Влияние музыкальной терапии на изменение психического состояния детей подросткового возраста
Автор: Мифтахова Замира Загировна
Рубрика: 23. Психология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 18.11.2019
Статья просмотрена: 1079 раз
Библиографическое описание:
Мифтахова, З. З. Влияние музыкальной терапии на изменение психического состояния детей подросткового возраста / З. З. Мифтахова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15429/ (дата обращения: 16.12.2024).
О, музыка, — язык любви,
Язык всемирного общенья!..
Как звуки вечные твои
Нас призывают к пробужденью.
Ключевые слова: подросток, подростковый возраст, музыка, нервная система, влияние музыки, музыкальная терапия, психотерапевтический метод, эмоциональное состояние.
Музыка — тончайший «инструмент» мироздания, наполняющий наши души чудесными и целебными нотами. Каждая нота, несет в себе импульс положительной энергии, которая многократно увеличивает свое воздействие на наше эмоциональное состояние, в совокупности. Определенный ритм способен либо успокоить наш разум, либо наоборот заставить его «двигаться хаотично» под создаваемый ритм музыки. Недаром в аюрведе музыку и мантры используют для нормализации психоэмоционального фона человека. Лечат организм через оздоровление нервной системы, так как большинство проблем с организмом происходят из-за слабой нервной системы. Большинство практикующих йогов, утверждают, что правильно подобранная музыка (мелодия), способна в разы улучшить не только эмоциональный фон, но и способствовать физическому расслаблению всего организма. А сеанс медитации, проведенный в совокупности с мелодией, способен доставить больше наслаждения.
Ученые уже не раз проводили свои исследования на эту тему, и пришли к выводу, что музыка способна лечить. Особенно благоприятно на организм воздействует высокая музыка, созданная великим композитором и виртуозом Моцартом В. А. Ноты его музыкальных шедевров благоприятно воздействуют на психику детей, успокаивают их, после чего они сладко засыпают. (Однако нельзя переусердствовать, у каждой музыкальной терапии есть свои правила, которых следует придерживаться). Во-первых, музыка, используемая для проведения терапии, не должна быть слишком громкой; во-вторых, музыка должна быть легкой и ненавязчивой, не должно быть быстрого ритма, похожего на скрежет вагона. И последнее, музыка должна вызывать только положительные эмоции, еще лучше, если с этой музыкой будут связаны положительные чувства.
В чем же заключается актуальность выбранной мной темы?
Полагаю в том, что в нашем веке технологического бума, музыка единственная способна переключить внимание человека, загруженного повседневными делами. Почти большинство студентов, да и не только, слушают музыку в наушниках, через динамики, таким образом, пытаясь разгрузить свой «забитый» разум. Однако, так ли это на самом деле? Мне лично, не очень то верится в то, что клубная музыка, похожая на скрежет вагона, способна успокоить нервную систему и привести в порядок мысли. Как можно найти равновесие, если музыка то и дело выбивает почву из-под ног? В чем заключается нелогический выбор нынешних детей в музыкальных пристрастиях? Ответы на эти вопросы вряд ли удастся найти, ведь о вкусах не спорят. Но думаю, что эта тема всегда будет актуальна, особенно влияние музыки на состояние нашего мозга. Ведь именно благодаря мозгу человек стал человеком.
Цель: Выявить степень влияния музыки на психоэмоциональное состояние подростка.
Объект исследования: Музыкальная терапия.
Гипотеза: Музыка способна влиять на наше настроение, на уровень чистоты восприятия духовного мира. Способствует успокоению разума и снижает нагрузку нервной системы.
Музыкотерапия
В психотерапевтическом методе, музыка используется в качестве средства коррекции. Большое количество методик, существующих в музыкотерапии, представлены в виде самостоятельного прослушивания музыкального произведения; в качестве дополнения к другим методикам, например, медитация, релаксация, массаж, и собственно само музицирование (человек сам играет на фортепиано).
В качестве коррекции эмоциональных отклонений, страхов, психосоматических заболеваний, нарушении сна, при коммуникативных затруднениях широко используется музыкотерапия.
Шведская школа, ориентированная на глубокое изучение психологии, считает, что музыкотерапии должна отводиться главная, то есть центральная роль, так как музыка благодаря своим изумительным особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои подсознания, затронув «струны души» человека. Особенно, если это подросток. Однако влияние музыки изучали не только за рубежом. К примеру, Российская школа, которая появилась в 19 веке, тоже приняла участие в исследованиях музыкотерапии. Сеченов, Догель, Бехтерев, Тарханов изучали влияние музыки на газообмен, дыхание, кровообращение. В. Петрушин разработал концепцию музыкально-рациональной психотерапии, в которой соединил научные открытия и древние методики, основываясь на состоянии человека в целом. Другими словами, музыка, выбранная для терапии, должна вызывать только благоприятные отклики со стороны пациента или испытуемого. Чем больше эмоциональный окрас будет связан с положительными эмоциями, тем больше возможностей «достучаться» до испытуемого и достигнуть желаемого результата.
В музыкотерапии существует три формы терапии:
Рецептивная. В данном виде терапии пациент просто прослушивает музыку: с помощью наушников или через динамики. Однако, психолог может настоять на выборе того или иного способа, в зависимости от обстоятельств.
Активная. В этом варианте пациент сам принимает участие в создании шедевра: поет либо играет на музыкальном инструменте.
Интерактивная. В этом варианте пациент не только прослушивает необходимую музыку, но еще и занимается творчеством. Пишет стихи, рисует, вышивает, в общем творит. Как показывают исследования последний вид музыкотерапии за более короткие сроки показывает наилучшие результаты.
Таким образом, музыкотерапия может служить не только вспомогательным средством установления контакта между психологом и пациентом-подростком, а также самостоятельным средством, которое способно улучшить эмоциональное, физическое состояние человека и его организма в целом.
Ритм.
Музыка — мистический инструмент, который способен пробудить даже спящие фолликулы волос. Как бы загадочно это не звучало, этому есть вполне рациональное объяснение. Музыка – это жизнь! Физиологическое воздействие музыки на человека связано с тем, что нервная система и опорно-двигательная система, в частности мускулатура, обладают способностью усвоения ритма. Музыка в качестве ритмического раздражителя стимулирует физиологические процессы организма, которые ритмично происходят как в двигательной, так и вегетативной сфере. Каждый орган человека резонирует на определенной частоте, соответствующей определенной ноте. Когда орган перестает вибрировать на необходимой частоте, возникает нарушение работы органа, что иногда может привести к летальному исходу. Роль музыки в здоровье человека действительно огромна. Об этом говорят множество проведенных исследований. В зависимости от ритма человек может либо уснуть, либо написать диссертацию. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Вспомните ритуалы шаманов, где под монотонный ритм бубна или барабана, люди, собравшиеся вокруг шамана, входили в состояние транса. Пульс учащался, сердце начинало более быстро перекачивать кровь. Человек потеет, перестает замечать происходящее вокруг, сознание уплывает. И после транса человек мог поклясться, что путешествовал, бродил по зеленым лугам, цветущим полям, на берегу океана. Если музыка способна заставить человека увидеть то, чего не было, то почему бы ей не позаботиться о здоровье? Ведь, в конце концов, именно музыка может успокоить наши нервы.
Исследование эмоциональной значимости определенных элементов музыки (ритма, тональности) доказало их способность вызывать у человека состояние, равносильное характеру раздражителя: минорные тональности вызывают депрессию. Быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, и если бы перед нами был монитор осциллографа, то смогли бы увидеть линию работы мозга, которая больше напоминала бы кардиограмму больного человека инфарктом. А вот мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают. На мониторе осциллографа смогли бы увидеть, как более спокойная мелодия нормализует работу мозга, линия из хаотичных и прерывистых, зигзагообразных линий превращается в волнообразную линию, что говорило бы о том, что мозг приходит в нормальное состояние рабочей активности.
Методы
В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:
– конфронтацию с жизненными проблемами;
– катарсис — эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
– приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
– облегчение осознания собственных переживаний.
В зависимости от состояния и активности пациентов, степени их участия в процессе музыкальной терапии, от поставленных задач в музыкотерапии может быть представлена форма активной музыкотерапии, когда пациент активно выражает себя в музыке, и пассивной, когда пациенту предлагают только прослушать музыку.
Пассивная музыкотерапия применяется с терапевтической целью.
Существует три формы пассивной музыкотерапии:
– коммуникативная форма (совместное прослушивание музыкальных произведений, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия);
– реактивная форма (направлена на достижение катарсиса);
– регулятивная форма (способствует снижению нервно-психического напряжения).
Для снижения раздражительности и снятия эмоционального напряжения можно использовать мелодии, обладающие расслабляющим эффектом, звуки флейты, игру на фортепиано в исполнении оркестра «Поль Мориа». Почти все звуки природы (шум моря, леса) обладают волшебным свойством успокоения.
При менее стойких формах депрессии, для улучшения настроения можно использовать скрипичную и церковную музыку. Песнопения хора на латыни способны успокоить даже в хронической форме депрессии. Классика: Произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармен» — часть 3. Однако последнее произведение скорее наоборот перевозбудит нервную систему. Поэтому «Кармен» лучше слушать, тогда, когда необходимо работать, эта произведение придаст темп.
Для снятия мигрени, головной и другой боли больше подходит религиозная музыка, а из классических произведений – Моцарт «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Бетховен «Фиделио».
От бессонницы, для спокойного и крепкого сна: Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия». Если, например, ваш малыш плохо спит, ему можно негромко проигрывать во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом. К примеру, произведения группы Битлз, в особенности «Yesterday», «Michelle». Эти произведения способны усыпить даже взрослого, если слушать в негромких тонах.
Основываясь на изученном материале, можно утверждать, что музыкотерапия — это, прежде всего, психотерапевтический метод, в котором музыка используется в качестве средства коррекции. Большое количество методик музыкотерапии используют целостное, изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное или групповое музицирование), а также в качестве дополнения, музыкального сопровождения к другим коррекционным приемам для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Литература:
- Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. — 2003. — № 5.
- Маркус Л. И., Никологородская О А. Излечивает гнев и заполняет время. Сделай сам. — 1990. — № 3.
Ключевые слова
нервная система, подросток, музыка, эмоциональное состояние, подростковый возраст, влияние музыки, музыкальная терапия, психотерапевтический методПохожие статьи
Психофизиологическое влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека
В данной статье проведен детальный анализ имеющихся в научной литературе данных о влиянии музыки на психоэмоциональное состояние человека.
Влияние родительского отношения на эмоционально-личностное развитие ребёнка в дошкольном возрасте
В статье рассмотрено влияние стиля родительского отношения на особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.
Вокалотерапия и ее применение в ДОУ
Статья посвящена проблеме развития психоэмоциональной сферы детей. Одним из наиболее эффективных методов психокоррекционной работы с детьми является вокалотерапия. В статье рассматриваются разные виды вокалотерапии в дошкольных учреждениях.
Использование музыкально-игровой деятельности как средство успешной социализации детей раннего дошкольного возраста
В статье авторы рассматривают вопросы успешной социализации детей раннего дошкольного возраста посредством включения в режимные моменты музыкально-игровой деятельности.
Арт-терапия в групповой работе по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста
В статье авторы пытаются отразить проблемы эмоционального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и значимость арт-терапии при развитии эмоциональной сферы.
Песочная терапия как средство психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников
В статье представлено описание песочной терапии как средства психолого-педагогической коррекции у детей младшего школьного возраста.
Похожие статьи
Психофизиологическое влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека
В данной статье проведен детальный анализ имеющихся в научной литературе данных о влиянии музыки на психоэмоциональное состояние человека.
Влияние родительского отношения на эмоционально-личностное развитие ребёнка в дошкольном возрасте
В статье рассмотрено влияние стиля родительского отношения на особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.
Вокалотерапия и ее применение в ДОУ
Статья посвящена проблеме развития психоэмоциональной сферы детей. Одним из наиболее эффективных методов психокоррекционной работы с детьми является вокалотерапия. В статье рассматриваются разные виды вокалотерапии в дошкольных учреждениях.
Использование музыкально-игровой деятельности как средство успешной социализации детей раннего дошкольного возраста
В статье авторы рассматривают вопросы успешной социализации детей раннего дошкольного возраста посредством включения в режимные моменты музыкально-игровой деятельности.
Арт-терапия в групповой работе по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста
В статье авторы пытаются отразить проблемы эмоционального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и значимость арт-терапии при развитии эмоциональной сферы.
Песочная терапия как средство психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников
В статье представлено описание песочной терапии как средства психолого-педагогической коррекции у детей младшего школьного возраста.