Влияние музыкального ритма на физическое и психическое здоровье юного пианиста
Автор: Долгих Людмила Александровна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (22) апрель 2019 г.
Дата публикации: 11.03.2019
Статья просмотрена: 1656 раз
Библиографическое описание:
Долгих, Л. А. Влияние музыкального ритма на физическое и психическое здоровье юного пианиста / Л. А. Долгих. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 39-44. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/4003/ (дата обращения: 24.11.2024).
Статья посвящена развитию музыкального ритма и его воздействию на здоровье человека. Целью статьи является анализ изучения музыкального ритма. В статье рассмотрены основные особенности музыкального ритма, приемы и способы его развития, влияние музыкального ритма на здоровье ребенка. Особое внимание уделено психолого-педагогическим условиям для развития музыкального ритма. В статье представлены результаты исследования по уровню развития музыкального ритма. Представленные материалы статьи могут быть интересны педагогам музыкальных школ и школ искусств.
Ключевые слова: ритм, музыкальный ритм, ритмический рисунок.
The article is devoted to the development of musical rhythm and its impact on human health. The aim of the article is to analyze the study of musical rhythm. The article describes the main features of the musical rhythm, techniques and methods of its development, the influence of the musical rhythm on the health of the child. Special attention is paid to psychological and pedagogical conditions for the development of musical rhythm. The article presents the results of research on the level of development of musical rhythm. The presented materials of the article may be of interest to teachers of music and art schools.
Keyword: rhythm, musical rhythm, rhythmic pattern.
Библия музыканта начинается словами: вначале был ритм.
Нейгауз Г. Г.
Проблема развития музыкального ритма привлекала внимание исследователей на всем протяжении многовековой истории искусства, эстетики, философии, начиная с Плутарха, Аристотеля. И сегодня эта тема считается актуальной и входит в категорию наиболее сложных задач музыкальной педагогики у ученых XX столетия (Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман, В. В. Медушевский, Г. М. Цыпин).
Практика фортепианного обучения располагает определенным опытом в формировании и развитии чувства ритма. Знакомство с ритмом начинается с первых шагов обучения ученика музыке. В выразительной декламации и одновременно прохлопанных детских стихах и считалочках, выстукивании декламируемого ритма на одном звуке на фортепиано, в спетых песенках ученик различает долгие и краткие слоги, что, собственно, и создает оптимальные условия развития музыкального ритма ученика.
Для развития музыкального ритма необходимы конкретные приемы и способы работы: просчитывание исполняемой музыки; использование метросхем; простукивание — прохлопывание метроритмических структур; дирижирование; искоренение дефектов темпа; суггестивные свойства педагога; ансамблевое музицирование. [и.р. 1]
Ритм — один из первоисточников, первоэлементов музыки. Из-за своей универсальной природы ритм воспринимается гораздо легче, чем мелодия и гармония. [и.р.5]
«Гений ритма» — так называли Эмиля Жак-Далькроза (фр. Emile Jaques-Dalcroze; 6 июля 1865 года, Вена — 1 июля 1950 года, Женева) — известного швейцарского композитора, дирижёра и педагога, создателя знаменитого метода ритмического воспитания считает, что порядок преподавания музыки должен быть таков: ритм; звук; инструмент. Этому соответствуют: физические упражнения; упражнения для слуха и голоса; выяснения взаимоотношений между движениями тела (рук, ног) и механизмом данного инструмента. И ещё, считал он, что прежде чем заняться музыкой, нужно научиться воспринимать и ощущать её всем своим существом, проникнуться чувством, которое порождает ритм и звуки. [и.р. 8]
Принимая за основу гениальную теорию ритма Э. Жак-Далькроза, мы на занятиях индивидуального обучения игре на фортепиано в МБУ ДО ДШИ «Форте» на начальном этапе обучения проводим уроки в увлекательной ритмической игре. Все упражнения нацелены на телесное переживание музыки в виде хлопков, шлепков, притопов, передавая музыкальный ритм. И самое главное на формирование физического и психического здоровья ребенка.
Освоение музыкального ритма — это жизнестроительный эксперимент, призванный отражать эмоциональное содержание музыки, ее образно-поэтическую сущность. «Ритм в музыке — категория не только времяизмерительная…», но и осязаемая в момент соприкасания с «эмоционально-содержательным музыкальным материалом». [и.р. 7]
Основой музыкального ритма является двигательно-моторный аппарат музыканта-исполнителя с его пальцевыми операциями. «Только хорошо «налаженная», достаточно надежная и прочная музыкально-исполнительская моторика (как принято говорить, техника игры на инструменте) может служить надлежащей опорой для развития чувства ритма» [и.р. 6]. И, напротив, неумелые физические действия при игре на фортепиано, способны деформировать, расстроить музыкально-ритмическое переживание, расшатывать весь темпо-ритмический фундамент, на котором стоит учащийся-музыкант. Неритмичность исполнения напрямую зависит от неумения нужным образом скоординировать движения рук. Среди возможных двигательно-моторных опор при воспитании и развитии чувства музыкального ритма исполнительская моторика в принципе является единственной в своем роде — наиболее чуткой, отзывчивой, тонкой и во всех отношениях наилучшей.
Таким образом, музыкально-ритмическое переживание человека, так или иначе, опосредуется его мышечным чувством. Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный. В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело, и оно поддается развитию.
Ничто в сфере высшей нервной деятельности не остается неподвижным, неподатливым, а может изменяться. Для этого необходимы соответствующие условия: вовлечение учащихся с раннего возраста в период воспитания ритма; освоение ритмической грамоты: ритмические умения и навыки; знание особенности психики ребенка; развитие абстрактного мышления, способности к обобщению; применение форм и методов работы, близкие к игре, с целью реализации общих черт искусства и игры (радостную эмоциональность, образность, моторную активность).
В момент восприятия музыки у ребенка возникает потребность (интуитивная) двигаться, дышать в ритме музыки. По мнению Б. М. Теплова, эмоциональное воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности. [3, 116]. Музыкально-ритмическое развитие проявляется в разных формах музицирования: пении, ритмизации текста, музыкально-ритмических упражнениях. [и.р. 3]. Развитие чувства ритма — эффективное условие для формирования музыкальности начинающего пианиста. [2, 187]
Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Известно, что дети, тренирующие свою мышечную систему, опорно-двигательный аппарат способны решать цели по охране здоровья и физического развития, через музыкально-ритмические упражнения различными звучащими жестами (хлопками, шлепками, притопами, щелканем язычком или пальцами).
Исследователи чувства ритма, специалисты в области психофизиологии, утверждают, что истоки чувства ритма лежат в физиологических процессах, таких как пульс, дыхание, ходьба, бег и т. д. Эти ритмы, преобразованные в различных музыкальных жанрах, воздействуют на эмоции человека, изменяют ритм его дыхания, пульса, вызывают непроизвольные мышечные движения — отбивание такта ногой, качание тела, движения головы, двигательные импульсы, мышечные сокращения, сопровождающие звуковое воспроизведение ритмического рисунка и являются условием ритмического переживания.
Современные научно-методические исследования [1] свидетельствуют о том, что развитие музыкально-ритмических навыков, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкально-ритмические упражнения развивают психические процессы, способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей, имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Такие упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов.
Например: Глеб (6 лет) — физически крупный мальчик, что вызывает эмоциональную скованность: тихо поет, не точно передает ритмический рисунок. Его внимания хватает на 20 минут. Поэтому я считаю очень важным включать в урок ритмические упражнения, выполняя их хлопками, шлепками, притопами.
Например:
- Предлагаю передать хлопками ритм стишка:
Как у нашей хрюшки, Розовые ушки.
Разделить ритмический рисунок на звучащие жесты: короткие длительности (восьмые) прохлопать ладонями, долгие
(четвертные) — притопы ногами.
- Вспомнить и повторить футбольную «кричалку»:
- Игра «Ритмические обезьянки».
Этот пример ритмического рисунка показываю сама, используя жест на восьмую паузу и на половинную длительность делаю полуприседание, руки на поясе. Могу предложить несколько примеров «обезьянок», показывая их одну за другой, даю время Глебу только на повтор. Если он повторил не точно, то я повторяю «ритмическую обезьянку» еще раз.
Такая работа помогает снять неловкость, заторможенность, обрести чувство уверенности в свои силы, научить контролировать свои эмоции и чувства. У Глеба совершенствуется моторика, координация движений рук, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений рук и корпуса. Элементарные движения: топ, шлеп, хлоп, верно скоординированные с ритмом, включают в работу оба полушария головного мозга.
Систематизируя свои наблюдения, накопленные в педагогической работе, хочу остановиться на наиболее встречающихся отрицательных явлениях в области проявления ритма у обучающихся. Они могут выражаться в следующих недостатках: в устремлённом или наоборот заторможенном ритмическом воспроизведении музыки; недостаточная ритмическая активность, выражающаяся в эмоционально ненасыщенном, подчинённом ритме; недооценка цезур, пауз в исполнении, отсутствие «дыханий» в музыке; недостаточно развитая техника.
Так, например, ученица 5 класса Варя (12 лет) имеет хорошие музыкальные данные, но «торопыга» и немного жесткое прикосновение к клавишам. Отсюда в ее исполнении наблюдается тенденция к ускорению.
Работая над произведением А. Лядова «Канон» соль мажор, соч. 34 мною решались следующие задачи: научить сконцентрировать свое внимание на ритмических моментах исполнения, т. е. подчинить свой внешний слух цели контроля за ритмичностью исполнения; уметь ясно представить себе определённый ритмический рисунок, т. е. отсутствует чувство внутреннего ритма; уметь подчинить сознанию, внутреннему ритмическому представлению свои движения, скоординировать движения рук за инструментом с ритмической целью; обладая внутренними представлениями какого-нибудь ритмического рисунка или простой последовательности нот, его опережающий внутренний слух не успевает «работать» в этой скорости, а внешний слух успевает контролировать лишь в самых общих очертаниях. За выполнение ритмического задания было получено 3 балла.
Для выявления уровня развития чувства ритма у ученицы были проведены различные задания, которые включали в себя музыкально ритмические упражнения, выполняемые с помощью прохлопывания ритмического рисунка музыкального фрагмента или попевки. Например, «Самолет» Е. Тиличеевой:
Это задание выполнено на 2 балла.
Русская народная песня «Калинка»:
За выполнение этого задания была поставлена оценка 2 балла.
По результатам этих данных мы выявили три уровня: высокий (3 балла), средний (2–1 балла) и низкий (0 балл). Высокий уровень — ребенок правильно воспроизводит ритм, осознает и самостоятельно точно воспроизводит ритмический рисунок произведения.
Средний уровень — воспроизводит рисунок музыкального произведения с помощью преподавателя.
Низкий уровень — ребенок действует беспорядочно, не может показать ритмический рисунок произведения после подробного разбора и показа его педагогом.
Варя показала средний уровень музыкально-ритмического развития.
Наташа (6,5 лет) обладает исключительной памятью, ритмом и интонацией. Но частые болезни задают ученице скоростной темп упущенного времени на занятиях фортепиано. Поэтому ее исполнение иногда бывает направлено к ускорению ритма. Основополагающая причина тому отсутствие развитого слухового контроля за своей игрой.
В данном случае нужно развивать у ученицы концентрированное внимание, ставить перед ней конкретную задачу. Причём цель должна быть определённая, например, выявить ритмическую ровность, углублять уже выполненную задачу — соединять с динамикой и с точно определённым, необходимом в данном отрывке, характером звукоизвлечения. Во многом успех работы зависит от направления внимания на цель и сосредоточенность учащейся.
Развивать чувство внутреннего ритма является главнейшей задачей педагога, т. к. внутреннее ощущение ритма является составной частью звуковых представлений, которые образуют основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения. И именно внутреннее ритмическое ощущение, чувство внутренних пульсаций является главным в музыкально-ритмическом чувстве. Специальные упражнения на воспитание внутреннего чувства ритма даёт в своей книге «Основы музыкально-исполнительской техники и метод её совершенствования» выдающийся музыкальный психолог И.Назаров. [4]
Музыкальный ритм, в отличие от мелодии, оказывает решающее влияние на физиологическое и психическое состояние человека. Ритм — это «сердце музыки». Он оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на тело человека, и на эмоции. Психологическое состояние личности имеет свои непростые ритмы: окрыленности и депрессии, горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости и прочее. Все эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам. Поэтому они имеют такую магию возбуждать и успокаивать, лечить и разрушать… Ритм — основа музыки, которая исцеляюще действует на все органы человеческого организма. [и.р. 2http://gdmshkola.ru/index.php/roditelyam/sovetuem-prochitat/muzyka-i-zdorove-cheloveka]
Ритмичные звуки сопровождают нас, начиная с эмбрионального периода. Уже тогда ритм сердцебиения мамы задаёт определённое настроение неспешному процессу формирования новых клеток и органов будущего меломана. Эта базовая установка влияет на наше состояние до сих пор — когда мы слышим музыку с ритмом выше 75 ударов за минуту, мы воспринимаем её как возбуждающую, поскольку сердце бьётся чаще тогда, когда мы взволнованы или встревожены.
Кроме ритма сердцебиения, до нас также могли доноситься волшебные звуки колыбельной, исполнять которую тренировалась будущая мама — есть исследования, которые выявили реакцию узнавания мозгом тех мелодий, которые нам пели, пока мы колыхались во внутриутробных водах.
Интересно, что ритм музыки также влияет на субъективное восприятие течения времени. Когда мы слушаем медленную музыку, время будто растягивается. И наоборот, быстрые ритмы принуждают мозг думать, что прошло больше времени, чем на самом деле. Музыку наш мозг воспринимает одновременно обеими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое — тембр и мелодию. У человека каждый орган имеет свои вибро-характеристики. Вибрации органов совпадают с ритмом энергий вполне определенных звуков. Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека; исцеляет тело, наполняет энергией, силой; продлевает жизнь.
В организме человека согласованно протекает около 300 ритмических процессов, и десинхронизация одного или нескольких из них может приводить к различного рода заболеваниям. В таких случаях проявляется действие синергетического принципа — «малая причина вызывает большие последствия». Рассогласование биоритмологических процессов может вызываться нарушениями режима труда и отдыха (высокая интенсивность деятельности и неполноценное восстановление, работа в ночную смену), недостаточной и нерегулярной физической активностью, чрезмерным употреблением психостимуляторов (чай, кофе), трансмеридиональными перелетами и многими другими факторами современных условий существования человека. [и.р. 4]
Значение ритмического воздействия на людей подчеркивали многие исследователи. Так, В.М Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
В. А. Гиляровский писал, что ритмические занятия оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры.
Литература:
- Амосов Н. М. Здоровье и счастье ребенка//Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. — М.; Донецк, 2002. — 469 с.; Затямина Т. А., Стрепетова Л. В. Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. — Изд-во: «Глобус», 2009. — 112 с.
- Елисеева, М. Н. Чувство ритма как один из аспектов музыкального воспитания [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 187–189. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8339/ (дата обращения: 08.02.2019)
- Зимина, А. М. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4–8 лет. М., 2001. — С.116
- Назаров, И. Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования [Текст] / Под ред. Г. С. Богуславского. — Ленинград: Музыка. [Ленингр. отд-ние], 1969. — 134 с.: ил., нот. ил.; 22 см. На обл.: В помощь педагогу-музыканту RuMoRGB Музыкальное исполнительство — Психофизиологические основы
- FB Б 70–3/269
- Развитие ритма в классе фортепиано. [Электронный ресурс] — режим доступа: http://docx.lib-i.ru/29meditsina/44786–1-razvitie-ritma-klasse-fortepiano-ritm-yavlenie-shirokogo-tolkovaniya-mozhem-govorit-stihotvo.php
- Музыка и здоровье человека. [Электронный ресурс] — режим доступа: http://gdmshkola.ru/index.php/roditelyam/sovetuem-prochitat/muzyka-i-zdorove-cheloveka
- Чувство ритма как ср5дство развития музыкальных способностей детей. [Электронный ресурс] — режим доступа: http://referat911.ru/Muzyka/chuvstvo-ritma-kak-sredstvo-razvitiya/273324
- Ритмы здоровья. [Электронный ресурс] — режим доступа: https://ru.siberianhealth.com/ru/produkt/ritmi/
- Ритмический слух как основа музыкальности. [Электронный ресурс] — режим доступа: https://studbooks.net/1803867/pedagogika/ritmicheskiy_sluh_osnova_muzykalnosti
- Основные особенности музыкального ритма. [Электронный ресурс] — режим доступа: https://vikidalka.ru/3–112818.html
- Гений ритма Эмиль Жак-Далькроза. [Электронный ресурс] — режим доступа: https://vk.com/page-34596535_44691830
Ключевые слова
ритм, музыкальный ритм, ритмический рисунокПохожие статьи
Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста и его особенности в процессе игровой деятельности
В статье рассматриваются особенности музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Сформулированы задачи музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.
Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников
В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной игры как средству развития творческих способностей дошкольников. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие творческих навыков детей дошкольног...
Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе
В статье рассматриваются особенности использования музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки. Сделана попытка проанализировать результаты исследований с целью выявить основные проблемы интеграции цифровых технологий в различные области музы...
Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Статья посвящена значению музыкально-ритмической и танцевальной видам деятельности в процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста; осуществлен анализ методики обучения движениям ребят согласно этапам их формирования, а так...
Методические аспекты коррекционной работы на музыкальных уроках с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития
В статье изложены методы обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития средствами музыкального искусства. Освещение обозначенной актуальной темы имеет практическую и научную значимость для реализации коррекционных задач образования.
Вокальная работа с одарёнными детьми дошкольного возраста
В статье рассматривается процесс музыкального развития одаренных детей, указываются этапы занятия, способствующие приобретению у одаренных дошкольников вокальных навыков. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в пр...
Слушание музыки как средство развития эмоциональной сферы личности детей раннего дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы, посвященные слушанию музыки как средству развития психоэмоционального состояния дошкольников раннего возраста. Автор обозначает основные задачи и исследует методы и приёмы данного вида музыкальной деятельности, вклю...
Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации
В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.
Исполнительское дыхание на духовом инструменте
В статье рассматривается вопрос занятий педагога с учащимся в процессе работы над исполнительским дыханием, представлены психолого-педагогические принципы взаимодействия. Проведен анализ исполнительского мастерства как основы успешного начала образов...
Организация музыкально-ритмической деятельности с детьми групп компенсирующей направленности
В статье рассматриваются проблемы, посвященные организации музыкально-ритмических упражнений с детьми групп компенсирующей направленности. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие определенных навыков детей.
Похожие статьи
Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста и его особенности в процессе игровой деятельности
В статье рассматриваются особенности музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Сформулированы задачи музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.
Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников
В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной игры как средству развития творческих способностей дошкольников. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие творческих навыков детей дошкольног...
Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе
В статье рассматриваются особенности использования музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки. Сделана попытка проанализировать результаты исследований с целью выявить основные проблемы интеграции цифровых технологий в различные области музы...
Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Статья посвящена значению музыкально-ритмической и танцевальной видам деятельности в процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста; осуществлен анализ методики обучения движениям ребят согласно этапам их формирования, а так...
Методические аспекты коррекционной работы на музыкальных уроках с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития
В статье изложены методы обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития средствами музыкального искусства. Освещение обозначенной актуальной темы имеет практическую и научную значимость для реализации коррекционных задач образования.
Вокальная работа с одарёнными детьми дошкольного возраста
В статье рассматривается процесс музыкального развития одаренных детей, указываются этапы занятия, способствующие приобретению у одаренных дошкольников вокальных навыков. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в пр...
Слушание музыки как средство развития эмоциональной сферы личности детей раннего дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы, посвященные слушанию музыки как средству развития психоэмоционального состояния дошкольников раннего возраста. Автор обозначает основные задачи и исследует методы и приёмы данного вида музыкальной деятельности, вклю...
Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации
В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.
Исполнительское дыхание на духовом инструменте
В статье рассматривается вопрос занятий педагога с учащимся в процессе работы над исполнительским дыханием, представлены психолого-педагогические принципы взаимодействия. Проведен анализ исполнительского мастерства как основы успешного начала образов...
Организация музыкально-ритмической деятельности с детьми групп компенсирующей направленности
В статье рассматриваются проблемы, посвященные организации музыкально-ритмических упражнений с детьми групп компенсирующей направленности. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие определенных навыков детей.