Введение курса «Музыкальная информатика» в структуру общетеоретической подготовки специалиста-гуманитария обусловлено актуальностью изучения информационных технологий в сфере современной музыкальной культуры и образования. Музыкальная информатика является частью основной профессиональной образовательной программы — программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов).
Содержание дисциплины тесно связано с материалом, ранее изучавшимся в музыкальном колледже в рамках предмета «Математика и информатика»». Особенность изучаемого курса состоит в том, что данный предмет концентрирует основные сведения по теории и практике работы на персональном компьютере, необходимые в современных социокультурных условиях для дальнейшей профессиональной самореализации выпускников.
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
– понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
– организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
– решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
– осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
– использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
– работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством;
– ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;
– самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
– ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
– осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями;
– создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия различными возрастными группами слушателей;
– применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.
Главная цель курса — обучить музыкантов практическому применению компьютерных технологий в области музыкального искусства.
В процессе обучения студентов могут использоваться различные формы работы: лекционные и практические занятия, различные виды самостоятельной работы.
В структуре курса «Музыкальная информатика» в основном выделяют следующие разделы:
– Устройство персонального компьютера,
– Файлы и файловая система,
– Программное обеспечение компьютера
– Оцифровка звука,
– Звуковые редакторы,
– Технология набора и редактирования нотного текста,
– Аппаратное обеспечение компьютерных сетей,
– Коммуникации в глобальной сети Интернет».
Большое внимание уделяется изучению разделов «Оцифровка звука», «Звуковые редакторы», «Технология набора и редактирования нотного текста», так как изучение этих тем находит свое отражение в профессиональной деятельности.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
– формирование первоначального представления о возможностях современных компьютерных технологий в работе со звуком и мультимедиа;
– выработка у учащихся потребности и умения самостоятельно использовать динамично развивающиеся компьютерные технологии в целях повышения эффективности своей профессиональной (исполнительской и преподавательской) деятельности.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций:
– знать способы использования компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности, часто используемые компьютерные программы для записи нотного текста, основы MIDI-технологий;
– уметь делать компьютерный набор нотного текста в современных программах, использовать программы цифровой обработки звука, ориентироваться в частой смене компьютерных программ.
Вследствие постоянного обновления и совершенствования вычислительных систем изначально и на сегодняшний день дисциплина «Музыкальная информатика» является одной из самых динамически изменяющихся. Происходит улучшение технических характеристик аппаратного обеспечения, создаются новые версии существующих программ и разрабатывается совершенно новое программное обеспечение, меняются стандарты, интерфейсы, протоколы. В связи с этим преподаватель должен все время самосовершенствоваться и постоянно следить за изменениями, происходящими в данной области. Освоение предмета ведется последовательно, по темам, отражающим базовые технологии работы в конкретной среде. Основные идеи методики проведения практических занятий по изучению прикладных программных сред состоят в следующем:
– освоение среды начинается с наиболее востребованного для постоянной работы инструментария с последовательным подключением других типовых средств и инструментов;
– в каждой теме студенты знакомятся с заданием, которое необходимо выполнить в конкретной среде;
– после ознакомления с заданием происходит изучение технологии его выполнения. Приводится пооперационная последовательность действий, которую должен выполнить каждый учащийся, то есть указывается, какую клавишу следует нажать, какой пункт меню или параметр надо выбрать и т. п.;
– при выполнении каждого пункта технологии студент сравнивает получаемые на экране монитора результаты с приводимым в практической работе эталоном.
– для закрепления полученных практических умений предлагается самостоятельно выполнить аналогичные индивидуальные задания.
Работая на компьютере, студенты осваивают инструментарий прикладной среды в процессе создания электронных документов: от простейших — на начальном этапе освоения среды, до составных — на завершающем этапе
Оценка качества освоения учебной дисциплины Музыкальная информатика включает текущий контроль, промежуточную аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля освоения учебной дисциплины Музыкальная информатика используются практические работы, письменный и устный контроль, различные виды самостоятельной работы студентов (анализ текстов; подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентаций).
В качестве средства промежуточного контроля используется контрольный урок, который проводится в период промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом. Подготовка к контрольному уроку требует освоения базового объема учебного материала и умения демонстрировать приобретенные знания.
В конце курса обучения в соответствии с учебным планом проводится дифференцированный зачет, который может проходит в форме устного собеседования либо в виде тестирования.