Музыка как многофункциональный культурный регулятор психофизического состояния человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (370) июль 2021 г.

Дата публикации: 04.07.2021

Статья просмотрена: 273 раза

Библиографическое описание:

Сигова, О. В. Музыка как многофункциональный культурный регулятор психофизического состояния человека / О. В. Сигова, С. Н. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 133-136. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83095/ (дата обращения: 16.12.2024).



Постановка проблемы. Жизнедеятельность современного человека, особенно живущего в мегаполисах, которых в России насчитывается шестнадцать, приобретает черты экстремальности, что связано с повышенными урбоэкологическими, профессиональными, транспортными и эпидемическими нагрузками. Спорт является моделью активной жизни людей, и в условиях быстрого роста нагрузок последние 40 лет спортивная деятельность признана экстремальной.

Как же среди огромного мегаполиса или в плотном графике соревнований с их ускоренной динамикой, отражающей стремительность перемен в нашу глобальную эпоху, сохранить самообладание, не растерять человеческие эмоции, не утратить здоровье?

Каждый разумный человек, который воспринимает и осознает эти угрозы, начинает искать способы их преодоления, что в современной психологии оценивается как правильная стратегия-копинг, по сравнению с игнорированием и другими приёмами вытеснения из сознания проблемной ситуации [2]. Современная наука, в тесном взаимодействии с искусством [1], дает людям возможность сохранить чувство уверенности, самообладания и саморегуляции своего поведения для того, чтобы достойно пройти жизненный путь, развить способности управлять жизненными проблемами.

Если обратится к личному опыту, то для первого автора статьи Сиговой О. В. ответ на вопрос о способах преодоления жизненных нагрузок и напряжений вытекал из истории ее рода, поскольку автор является музыкантом в третьем поколении. Поэтому естественным способом саморегуляции, полученным при рождении, стала музыкотерапия.

Музыкотерапия как целительное, то есть возвращающее Душе человека гармонию целостности, вместо раздробленности явлений психической жизни, является актуальным направлением научно-практической психологии. Оно занимается исследованием проблем Человека, а именно неразрывной связи его существования с безграничным миром музыки на периоде взросления ребенка, а при достижении взрослости при выполнении разных видов деятельности, в том числе спортивной.

В таком понимании универсальности музыки как невербального средства коммуникации и взаимопонимания людей, развитие человека непременно должно сопровождаться его музыкальным развитием.

Основная часть . Многим людям приобщиться к музыке помогает чувство интуиции, присущее каждому человеку в большей или меньшей степени, помогающее искать и находить способы саморегуляции, соответствующие психофизической природе человека. Великий педагог Ян Амос Коменский определил такую гармонию личности ребенка и метода обучения, а в области психологии — метода саморегуляции человека, как природосообразность [цит. по 6] . В этом случае значительно расширяются возможности личностного развития.

Кроме того, у каждого гражданина и личности существует определенная мера социальной ответственности за окружающих близких людей, за социум, в котором он совершает жизненный путь, то есть стремление к социально-культурному взаимодействию с людьми, которое определяется как культуросообразность. Каждый находит свои способы регуляции психоэмоционального состояния, детерминированные опытом и культурно-ценностными ориентациями. В случае, если это затруднительно, жизненное и душевное равновесие не восстанавливается, то человек вынужден обращаться за психологической помощью.

В некоторых случаях выбор метода саморегуляции своего душевного мира предопределен. Это чаще всего семейное влияние, но не только у великих музыкантов, но и общинное воздействие песенно-фольклорной культуры на сельских детей.

Однако личных представлений недостаточно для понимания психотерапевтической роли музыки в современной практической психологии. Необходимо проанализировать научные данные. Эффективность влияния музыки экспериментально была доказана еще в XIX веке В. М. Бехтеревым [3], хотя интуитивно музыку в целях лечения применяли с древних времен.

На психолого-эстетическом уровне музыка отражается на настроении человека и его эмоциях. Она способна вызывать различные ассоциации и активизировать воображение и фантазию. На физиологическом уровне звуковые волны воздействуют как сенсорные сигналы на органы слуха, тем самым приводят к активации биохимических процессов в организме на клеточном уровне. Благодаря данному феномену музыки, музыкотерапию используют не только для лечения «душевных травм», но и в комплексной терапии для устранения многих заболеваний вегетативных органов и систем организма.

Но как же определить, какую музыку нужно слушать для нормального функционирования психики? Здесь человек должен прислушаться к своему внутреннему «я» и понять, какая музыка ему более близка: рок, легкий джаз либо звуки классической музыки, а также звуки природного происхождения (пение птиц, звуки ветра и моря). Релаксационное, расслабляющее влияние музыки используется в различных психотерапевтических программах. Как правило, аудиозаписи звуков природы, мантры, колыбельные и народные песни создают ощущение защищенности и полного спокойствия. Они оказывают положительное влияние не только на психику человека, но и нормализуют кровообращение, работу органов сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем организма [6, 7].

Наряду с гармоничной классической музыкой, богатый бурными событиями войн и революций XX век, породил жесткие и предельно громкие ритмы. Что же происходит с нервной системой любителей таких направлений, как рок, хеви-метал, шансон, хаус и др. Можно предположить, что долгое прослушивание такой музыки будет приводить к быстрому переутомлению, повышенной раздражительности, развитию тугоухости, что грозит падением и потерей слуха. У слушателей, как правило, подросткового и молодого возраста с незавершенным формированием нейропсихических процессов, чрезмерное возбуждение сменяется истощением, охранительным торможением ЦНС и коры головного мозга. Зачастую мы видим, как исполнители данных направлений в музыке переходят в аффективные состояния, разбивают на сцене в момент выступления свои инструменты [3].

В отличие от тяжелого рока и родственных ему стилей, которые из-за патогенного влияния на психику трудно отнести к музыкальным произведениям, классическая музыка обладает весьма эффективными терапевтическими свойствами. Звуковые колебания классических произведений настолько гармоничны, что приводят к умиротворению и спокойствию, помимо этого снимают чувство нервозности и приводят к полнейшему расслаблению. Кроме этого, произведения великих композиторов-классиков способны даже повышать трудоспособность. Это можно объяснить природосообразным, умеренно активирующим влиянием на нейрофизиологические процессы в коре ГМ [6,7].

Однако к музыкотерапии нельзя подходить упрощенно, якобы поставил хорошую музыку — и стал здоровым. Музыка может как помочь, так и навредить. Например, музыканты Харьковской филармонии, которые получили авторское право на специальные концерты для беременных, утверждают, что музыка Вивальди, Моцарта, Гайдна и Штрауса очень благотворно влияет на плод, а Баха — негативно [6, 7]. То есть в области музыкотерапии идет непростая работа по накоплению данных о влиянии многообразия музыкальных произведений на различные группы населения.

Самой благотворной для организма в музыкотерапии, что подкреплено научными исследованиями, считается музыка Вольфганга Амадея Моцарта. Она не быстрая и не медленная, не тихая и не громкая, плавная и не монотонная. Музыка Моцарта является уникальным средством от стресса и депрессий. Более того, она очень эффективно воздействует на кору головного мозга, что способствует лучшему запоминанию текстов и изучению иностранных языков. К примеру, «Соната для фортепиано № 11 ля мажор» повышает тонус, улучшает настроение и избавляет от мигрени. В Мюнхене немецкие доктора рекомендуют больным прослушивать сочинения Вольфганга Моцарта и Людвига ван Бетховена, особенно те произведения, в которых звучит кларнет , именно они оказывают положительное воздействие на сердечно-сосудистую систему и регулируют кровообращение [6, 7].

Мазурка и прелюдия Шопена и вальсы Штрауса и Рубинштейна помогут избавиться от чувства тревоги и повысят вашу самооценку.

По мнению немецких врачей, для повышения настроения и жизненного тонуса, активности следует слушать Шестую симфонию Чайковского, Увертюру Бетховена к драме «Эгмонт», Прелюдию № 1, опус 28, Шопена и Венгерскую рапсодию № 2 Листа. Но я не разделяю эту точку зрения. Однако в музыкотерапии, наряду с обобщенными рекомендациями, особенно важен индивидуальный подход. Например, «Симфония № 6» Чайковского может не тонизировать, а вызывать драматические переживания.

Результаты собственных исследований . Для исследования представлений современной студенческой молодежи о музыке Сиговой О. В. была разработана анкета «Музыка в моей жизни», включающая 13 вопросов и проведен пилотный опрос студентов-психологов. Число респондентов 7 человек, возраст от 18 до 35,4 лет (таблица 1).

Таблица 1

Результаты опроса студентов-психологов обоего пола 18–35,4лет с использованием анкеты «Музыка в моей жизни»

Вопрос

Варианты ответов, %

а

б

в

2

Ваше отношение к богатству и многообразию мира музыки как важнейшей области человеческой культуры?

Ценю

71 %

Повышаю муз.грамот.

14 %

З/о

15 %

4.

Какие направления и стили музыки Вы предпочитаете?

Классич

30 %.

Легкую

14 %

З/о

66 %

6.

Посещаете ли вы музыкальные концерты, фестивали?

Да, часто

14 %

Нет

86 %

-

8.

Как Вы относитесь к бардовской песне?

Исполн

45 %

Слушаю

15 %

З/о

40 %

9.

В настоящее время, владеете ли вы умениями игры на музыкальном инструменте?

Муз. шк, играю

42 %

Хочу обуч.

14 %

З/о

44 %

12

Будете ли Вы давать Вашим детям музыкальное образование и воспитание?

Да

0

Нет

100 %

-

13

От каких факторов зависит восстановление роли музыкальной культуры в Российском обществе?

Госполитика

42 %

Благосост. людей

14 %

Культура людей

14 %

Примечания : З/о — вариант ответа респондентов «затрудняюсь ответить»

Полученные данные показывают, что около половины респондентов не могут определиться с отношением к музыке. Это понятно, поскольку 85 % опрошенных не посещаю музыкальные мероприятия и не слушают «живую» музыку. Около половины опрошенных имеют начальное музыкальное образование, полученное в детстве. Однако респонденты не планируют дать своим детям начальное музобразование, что свидетельствует о нарушении преемственности музыкальной культуры в обществе. На этот процесс влияет не только платность обучения детей, но в большей степени непонимание молодыми родителями роли музыки в жизни человека, в том числе, ее благотворного влияния на организм и психику.

Поэтому требуется большая просветительская работа для повышения роли музыки в жизни нашего общества.

Заключение: Подводя итоги исследований, можно сказать следующее: вот уже более 20 лет Сигова О. В. музицирует в духовом оркестре на кларнете. Накопленные личный опыт и данные проводимых научных исследований показывают, что музыка необходима для гармоничного, созидательного, целеустремленного существования любому человеку. Пониманию роли музыки способствует углубленное изучение влияния музыкальных инструментов на психоэмоциональное состояние человека как в напряженных жизненных ситуациях, так и профессиональной и спортивной деятельности.

Сигова О. на выступлении Духового оркестра г. Высоковск

Рис.1. Сигова О. на выступлении Духового оркестра г. Высоковск

Литература:

  1. Выготский Л. С. «Психология искусства» / Л. С. Выготский. — М.: Наука, 1987–344с.
  2. Либина А. В. Совладающий интеллект. Человек в сложной жизненной ситуации./ А. В. Либина. — М.: Эксмо, 2008. — 400 с.
  3. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика [Текст]: Учебное пособие для студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования / Под. ред. Г. М. Цыпина. — М.: Академия, 2011. — 384 с.
  4. Сакс Оливер Музыкофилия. Издание на русском языке / О. Сакс. — AST Publishers, 2017
  5. Чуприкова Н..И. Умственное развитие. Принцип дифференциации. Серия «Мастера психологии» / Н. И. Чуприкова. — СПб.: Питер, 2007. — 448 с.
  6. https://bestlavka.ru/muzykoterapiya-vliyanie-muzyki-na-organizm-cheloveka/
  7. https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2018/01/25/muzykoterapiya-vliyanie-muzyki-na-organizm-cheloveka
Основные термины (генерируются автоматически): музыка, головной мозг, жизненный путь, какая музыка, моя жизнь, музыкальная культура, произведение, спортивная деятельность.


Похожие статьи

Педагогика сотрудничества как фактор гуманизации образовательной среды

Музыкальная информатика как структурная единица в системе подготовки будущего музыканта-исполнителя

Музыка как средство коррекции психоэмоционального состояния человека

Мультипликация как способ влияния на формирование социокультурной идентичности ребенка

Кукольный театр как эффективное средство развития эмоционально-нравственной сферы детей дошкольного возраста

Культура как инструмент внешней политики государства

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Детская организация как фактор социального становления личности ребенка

Этническая музыка как средство формирования гуманистических ценностей на уроках музыки

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности

Похожие статьи

Педагогика сотрудничества как фактор гуманизации образовательной среды

Музыкальная информатика как структурная единица в системе подготовки будущего музыканта-исполнителя

Музыка как средство коррекции психоэмоционального состояния человека

Мультипликация как способ влияния на формирование социокультурной идентичности ребенка

Кукольный театр как эффективное средство развития эмоционально-нравственной сферы детей дошкольного возраста

Культура как инструмент внешней политики государства

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Детская организация как фактор социального становления личности ребенка

Этническая музыка как средство формирования гуманистических ценностей на уроках музыки

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности

Задать вопрос