направления – музыкотерапии или лечения музыкой» [3, c. 200].
Лечебное воздействие музыки на человека использовалось в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме. «Древняя медицина, врачевание неотделимы от искусства, мифологии, философии, естествознания. Эти области научного знания в дальнейшем отделились от медицины, но в Древнем мире составляли содержание врачевания» [3, c.193].
Основой музыкотерапии стали положения античных теорий. «Пифагор считал музыку панацеей от всех болезней души и тела. С помощью различных мелодий, ритмов, ладов Пифагор успокаивал скорбь и гнев, снимал раздражительность и страх. Другими словами, музыка была своего рода „целебным составом”. Такую работу Пифагор называл „музыкальным врачеванием”» [3, c. 194]. Платон также указывал на целебное воздействие музыки и пения. Он считал, что без пения лекарство теряет свою силу. Идеи Пифагора и Платона находят свое развитие в работах Аристотеля. Изучая музыкальные лады и специфику музыкальных инструментов, он приписывал им различную степень воздействия на человека.
На сегодняшний день существует множество научных направлений, школ, центров музыкотерапии. Современные ученые так объясняют влияние музыки на здоровье: музыкальные звуки создают энергетические поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную энергию», и она изменяет ритм нашего дыхания, кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Одна музыка помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость, прибавляет силы. Другая – способна ввергнуть в коматозное состояние, заставить паниковать или вызвать тошноту [2].
Так, например, романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена, Листа помогает снять стресс, сконцентрироваться; мажорные мелодии джаза, блюза, регги поднимают настроение, избавляют от депрессии, разряжают накал чувств; медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая идеально подходит для учебы или творчества; религиозная и обрядовая музыка, грегорианские песнопения могут успокоить и привести в состояние умиротворения. Однако самый большой оздоровительный эффект на пациентов оказывают мелодии Моцарта. Этот загадочный феномен – «эффект Моцарта» – до конца пока не изучен. Интересным фактом является и то, что музыка Моцарта повышает умственные способности как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому его музыка не нравится. Рок-музыка, даже при небольшой передозировке, способна вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.
Примерная программа по музыке предполагает освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства (классическая, народная, обрядовая, джазовая, современная). Наибольший процент приходится на зарубежное и отечественное классическое наследие. Таким образом, слушание и исполнение на уроке музыки композиторов-классиков, является элементом музыкотерапии.
Кроме того, многообразие видов музыкальной деятельности на уроке (пение, восприятие музыки, игра на музыкальных инструментах и ритмическая декламация, музыкально-двигательные игры и упражнения) имеет свое терапевтическое значение.
«Свойства голоса являть чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Распевать в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. Искусство пения – это, прежде всего правильное дыхание, которое является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Из всех средств музыкотерапии самое сильное влияние на тело оказывает именно пение. Когда человек болеет, голос его "садится", становясь глухим и бескрасочным. Собственным пением мы можем воздействовать на болезненный орган или систему, возвращая в него здоровую вибрацию. Методы вокалотерапии (именно так называется лечение пением) активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо), депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей и др.» [4].
Глава российской музыкотерапевтической школы, руководитель научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий С. Шушарджан обнаружил, что правильная постановка дыхания (без чего невозможен грамотный вокал) приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человеческого организма.
«Пение активизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы и системы. Пение благотворно действует на почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. От того, как мы дышим, во многом зависит состояние нашего здоровья. Дыхание нижней частью грудной клетки – наиболее экономичное. К сожалению, большинство людей дышат верхней и средней частями. Это приводит к гипервентиляции. Человек заглатывает избыток кислорода, тратит на это много лишней энергии. Пение как раз и помогает наладить правильное дыхание» [4].
«Психотерапевтический эффект от восприятия музыки может проявляться в разрядке внутренних переживаний, выраженных во внешних движениях: покачивания рук, корпуса и др. Эмоциональное переживание музыки оживляет воспоминания, один образ ассоциируется с другими образами, перед человеком мысленно разворачивается его собственная жизнь. „Проживание” неких забытых событий, возникших в результате ассоциаций, и является основным методом лечения в психоанализе. Как под воздействием звуковой волны может разрушиться мост, так и в этом случае, музыкальные вибрации разрушают психодинамический комплекс, вызвавший невротическое заболевание» [3, c. 203].
Игра на детских музыкальных инструментах и ритмическая декламация развивают чувство ритма, усиливают двигательную, вокальную и речевую активность, координирует движения, позволяют детям сочинять элементарную музыку, простейшую импровизацию. «Дети легко осваивают игру на барабанах, тимпанах, деревянных колотушках, колокольчиках, тарелках, треугольниках, бубнах, кастаньетах, металлофонах и др. Игра на этих инструментах не требует специальной подготовки, но заменяет словесное выражение чувств, освобождает подавленные эмоции. Простейшая импровизация начинается с детских считалочек, ритмической декламации, пения. С помощью инструментальной игры можно создать ситуацию „разговора” или „ссоры” между разными музыкальными инструментами, или поиграть в „эхо”» [3, c. 210].
Музыкально-двигательные игры активизируют творческое самовыражение учащихся, «обеспечивают развитие мелкой моторики и координации движений учащихся, создают условия для развития навыков общения, становятся источником новых впечатлений и переживаний, формируют механизмы адаптации» [3, c. 208].
Современное музыкальное образование в школе, основанное на идеях музыкального воспитания Б.А. Асафьева, Б. Яворского, К. Орфа, З. Кодаи, включает элементы психотерапии, способствует снятию негативных эмоциональных состояний, привносит в обучение оздоравливающий эффект.
- Литература:
Влияние музыки на здоровье детей. – URL: http://muz-drav.ru/
Казакевич А. Какая музыка полезна для здоровья. – URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-13906/
Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной психологии: Учеб. пособие / Урал. гос. консерватория им. М.П. Мусоргского. – Екатеринбург, 2010. – 219 с.
Электронный ресурс. – URL: http://www.referat-sochinenie.ru/add/psihologiya/vokaloterapiya_pri_okazanii_psihologicheskoi_pomoshi.html