Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Этническая музыка как средство формирования гуманистических ценностей на уроках музыки

Педагогика
26.12.2020
324
Поделиться
Библиографическое описание
Кушов, З. Э. Этническая музыка как средство формирования гуманистических ценностей на уроках музыки / З. Э. Кушов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 420-423. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77083/.


В современных условиях учитель не сможет осуществлять полноценное эстетическое воспитание детей вне обращения к лучшим образцам этнической культуры. Селькупская музыка не в полной мере используется в общеобразовательных школах нашего округа. Учащиеся почти не поют селькупские песни (даже на стойбищах), не знают сочинений северных композиторов, да и имена последних, в ряде случаев, затрудняются назвать. Далеки от проблемы освоения национального музыкального материала и учителя, прежде всего, по причине их хронической малочисленности, а также потому, что учитель музыки не располагает в настоящее время достаточным количеством необходимой нотной литературы, пластинок, аудиозаписей. Весьма ограниченные возможности музыкального исполнительства в округе (удаленность поселений, бездорожье, недостаточный музыкальный материал) заметно тормозят дело музыкально-эстетического воспитания в школе. Практика показывает, что возможности этнической музыки по реализации гуманистических идей в обучении учащихся, особенно подросткового возраста, как решающего этапа в становлении мировоззрения личности, созревании когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок для этого процесса, используются еще не в полной мере. Сложившееся противоречие между потенциальными возможностями музыкального этнического искусства в формировании гуманистических убеждений подростков и отсутствием их полноценной реализации в педагогическом процессе обусловило актуальность проблемы выявления и обоснования педагогических возможностей предмета «Музыка» в формировании гуманистических ценностей на основе этнической музыки.

Каким образом селькупская этническая музыка влияет на формирование гуманистических ценностей у учащихся? Какие ценности привлекательны для школьников нашей школы? В моем исследовании была составлена анкета, где указаны четыре направления, по которым учащиеся должны были определить свои наклонности, выбрать соответствующее направление:

  1. Классическая музыка. К ней относятся выдающиеся произведения композиторов прошлого и современности (И. С. Бах, В. А. Моцарт, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Д. Д. Шостакович, С. В. Рахманинов, Г.Свиридов и др.).
  2. Селькупская этническая музыка — фольклор, создаваемый народными певцами и исполнителями (Агичева Н. Н., Чекурмин К. С., Баякина В., Дибикова Л. А., Ирикова М. И. и др.)
  3. Популярная музыка пользуется наибольшей любовью у людей разного возраста. Она не сложна по содержанию, доступна для любителей. Сюда входят, например, песни А.Пахмутовой, И.Крутого, И.Николаева, О.Газманова, а также песни, написанные самодеятельными композиторами-бардами: В.Высоцким, С.Никитиным, В.Митяевым и др. К популярной музыке относятся и произведения, исполняемые молодежными вокально-инструментальными ансамблями.
  4. Современная эстрадная музыка — вид развлекательного искусства. Она очень популярна на радио, ТВ. Большой популярностью среди молодежи пользуются современные эстрадные ансамбли, такие как группа «Блестящие», «Дискотека Авария», певцы российской и зарубежной эстрады.

Таблица предпочтений музыкальных жанров подтверждает, что развлекательная музыка занимает ведущее место у сегодняшних учеников (таблица 1).

Таблица 1

Музыка, предпочитаемая в % соотношении от числа опрошенных

Какую музыку вы любите?

Ответы

1

классическую

19

2

популярную

30.9

3

этническую

3,8

4

современную эстрадную

46,3

Большинство опрошенных учеников привлекает рок-музыка, хип-хоп, регги, рэп. По их мнению, рок-музыка помогает поднять настроение, снять напряжение, легко запоминается.

Какие концерты посещают сегодняшние ученики? (Таблица 2).

Таблица 2

Посещение концертов в % соотношении

Концерты

Ответы

Классическая музыка

13,2

Популярная музыка

27,7

Этническая музыка

3,8

Современная эстрадная музыка

33,3

Не посещаю

21,9

Поскольку подростки отдали предпочтение рок-музыке и концертам эстрадной музыки, необходимо расширить культуру подростков через разнообразие видов музыкальной культуры, воплощающих гуманистические ценности, созданные человечеством, которые влияют на формирование общечеловеческих ценностей, а это могут быть только высокохудожественные классические произведения, устное народное творчество, фольклор, этническая музыка. Проведенный анализ соотношения музыкальных предпочтений учащихся и общечеловеческих ценностей показал, что классическая музыка в большей степени влияет на формирование последних. Коэффициент корреляции составляет 0,9, что свидетельствует о весьма высокой степени этого влияния. У учащихся младших классов еще не сформирована система взглядов, они не в состоянии иметь устойчивые мировоззренческие суждения, не говоря уже об убеждениях. В подростковом возрасте, для которого характерно наличие обобщенно-аналитического и понятийного мышления, мировоззренческие элементы приобретают большую устойчивость. Поэтому важно именно в этот период придать мировоззренческим убеждениям учащихся подлинно гуманистический характер. Гуманизм в современной трактовке определяется через проблему создания самого себя, природы и культуры; самопознания и развития качеств и способностей личности. Знакомясь на уроках музыки с селькупскими легендами и мифами учащиеся узнают о том, как появились земля и небо, реки и болота, и сказки, в которых люди встречались с богами, духами и чудовищами. Любимым персонажем селькупского эпоса был — Итте, хитрый, дерзкий, находчивый и своенравный. Учащиеся узнают о рождении Итте, о его долгой вражде с кровожадным людоедом Пюнегусе, о встречах с птицей и рыбой-мамонтами, с лесными и речными духами. Они узнают историю мира с точки зрения селькупов, от сотворения земли и неба и до их появления от Итте.

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу о том, что человек — не без роду и племени. Он должен знать своих предков, знать историю своей семьи, народа; знать не только свое место в этой цепи, но и стараться сберечь в чистоте имя своих предков, прославить его добрыми делами. Патриотизм, любовь к своему народу, беззаветное служение Отечеству, дружба, верность и единство являются основными идеями эпоса.

Гуманистическая направленность урока музыки представлена ярко и выпукло в силу специфики основного художественного образа музыкального искусства — Человека во всей его целостности и полноте. Задача учителя музыки — не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами этнического музыкального искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Уроки музыки помогают школьникам ориентироваться в мире этнической музыки, прививают им вкус и приобщают средствами искусства к высшим гуманистическим ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни. Учащиеся среднего звена в ходе занятий, знакомясь более детально с образами богатырей мифов и легенд селькупов, обсуждают такие понятия как справедливость, уважительное отношение не только к себе, но и к родным, близким. Искореняя зло и утверждая добро, защищая интересы угнетенных и обездоленных, богатыри мифов и легенд селькупов не различают, к какой национальности относятся последние. Гуманистические ценности, которые несут селькупские мифы и легенды, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника. Ребята должны применять знания в конкретной жизненной ситуации, учиться оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев. На занятиях я формирую у подростков гуманистические ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечества. Самостоятельность и ответственность воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и других людей. Примеры героев устного народного творчества селькупов учат подростков взрослости, которая определяется не возрастом, а умением решать самостоятельно возникшие проблемы. Сила человека — в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизни без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать свой внутренний мир, принимать правильные решения и брать на себя ответственность за свои поступки.

В формировании гуманистических ценностей подростков хорошим примером им могут служить селькупские легенды и сказания, рассказывающие о происхождении народа, природных явлений, животных и др., о приключениях богатырей и народных героев, о встрече человека с мистическими существами.

Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к другому человеку и самому себе. По мнению психологов, этот «другой» становится для подростка критерием и мерой познания собственного «я», критерием Истины (Т. А. Мерцалова). Поэтому возникает задача сделать круг его общения шире, разнообразнее и содержательней. «Объектами», призванными войти в систему его ценностей, могут стать выдающиеся личности, сведения о которых содержатся в устном народном творчестве, фольклоре, этнических песнях (Мать-Прародительница и её муж Змей-Радуга. Они родили первого духа-ребенка. Путешествуя по огромному острову, Мать-Прародительница, имевшая у селькупов несколько имен — Мумина, Кадари, Кунапи, оставляла в разных местах своих духов-детей, которые и дали начало различным родам селькупов. Именно праматерь дала будущему северному народу язык и научила ремеслам, открыла тайны магии и знахарства.). Вслед за отбором и дидактической переработкой этих «объектов» педагоги должны быть готовы к принятию их в качестве собственных ценностей — в противном случае они не станут потребностью для учащихся. Таким образом, очевидно, что решение проблем формирования гуманистических ценностей непосредственно связано с психологической перестройкой кадров, их психолого-педагогической подготовкой, развитием профессионально-педагогической направленности и гуманизацией ценностно-ориентационной сферы, диалогизацией педагогического общения. Гуманистическая ценностная ориентация учителя заключается в единстве личностного способа жизни и форм педагогического сотрудничества. Мера реализаций условий воспитания — связана с учетом особенностей среды. Морально-психологический климат школьных коллективов; морально-психологическая атмосфера семей учащихся; круг внеурочного и внешкольного общения детей; круг их неформального общения. Сведения по этим показателям можно получить в процессе совместной деятельности с учащимися, родителями, другими педагогами; методом наблюдения; в ходе посещения семей; в процессе ежедневного общения. В этом случае важным является и формирование такого чувства как коллективизм.

Решающую роль в формировании общечеловеческих ценностей играет семья, отношение к музыке в семье. Пример родителей — основополагающий фактор влияния на подрастающее поколение. Озабоченность большинства семей в современной ситуации проблемой материального благополучия негативно сказывается на воспитании детей, но семья всегда оказывала и будет оказывать большое влияние на ребенка. Это подтверждается моими исследованиями. На вопрос: «Кто оказывает влияние на Ваши взгляды об окружающем мире?" — 77 % детей ответили — «родители», 24 % — «школа», остальные назвали другие источники влияния (друзья, соседи, кружковцы и т. д.). Опрос родителей, беседы с учителями, позволяют наметить два основных направления работы с родителями: 1)музыкальное просвещение родителей; 2) методическая подготовка по формированию общечеловеческих ценностей (в виде факультативов, лекториев, проведения индивидуальных бесед, консультаций, с приглашением родителей на открытые уроки по музыке и на различные музыкальные вечера, а также привлечение к активному участию в лекториях самих родителей). Многолетний опыт работы в школе показал, какие большие возможности таятся в объединённых действиях преподавателей, детей, родителей. В таком сотрудничестве мы имеем возможность в малые сроки готовить концерты-беседы (более 6 за учебный год). Главным в этой работе является глубокое общение в процессе подготовки, осмысление темы-идеи. («Воспитательное значение селькупской этнической музыки», «Особенности селькупской этнической песни.) Причём дети участвуют как полноправные сотрудники в процессе складывания концепции. Отсутствуют традиционные в таких случаях общие репетиции. Участники договариваются о форме и структуре, каждый отвечает за свою часть работы и за гармоничность целого. Атмосфера на концертах-беседах, концертах-уроках в этом случае становится более живой, творческой… Внимание утверждается не на исполнителях и исполнении, но на осмыслении и сопереживании. Когда установлены сотруднические отношения между преподавателями и учащимися, обусловленные общностью труда и цели, тогда действует один из важнейших гуманистических принципов воспитания: «Не взрослый учит ребёнка, но ребёнок учится у взрослого». Музыкально-просветительская деятельность как общее дело преподавателей и учащихся, родителей, дает «жизненность», естественность учебному процессу, делая его «самой жизнью ребенка в музыке». Сотрудничество и принцип «не взрослый учит ребенка, а ребенок учится у взрослого» — следствие воспитания в свободе, возможной и естественной в условиях существования живого «ритма» общей задачи. Тогда и качества, традиционно являющиеся «объектом» и целью воспитания: активность, сознательность, инициативность, — не самоцель, но суть следствия реализации духовной жизни ребенка в процессе учения. В свободное от занятий время, включаясь вместе с детьми в игровую деятельность, я стремлюсь передать детям неисчерпаемые богатства народной игры, ввести ребенка в школу освоения нравственного, трудового опыта социальной жизни. В музыкальной игре «Тапчел наи» (песня при проведении обряда поклонения огню) проявляются в единстве не только ловкое и сильное движение, драматическое действие, пение, но и содержится масса сведений о том, как селькупы относились к огню, какие существовали запреты по отношению к огню. Вместе с игрой, дети впитывают бережное отношение к окружающей действительности, к природе, к огню как источнику жизни, осознают свою сопричастность ко всему, что происходит в жизни, проникаясь нежностью и напевностью мелодии, плавными повторами.

Задача учителя музыки — не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа.

Обращение к селькупским национальным мифам и легендам на уроках музыки обозначил ряд не потерявших актуальности проблем: связь и преемственность поколений; идеал совершенного человека; закономерности формирования гуманистических ценностей личности (наставления благопожелании и т. д.); роль личного примера героев мифов и легенд селькупов в воспитании, очертил мысль о человеколюбии, миролюбии. От года к году у учащихся углубляется и расширяется объем таких понятий, как долг, честь, совесть, доброта, ответственность, целомудрие, послушание, благочестие, бескорыстие, милосердие, терпение, любовь, сострадание, верность, любовь к Родине, чувство интернационализма, равенство и дружба. Будучи выявлены, структурированы, дидактически переработаны и приняты педагогом в качестве личной системы ценностей, они могут стать основой системы ценностных ориентаций подростков, проявляющих, в силу возрастных особенностей, повышенный интерес к поиску идеалов и смысла жизни, а также ядром формирования гуманистических ценностей подростков в массовой школе.

В целом можно констатировать, что реализация гуманистических ценностей на уроках музыки в процессе использования этнической музыки существенно влияет на формирование гуманистических ценностей подростка, становление его внутреннего мира, на качество воспитания и образования.

Литература:

  1. В. В. Быконя, А. А. Ким Сказки нарымских селькупов: книга для чтения на селькупском языке с переводами на русский язык Томск: АО «Издательство НТЛ», 196. — 187 с.
  2. Давлетшина Д.М Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях: Автореф. дисс.... канд. социол. наук. — Казань, 1998
  3. И. Н. Гемуев Легенды и были таежного края — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. — 176 с.
  4. Панькин А. Б. Формирование этнокультурной личности. — М.:ООО «Большая медведица» — Элиста: КГУ.2004.-272 с.
  5. Сергей Кожушко. Журнал «Тайны ХХ века» № 20 2010 г.
  6. Развитие личности как стратегия гуманизации образования. /Сб.материалы V международной научно-практической конференции г.Ставрополь,2006.- 188 с
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 420-423):
Часть 6 (стр. 383-461)
Расположение в файле:
стр. 383стр. 420-423стр. 461

Молодой учёный