Здоровье сберегающие технологии на занятиях музыкой, досуговой деятельности и в семье детей с ограниченными возможностями в развитии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 28.01.2016

Статья просмотрена: 304 раза

Библиографическое описание:

Мартина, Е. В. Здоровье сберегающие технологии на занятиях музыкой, досуговой деятельности и в семье детей с ограниченными возможностями в развитии / Е. В. Мартина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 874-878. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25638/ (дата обращения: 22.11.2024).



 

Музыка — не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья.

В. М. Бехтерев

 

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей — одна из основных задач педагогов. Дети инвалиды стоят одними из первых в группе риска, поэтому необходимость внедрения здоровье сберегающих технологий в коррекционно-развивающее обучение тем более очевидна. Среди множества факторов, оказывающих влияние на развитие и состояние здоровья ребенка инвалида не маловажное значение отводится музыкотерапии — игротерапии, звукотерапии, ритмотерапии, танцерапии. В практике проведения музыкальных занятий методы и технологии музыкотерапии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, широко используемые методики уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми. Поэтому встала необходимость активизации методической работы по вопросу интеграции здоровье сберегающих технологий в творческое развитие ребенка инвалида.

Цель работы — изучить эффективность использования здоровье сберегающих технологий в творческом развитии детей инвалидов и включение ее в коррекционную творческую деятельность.

Основное внимание в здоровье сбережении и музыкальной психотерапии уделяется специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятие комплексов, чувства страха, постановка дыхания, двигательное раскрепощение, а особенно ребенка с ДЦП, так как все эти проблемы у него выражены ярче. Итак, перейдем к самим технологиям — то есть к приемам сохранения и укрепления здоровья путем музыки.

Музыкотерапия.

Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают две формы: активную — двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий, и пассивную — прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

В детском учреждении и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

                   Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом: И. С. Бах «Шутка», И. Штраус «Вальсы», Д. Б. Кабалевский «Клоуны», Ю. Энтин, А.Рыбников «Бу-ра-ти-но», Ю. Энтин, В. Шаинский «Антошка».

                   Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются: И. С. Бах «Прелюдия до мажор», В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Сонаты», П. И. Чайковский «Времена года», Д. Воскресенский «Мироощущение», «Земное притяжение», «Параллельные миры».

                   Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности: М. П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке», К. Сенс-Санс «Аквариум», П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка».

Для достижения оптимальных результатов в БУ «Реабилитационный центр «Гармония» музыкальные групповые занятия строятся равномерно по следующей схеме: 1) приветствие; 2) ритмическая разминка; 3) упражнения для развития тонких движений пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений; 4) пение, подпевнание; 5) слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах; 6) танцы, хороводы; 7) игры; 8) прощание. На занятиях слушание музыки проходит в два этапа: в начале дети слушают классические произведения, рассматривают картины художников, читают стихи под звучание этих произведений, в конце дети слушают произведения детских авторов, смотрят видеоролики на детские песни, песни советских композиторов, отрывки из детских музыкальных спектаклей и мюзиклов, сопровождая просмотр ритмическими движениями как по указанию педагога, так и самостоятельно.

Вокалотерапия.

Звук, которым поют наши дети, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос — это своеобразный индикатор здоровья человека. Основатель системы оздоровительного физвокализа А. И. Попов, обратил внимание на одну общую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Пример упражнения «физвокализа» — потянитесь, поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову (столб достоинства), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте абсолютно любой мотив, тот, который придет вам сейчас в голову. Я считаю, что на занятиях музыкой постановкой голоса специально заниматься не надо — самостоятельное пение, бурчание, легкое, свободное — помогает ребенку естественно развивать и укреплять голос: М. Пляцковский, Б.Савельев «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка»), С.Михалков, М. Старокадомский «Веселые путешественники», Ю. Энтин, Г.Гладков «Песенка Бременских музыкантов», М. Пляцковский, Б.Савельев «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда»). Вот почему пение как средство лечения назначают детям с заболеваниями дыхательных путей. После занятий пением дыхание становиться более экономным, а от этого напрямую зависит работоспособность человека.

На музыкальных занятиях музыкальный руководитель БУ «Реабилитационный центр «Гармония» ведет планомерную работу по развитию певческих навыков: распевки, подпевание взрослому, разучивание-осваивание песен детьми в удобном для каждого темпе, пение в хоре и индивидуально, пение под музыку на аудионосителе, под аккомпанемент специалиста (на фортепиано), под аккомпанемент самих детей (игра на детских музыкальных инструментах).

Ритмотерапия.

Танец, мимика, жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перезагрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогает ребенку устанавливать дружеский контакт со сверстниками, а так же дает психотерапевтический эффект.

В процессе музыкальной коррекции в реабилитационном центре дети выполняют упражнения «свободного движения», марши под звучащую музыку и самостоятельную игру на шумовых или ударных детских инструментах, на ритмической разминке дети осваивают простейшие движения, учатся соотносить действие с его названием и самостоятельно совершать движение, танцуют в кругу, парами, индивидуально, по показу, повторяя движения как за педагогом, так и за сверстниками, играют в музыкальные, подвижные, хороводные игры с предметами и без.

Улыбкотерапия.

Очень важна на занятии улыбка самого ребенка. Когда звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке, придвигая его к зубам, заставляя работать передний резонатор, то есть переднюю половину ротовой полости. В результате постоянной тренировки «пение плюс улыбка» мимика лица ребенка с ДЦП становиться намного свежее и отношение ребенка к самому себе окружающих к нему становиться намного теплее и проще.

В музыкальной коррекции и свободной художественно-творческой деятельности детей в нашем учреждении используются театральные этюды и разминки, логоримтические упражнения и пальчиковые игры на поддержание эмоционального состояния. (Приложение 1)

В результате использования элементов здоровье сберегающих технологий на занятиях музыкотерапии у детей инвалидов формируются следующие умения:

                   появляется самоконтроль над движениями, речью;

                   дети начинают согласовывать работу речедвигательного, дыхательного, слухового и зрительного анализаторов с развитием моторных функций;

                   снимается зрительное напряжение и утомление;

                   повышается двигательная активность, звукопроизношение;

                   возрастают показатели двигательной памяти.

Достоинствами применения здоровье сберегающих технологий на занятиях музыкотерапии с детьми инвалидами являются:

  1.              Абсолютная безвредность;
  2.              Легкость и простота применения;
  3.              Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

В процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья стоит поэтапно, планомерно воспитывать и развивать средствами музыкальной коррекции. И если учитывать все эти критерии, то эффект психокоррекционного воздействия на особого ребенка наступит быстрее, чем вы ожидаете, а сам ребенок обязательно станет вашим помощником в достижении поставленных вами целей. (Приложение 2)

 

Приложение 1

«ИГРЫ С ВЕТЕРКОМ»

Конспект занятия в группе с 3–4 лет (ДЦП, ЗППР)

Задачи:

  1.              Формирование носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и вдоха, ритмичного глубокого дыхания
  2.              Координация движений, усвоение понятий «налево», «направо», «вверх», «вниз»
  3.              Развитие мышления, сообразительности, внимания, воспитание терпения, развитие быстроты реакции, повышение эмоционального тонуса.

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку и рассаживаются на стульчики.

— Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наше занятие, давайте поздороваемся»

Упражнение «Здравствуйте» (.Железновы)

Мы с вами сейчас отправимся в гости к ветерку. Помогут нам в этом султанчики.

На столе в вазе стоят султанчики.

Подойдите к столу. Это султанчики. Возьмите каждый по одному султанчику. Давайте тихонько подуем на них. У нас получится маленький ветерок. Скажите, как шумит ветерок?

— Ш-ш-ш.

А теперь давайте сильно подуем на султанчики, покажем сильный ветер.

— Ш-ш-ш (громко)

— А сейчас расскажем стихотворение про ветер, а сопровождать его будем движениями с султанчиками.

Упражнение «Ветер» (муз. «Листья под дождем» (альпийская лютня)


Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше.


— Молодцы, ребята! Смотрите, а вот и поезд подошел. Садитесь скорее, поедем в гости к ветру.

Ритмическое видео-упражнение «Поезд» (/www.youtube.com/watch?v=x3K5eWJEOz4)

— Вот мы и приехали. Остановка «Ветерок». Я предлагаю вам присесть прямо на ковер и посмотреть отрывок из мультфильма «Самый маленький ветерок» на музыку Л. ван Бетховена

Видеоролик «Самый маленький ветерок» (муз Л. ван Бетховена)

Красивая мелодия, правда? Тогда поиграем с ветерком.

Игра «Ветер»

Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу (руки опущены, вдох через нос):

Хочу — налево посвищу (дуют налево),

Могу подуть направо (дуют направо),

Могу подуть вверх — в облака (дуют вверх),

А пока — я тучи разгоню (круговые движения руками).

— Поехали дальше, следующая остановка «Песенка — чудесенка». Давайте для нашего друга Ветерка песенку споем, вашу любимую, какую? (ответы детей)

Песня на выбор детей.

Пора возвращаться домой и я предлагаю вернуться не на поезде а пешком по дорожке.

Игра «Большие ноги»

Большие ноги шли по дороге

Топ — топ — топ,

Маленькие ножки бежали по дорожке

Топ — топ — топ — топ –топ!

— Ну вот мы и вернулись домой. К кому мы ходили в гости? Что вы видели? Чем занимались? Вам понравилось?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

 

Приложение 2

«ПОДСНЕЖНИКИ ДЛЯ МАМЫ»

Праздничная игровая программа дошкольный и младший школьный возраст

Дети входят в зал и усаживаются на стульчики, в зале звучит приятная музыка, песенки про мам и женщин.

ВЕД:Дорогие взрослые! Дорогие дети! Сегодня мы отмечаем женский день 8 Марта! Праздник весны, света, нежности и доброты! Праздник всех женщин на Земле! Желаем всем счастья, здоровья, успехов в воспитании наших ребятишек!

Про этот праздник много есть стихов,

Но поздравлять с ним, право, не устанем

Пусть голоса детей, сливаясь в хор

Поздравят вас, родные наши мамы. Аплодисменты!!!

ИГРА: «Аплодисменты!» (муз. Ю.Слонова)

— Маме мы похлопаем — раз, два, три

— Здоровья пожелаем — раз, два, три

— Будь веселой мамочка — раз, два, три

— Будь со мною мамочка — раз, два, три

— Бабушку поздравим мы — раз, два, три

— Бабушке желаем мы — раз, два, три

— Будем ее слушаться — раз, два, три

— Не болей бабуленька — раз, два, три

ВЕД: Что подарить на праздник маме,

Мы долго думали с друзьями.

Решили вам подарить подснежники — они самые первые весенние цветы.

Подснежники лесные из листьев шепчут нам:

«Раскрылись мы сегодня для наших милых дам».

Давайте посмотрим, где мы будем подснежники собирать.

Все смотрят клип.

Клип «Подснежник» на музыку П. И. Чайковского «Времена года. Апрель»

ВЕД: И отправим за подснежниками в лес — девочку Оленьку. А вот и она.

(в зал вбегает Оленька)

ОЛЕНЬКА: Здравствуйте мамы и бабушки, ребятишки и воспитатели. Я поздравляю вас с праздником. С удовольствием схожу в лес за подснежниками. Конечно зима на улице, но я постараюсь. Может мне повезет. Я скоро. (уходит)

ВЕД: А чтобы Оленьке было легче идти, давайте выполним упражнение

«Мы топаем ногами»

РИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Мы топаем ногами»

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой.

Мы руки поднимаем.

Мы руки опускаем,

Друг другу подаем

И бегаем кругом

(выполняем упражнение по содержанию.) (в зал входит Злюка — Зюзюка)

З.З.: За подснежниками она побежала, еще бы за грибами — на дворе март месяц. Посижу с вами, посмотрю, что получиться у девчонки.

(в зал входит Оленька, в руках у нее корзинка с подарками, которые дети приготовили сами)

ОЛЕНЬКА: А вот и я. Представляете — только я зашла в лес, как тут же наткнулась на корзинку. А там целая гора подснежников. Лесовичок мне сказал, что их в лес притащила милая дама по имени Злюка-Зюзюка. (З.З. выбегает со своего места)

З.З.: Это я милая дама, это я корзину притащила, это я значит подснежники собирала, это я получается к празднику готовилась, это я, я, я???

ВЕД: А что тебе не нравиться. Оленька исправила похоже твою ошибку — вернула нам подарки для мамы, которые мы делали своими руками.

З.З.: Не хочу, чтобы был праздник, не хочу подарков, не хочу, не хочу, не хочу… (топает ногами)

ОЛЕНЬКА: А почему, милая дама? Ведь это и ваш праздник — женский день. И вас поздравлять будут, и вам подарок будет обязательно.

З.З.: Я не умею праздновать, я умею только злиться.

ВЕД: А мы тебя научим. Оставайся с нами.

З.З.: У вас ничего не получиться.

ОЛЕНЬКА: А ты попробуй.

ВЕД:Дружат дети на большой планете,

Любят мам своих взрослые и дети

И песенку для них веселую поют.

ПЕСЕНКА: «Сегодня мамин праздник»

ВЕД: В зале музыка играет,

Танцевать нас приглашает!

А танцевать вместе с мамой.

ТАНЕЦ «Если весело живется»

ОЛЕНЬКА: А еще Злюка Зюзюка мы сейчас вместе с мамами вспомним пословицы и поговорки о маме. (раздать листочки, поговорки читают и мамы и воспитатели)

ПОГОВОРКИ.

                   Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

                   Родная земля — матушка, чужая сторона — мачеха.

                   Птица рада весне, а младенец — матери.

                   Нет милее дружка, чем родная матушка.

                   При солнышке тепло, при матушке добро.

                   На свете все найдешь, кроме отца и матери.

                   Слепой щенок и тот к матери ползет.

                   Маменька родимая — свеча неугасимая.

                   Сердце матери лучше солнца греет.

                   Самое ценное и дорогое на свете — это мать и отец.

З.З.: И это все я хотела испортить. Нет мне прощения. Прогоните меня. Я плохая. Я никому теперь не нужна.

ВЕД: Нет, ты же дама, а настоящая дама может немножко покапризничать.

ОЛЕНЬКА: А тебя мы прощаем.

ВЕД: И даже на танец приглашаем. И не просто танец, а танец — игра «Три — хлопка». Просто повторяй все движения за нашими ребятами.

ТАНЕЦ — ИГРА «Три хлопка» (музыка Е. Кесарева)

ВЕД: А давайте все играть.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: А можно первую игру с нашими милыми женщинами проведу я. Игра называется «Допой частушку». (раздать частушки) Я начну, а вам надо допеть последнюю строчку.

ИГРА: «Допой частушку»

З.З.: А вот вторую игру проведу я, можно?

ОЛЕНЬКА: Да мы не против.

З.З.: Игра называется «Собери полянку»

ИГРА «Собери полянку»

(на большой обруч под музыку дети прикрепляют подснежники по очереди)

ВЕД: Мам своих не огорчайте, бабушек не обижайте!

Будем слушать их всегда, скажем дружно...

ВСЕ. Да, да, да!

ВЕД: Утром встаньте раньше, маме помогите,

И подарок праздничный маме подарите.

(Дети раздают подарки из корзинки)

ВЕД: На этом наш праздник заканчивается. Еще раз праздником всех женщин.

ПЕСНЯ: «Хорошие девчата»

 

Литература:

 

  1.              Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /.- М., 2001.
  2.              Радынова О. П.. «Музыкальное воспитание дошкольников» /.- М., 2009
  3.              О.Слабода. «Исцеление через магию звуков» /. — СПб., Вектор, 2008
  4.              Шушарджан С. «Здоровье по нотам» /. — М., Медицина, 1994
  5.              Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л. А. Барейбойма. — М., 1978
  6.              Е. В. Мартина — Статья на интренет сайте http://forum.schoolpress.ru/article/0/1379
Основные термины (генерируются автоматически): ОЛЕНек, Ребенок, ИГРА, музыка, ВЕДА, мама, милая дама, музыкальная коррекция, реабилитационный центр, Чайковский.


Похожие статьи

Физкультурно-спортивные мероприятия как средство формирования здоровьесбережения и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Физкультурно-спортивные мероприятия как средство формирования здоровьесбережения и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Развитие и социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры в учреждении дополнительного образования

Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе как необходимое условие развития школьников

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как создание условий для успешной социализации

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр

Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе игры

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающая деятельность при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Физкультурно-спортивные мероприятия как средство формирования здоровьесбережения и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Физкультурно-спортивные мероприятия как средство формирования здоровьесбережения и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Развитие и социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры в учреждении дополнительного образования

Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе как необходимое условие развития школьников

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как создание условий для успешной социализации

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр

Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе игры

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающая деятельность при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Задать вопрос