Применение здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.

Дата публикации: 28.02.2020

Статья просмотрена: 4205 раз

Библиографическое описание:

Винтенбах, И. В. Применение здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования / И. В. Винтенбах, Н. В. Шурганова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/4948/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время особенно актуальна проблема приобщения детей к здоровому образу жизни и применение здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании. Педагоги способны ее решить, реализуя дополнительные общеобразовательные, общеразвивающие программы в творческих объединениях художественной направленности с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся и их индивидуального здоровья.

Проблема формирования у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью при проведении учебных занятий существует достаточно давно. Основная цель УДО — создание условий для развития творческих способностей ребенка в интересах личности, общества, государства, но реализация данной цели невозможна без выполнения следующей задачи: сохранение здоровья, работоспособности детей и исключение переутомления. Поэтому современная система дополнительного образования следует принципу единства состояния здоровья, успешности обучения и творческой реализации.

Труд педагога дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. И проблема здоровья обучающихся стала приоритетным направлением развития образовательной системы. Педагоги в своей работе интегрируют здоровьесберегающую и образовательную деятельность, применяя на своих занятиях компенсаторно-нейтрализующие и информационно-обучающие здоровьесберегающие технологии.

Все применяемые формы: коррекционные и динамические паузы, профилактика зрительного утомления и развития зрения, физкультминутки — гимнастика для улучшения слуха, пальчиковая гимнастика, упражнения для рук и кистей, ног, формирования осанки, двигательные разминки и специальные релаксационные упражнения, массаж лица, речевая гимнастика, подвижные игры во время перерыва между занятиями, беседы, мероприятия — помогают создать на занятиях и вне занятий доброжелательную и дружескую атмосферу, исключая наступление состояния усталости обучающихся. [1].

Воспитание здорового поколения приобретает в наше время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, так же, как и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Задача педагогов — создать условия для здорового развития детей и научить методам сохранения своего здоровья, применяя в своей деятельности правдивую, научно обоснованную и достоверную информацию, то есть использовать в работе здоровьесберегающие технологии и методы.

Создание условий для здорового развития детей предусматривает:

– следование физиологическим основам учебно-воспитательного процесса;

– гигиеническая оценка условий и технологий обучения;

– привитие ЗОЖ;

– использование здоровьесберегающих технологий.

Поэтому педагоги дополнительного образования знают, что здоровьесберегающая направленность работы требует более глубокого и сложного валеологического исследования детей разных возрастных категорий и понимают, что должны делать на занятиях, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье обучающихся.

В результате применения здоровьесберегающих технологий на занятиях наблюдается:

– снижение усталости и утомляемости в течение занятия, повышение мотивации к учебной деятельности, что в итоге влияет на стабильную посещаемость и сохранность контингетна;

– повышение качества участия обучающихся в конкурсах, фестивалях, выставках разных уровней, что в итоге сказывается на количестве полученных достижений;

– научившись ценить и беречь свое здоровье, обучающиеся внимательнее относятся к окружающим, близким и даже незнакомым людям, никогда не пройдут мимо человека, попавшего в беду [2].

Художественная направленность по-прежнему одна из самых массовых и популярных среди детей и родителей. Педагоги этой направленности стараются решить проблему сохранения здоровья обучающихся в течение учебных занятий, используя различные здоровьесберегающие технологии, которые с одной стороны являются составной частью процесса обучения, а с другой — условием обеспечивающим реализацию программ.

К педагогам всегда предъявлялись высокие требования. Они сформированы в нормативно-правовых документах и предполагают не только гуманистическую направленность личности, готовность к определенному виду деятельности, но и наличие глубоких психолого-педагогических знаний, широкой общей и профессиональной культуры. Поэтому роль педагога дополнительного образования заключается в создании условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности каждого обучающегося. В системе дополнительного образования одной их форм здоровьесберегающей деятельности являются занятия в хореографических объединениях. При реализации образовательных программ в этих объединениях, одной из целевых установок является сохранение и охрана здоровья детей посредством хореографического искусства. Здоровьесберегающие технологии, которые применимы непосредственно в обучении хореографии: организационно-педагогические; педагогические технологии; учебно-воспитательные технологии; физкультурно-оздоровительные технологии. Учебные занятия базируются на изучении «от простого к сложному», от самовыражения себя до участия в общих танцевальных номерах коллектива. Учитывается организация рационального двигательного режима, обеспечивающего удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, что помогает вызвать положительные эмоции, рассмотреть индивидуальность детей и проанализировать их потенциал. С помощью эффективных комплексов упражнений обучающиеся учатся сознательно управлять мышечным аппаратом способствуя оздоровлению и корректировке физических недостатков. Используя эти упражнения педагоги добиваются следующих результатов:

– наблюдаются изменения с положительной динамикой, благодаря целенаправленной работе над комплексом упражнений, направленных на построение правильной осанки и укрепление мышц туловища;

– занятия хореографией способствуют профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы;

– улучшается осанка, гибкость, выносливость;

– вырабатывается привычка заниматься физическими упражнениями;

– снимаются многие психологические комплексы, в том числе депрессии и застенчиваость.

Но какие бы формы и методические приёмы не использовал педагог, все занятия в хореографических объединениях направлены на общее оздоровление ребенка.

Следует отметить и организацию детской деятельности в вокальных объединениях, где здоровьесберегающая практика разнообразна по своему назначению и содержанию: выполнение упражнений на развитие дыхания, дикции, освоение различных видов массажей, изучение ритмотерапии и арт-терапии, применение логоритмиечской и артикуляционной гимнастики. Исходя из индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях широко применяются:

– элементы дыхательной гимнастики по методике разработанной педагогом-вокалистом А. Н. Стрельниковой;

– упражнения для развития артикуляционного аппарата (скороговорки, речевые упражнения, артикуляционная гимнастика, интонационно-фонопедические упражнения) по уникальной педагогической технологии профессионального вокалиста В. В. Емельянова;

– фрагменты системы преподавания пения в речевой позиции педагога-вокалиста Сета Риггса;

– элементы упражнений сценического мастерства из опыта работы композитора Карла Орфа.

Использование этих форм работы позволяет педагогам не только создать условия для проявления и формирования основных черт творческой деятельности каждого обучающегося, но и влияет на продуктивную реализацию задач сохранения и укрепления здоровья. [3].

Приобщение ребенка к миру изобразительного и декоративно-прикладного искусства является одним из основных средств эстетического воспитания, развития творческой активности детей и ценностно-познавательной сферы личности. Организуя работу в этих творческих объединениях педагоги используют различные техники, позволяющие эффективно развивать способности ребенка, тем самым осуществляя работу по формированию ЗОЖ. Современные здоровьесберегающие занятия по ИЗО воспитывают и стимулируют у детей желание вести здоровый образ жизни, учат их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывают им, что жизнь — это прекрасно, вызывают у них позитивную самооценку. В ходе занятий широко используются технологии режима динамической смены поз, динамические игры и паузы, кинезиологические упражнения, цветотерапия, упражнения для глаз, на растяжки и чередование мышечного напряжения и расслабления, дыхательно-голосовые игры, занятия в «движении», мимические упражнения и релаксации. Эффективность образовательного процесса во многом зависит от следующих условий:

– реализация принципа гуманности в отношениях между педагогом и детьми;

– создание на занятиях положительной психо-эмоциональной атмосферы;

– создание комфортной обстановки для занятий, где организована предметно-развивающая среда.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Дополнительное образование вносит весомый вклад в воспитание и оздоровление детей и от нас с вами во многом зависит, насколько бережно и осознанно будут относиться дети к своему здоровью.

Литература:

  1. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей./Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. — М.: Владос, 2002
  2. Кудрявцева В. Г. Развивающая педагогика оздоровления. — М.: Линка-Пресс, 2000.
  3. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. — М.: Владос, 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, занятие, здоровый образ жизни, педагог, создание условий, упражнение, артикуляционная гимнастика, образовательный процесс, творческая деятельность, художественная направленность.

Похожие статьи

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культурой

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной организации

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного учреждения

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Формирование вокально-хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии у детей дошкольного возраста

Повышение эффективности здоровьесберегающих образовательных технологий через анализ факторов риска

Воспитание культуры здоровья и здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Похожие статьи

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культурой

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной организации

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного учреждения

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Формирование вокально-хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии у детей дошкольного возраста

Повышение эффективности здоровьесберегающих образовательных технологий через анализ факторов риска

Воспитание культуры здоровья и здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Задать вопрос