Применение здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования
Авторы: Винтенбах Ирина Владимировна, Шурганова Наталья Викторовна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.
Дата публикации: 28.02.2020
Статья просмотрена: 4205 раз
Библиографическое описание:
Винтенбах, И. В. Применение здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования / И. В. Винтенбах, Н. В. Шурганова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/4948/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время особенно актуальна проблема приобщения детей к здоровому образу жизни и применение здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании. Педагоги способны ее решить, реализуя дополнительные общеобразовательные, общеразвивающие программы в творческих объединениях художественной направленности с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся и их индивидуального здоровья.
Проблема формирования у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью при проведении учебных занятий существует достаточно давно. Основная цель УДО — создание условий для развития творческих способностей ребенка в интересах личности, общества, государства, но реализация данной цели невозможна без выполнения следующей задачи: сохранение здоровья, работоспособности детей и исключение переутомления. Поэтому современная система дополнительного образования следует принципу единства состояния здоровья, успешности обучения и творческой реализации.
Труд педагога дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. И проблема здоровья обучающихся стала приоритетным направлением развития образовательной системы. Педагоги в своей работе интегрируют здоровьесберегающую и образовательную деятельность, применяя на своих занятиях компенсаторно-нейтрализующие и информационно-обучающие здоровьесберегающие технологии.
Все применяемые формы: коррекционные и динамические паузы, профилактика зрительного утомления и развития зрения, физкультминутки — гимнастика для улучшения слуха, пальчиковая гимнастика, упражнения для рук и кистей, ног, формирования осанки, двигательные разминки и специальные релаксационные упражнения, массаж лица, речевая гимнастика, подвижные игры во время перерыва между занятиями, беседы, мероприятия — помогают создать на занятиях и вне занятий доброжелательную и дружескую атмосферу, исключая наступление состояния усталости обучающихся. [1].
Воспитание здорового поколения приобретает в наше время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, так же, как и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Задача педагогов — создать условия для здорового развития детей и научить методам сохранения своего здоровья, применяя в своей деятельности правдивую, научно обоснованную и достоверную информацию, то есть использовать в работе здоровьесберегающие технологии и методы.
Создание условий для здорового развития детей предусматривает:
– следование физиологическим основам учебно-воспитательного процесса;
– гигиеническая оценка условий и технологий обучения;
– привитие ЗОЖ;
– использование здоровьесберегающих технологий.
Поэтому педагоги дополнительного образования знают, что здоровьесберегающая направленность работы требует более глубокого и сложного валеологического исследования детей разных возрастных категорий и понимают, что должны делать на занятиях, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье обучающихся.
В результате применения здоровьесберегающих технологий на занятиях наблюдается:
– снижение усталости и утомляемости в течение занятия, повышение мотивации к учебной деятельности, что в итоге влияет на стабильную посещаемость и сохранность контингетна;
– повышение качества участия обучающихся в конкурсах, фестивалях, выставках разных уровней, что в итоге сказывается на количестве полученных достижений;
– научившись ценить и беречь свое здоровье, обучающиеся внимательнее относятся к окружающим, близким и даже незнакомым людям, никогда не пройдут мимо человека, попавшего в беду [2].
Художественная направленность по-прежнему одна из самых массовых и популярных среди детей и родителей. Педагоги этой направленности стараются решить проблему сохранения здоровья обучающихся в течение учебных занятий, используя различные здоровьесберегающие технологии, которые с одной стороны являются составной частью процесса обучения, а с другой — условием обеспечивающим реализацию программ.
К педагогам всегда предъявлялись высокие требования. Они сформированы в нормативно-правовых документах и предполагают не только гуманистическую направленность личности, готовность к определенному виду деятельности, но и наличие глубоких психолого-педагогических знаний, широкой общей и профессиональной культуры. Поэтому роль педагога дополнительного образования заключается в создании условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности каждого обучающегося. В системе дополнительного образования одной их форм здоровьесберегающей деятельности являются занятия в хореографических объединениях. При реализации образовательных программ в этих объединениях, одной из целевых установок является сохранение и охрана здоровья детей посредством хореографического искусства. Здоровьесберегающие технологии, которые применимы непосредственно в обучении хореографии: организационно-педагогические; педагогические технологии; учебно-воспитательные технологии; физкультурно-оздоровительные технологии. Учебные занятия базируются на изучении «от простого к сложному», от самовыражения себя до участия в общих танцевальных номерах коллектива. Учитывается организация рационального двигательного режима, обеспечивающего удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, что помогает вызвать положительные эмоции, рассмотреть индивидуальность детей и проанализировать их потенциал. С помощью эффективных комплексов упражнений обучающиеся учатся сознательно управлять мышечным аппаратом способствуя оздоровлению и корректировке физических недостатков. Используя эти упражнения педагоги добиваются следующих результатов:
– наблюдаются изменения с положительной динамикой, благодаря целенаправленной работе над комплексом упражнений, направленных на построение правильной осанки и укрепление мышц туловища;
– занятия хореографией способствуют профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы;
– улучшается осанка, гибкость, выносливость;
– вырабатывается привычка заниматься физическими упражнениями;
– снимаются многие психологические комплексы, в том числе депрессии и застенчиваость.
Но какие бы формы и методические приёмы не использовал педагог, все занятия в хореографических объединениях направлены на общее оздоровление ребенка.
Следует отметить и организацию детской деятельности в вокальных объединениях, где здоровьесберегающая практика разнообразна по своему назначению и содержанию: выполнение упражнений на развитие дыхания, дикции, освоение различных видов массажей, изучение ритмотерапии и арт-терапии, применение логоритмиечской и артикуляционной гимнастики. Исходя из индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях широко применяются:
– элементы дыхательной гимнастики по методике разработанной педагогом-вокалистом А. Н. Стрельниковой;
– упражнения для развития артикуляционного аппарата (скороговорки, речевые упражнения, артикуляционная гимнастика, интонационно-фонопедические упражнения) по уникальной педагогической технологии профессионального вокалиста В. В. Емельянова;
– фрагменты системы преподавания пения в речевой позиции педагога-вокалиста Сета Риггса;
– элементы упражнений сценического мастерства из опыта работы композитора Карла Орфа.
Использование этих форм работы позволяет педагогам не только создать условия для проявления и формирования основных черт творческой деятельности каждого обучающегося, но и влияет на продуктивную реализацию задач сохранения и укрепления здоровья. [3].
Приобщение ребенка к миру изобразительного и декоративно-прикладного искусства является одним из основных средств эстетического воспитания, развития творческой активности детей и ценностно-познавательной сферы личности. Организуя работу в этих творческих объединениях педагоги используют различные техники, позволяющие эффективно развивать способности ребенка, тем самым осуществляя работу по формированию ЗОЖ. Современные здоровьесберегающие занятия по ИЗО воспитывают и стимулируют у детей желание вести здоровый образ жизни, учат их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывают им, что жизнь — это прекрасно, вызывают у них позитивную самооценку. В ходе занятий широко используются технологии режима динамической смены поз, динамические игры и паузы, кинезиологические упражнения, цветотерапия, упражнения для глаз, на растяжки и чередование мышечного напряжения и расслабления, дыхательно-голосовые игры, занятия в «движении», мимические упражнения и релаксации. Эффективность образовательного процесса во многом зависит от следующих условий:
– реализация принципа гуманности в отношениях между педагогом и детьми;
– создание на занятиях положительной психо-эмоциональной атмосферы;
– создание комфортной обстановки для занятий, где организована предметно-развивающая среда.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Дополнительное образование вносит весомый вклад в воспитание и оздоровление детей и от нас с вами во многом зависит, насколько бережно и осознанно будут относиться дети к своему здоровью.
Литература:
- Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей./Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. — М.: Владос, 2002
- Кудрявцева В. Г. Развивающая педагогика оздоровления. — М.: Линка-Пресс, 2000.
- Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. — М.: Владос, 1999.