Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)

Статья просмотрена: 1323 раза

Библиографическое описание:

Белодедова, Т. В. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки / Т. В. Белодедова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 85-86. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3351/ (дата обращения: 16.12.2024).

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью учащихся и, которые не наносят прямого или косвенного вреда.

Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? При рациональной организации уроки музыки способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально — энергетического тонуса учащихся. Поэтому учителю нужно творчески подходить к планированию урока и его проведению. На уроке необходимо применять и чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видео сюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания, развитию интереса у учащихся к предмету.

Начинать урок всегда стараюсь с музыкального приветствия, что является своеобразной распевкой и эмоциональным настроем. При подготовке к исполнению песен использую фонопедические упражнения Емельянова и элементы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. После прослушивания музыкальных произведений стараюсь выслушать каждого, желающего высказать своё впечатление. В 5–6 классах предлагаю детям, слушая музыку, сразу излагать свои мысли письменно в виде эссе. Например, «Слушая «Лунную сонату»…», «Мне понравилась эта музыка, потому,что…». На уроках, где преобладает устная работа, для повышения умственной работоспособности детей, снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, укрепляется иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Известно, что к мyзыке, как к спасительнице, обpащались ветхозаветный мyзыкант Имхотеп, египетский жpец Шебyт-м-Мyт. В III в. до н. э. в Паpфянском цаpстве был выстpоен специальный мyзыкально-медицинский центp. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных пеpеживаний. Этот вопрос актуален и сейчас. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Музыкотерапия становится признанной наукой. Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арт-терапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все чаще поражают учащихся. Уроки музыки могут дать уникальную возможность реализовать в школе здоровьесберегающие технологии. Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:

  • музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;

  • повышает и понижает мышечный тонус;

  • стимулирует появление эмоций;

  • улучшает вербальные и арифметические способности;

  • стимулирует процессы восприятия и памяти

  • активизирует творческое мышление;

Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет «Лунная соната” Л. Бетховена, «Времена года” П. И. Чайковского. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать «Полонез” Огинского, а улучшит работу сердца «Элегия” С. Рахманинова и «Бал” симфония Л. Бетховена. Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма «Овод” Д. Шостаковича.


Литература:

  1. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. — М.: Росток, 1985.

  2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. М.,2004.

  3. Рылькова В. А. Проблема духовности в современной педагогике и музыкальное искусство //Проблемы подготовки, аттестации и повышения квалификации педагогических кадров: Сб. научных трудов / Под ред. проф. В. П. Симонова. -М., 2001. — Вып. 2 — С.64–67.

Основные термины (генерируются автоматически): III, здоровье учащихся, Лунная соната, музыка, нервное напряжение, урок, урок музыки.