Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду
Автор: Купальная Елена Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 02.10.2015
Статья просмотрена: 4307 раз
Библиографическое описание:
Купальная, Е. В. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду / Е. В. Купальная. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8759/ (дата обращения: 16.12.2024).
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Во всех существующих программах воспитания и обучения в ДОУ ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического и психического развития.
К тому же ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного учреждения определяет как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
Таким образом, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области. Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, рук, лица и т. д., дыхательная гимнастика, гимнастика корректирующая, ортопедическая гимнастика.
Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный массаж.
Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия светом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонопедическая и логопедическая ритмика.
Классификация здоровьесберегающих технологий.
Медико-профилактические технологии:
- организация мониторинга здоровья дошкольников, контроль питания;
- организация профилактических мероприятий в детском сад
- организация контроля требований СанПиНов;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии:
- развитие физических качеств;
- закаливание;
- дыхательная гимнастика;
- массаж и самомассаж;
- профилактика заболеваний.
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий — учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка. Основная задача этих технологий — обеспечение эмоционального комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов и родителей.
Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни и обеспечение валеологической образованности родителей и воспитанников детского сада.
Из всего этого можно выделить цель музыкально-оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыка». Опираясь на современные программы и методики по музыкальному образованию и оздоровлению детей, формулируем следующие задачи:
Оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальности детей, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий:
- развитие специальных музыкальных способностей: координации слуха и голоса, координация движений
- развитие познавательных процессов и личностных новообразований
- обеспечение комфорта детей в различных формах организации НОД и совместной деятельности.
Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей:
- развитие сенсорных и моторных функций
- профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний
Создать музыкальную предметно-развивающую среду с учетом здоровьесберегающей модели организации музыкально-оздоровительной работы.
Содействовать просвещению родителей и педагогов.
Содержание системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду — это организованный процесс, направленный на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Для решения задач по созданию этой системы была разработана модель организации музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, в которой выделении следующие компоненты:
Организация музыкальной здоровьесберегающей среды.
Использование здоровьесберегающих технологий в НОД и совместной деятельности.
Просвещение педагогов и родителей.
В детском саду создана обстановка, обеспечивающая психологический, интеллектуальный и физический комфорт детей, способствующая соблюдению баланса активности и отдыха, коллективной и индивидуальной деятельности.
Таким образом, вся организация музыкальной здоровьесберегающей среды сориентирована на достижение детьми психологического, интеллектуального, физического комфорта.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование следующих музыкально-оздоровительных технологий:
Дыхательная гимнастика. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию.
Начиная работу по формированию правильного дыхания, необходимо обратить внимание на положение корпуса ребенка. Первые дыхательные упражнения должны выполняться лежа (во время вдоха брюшная стенка должна подниматься вверх, при выдохе живот должен втягиваться).
Затем проводится дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха:
- вдох и выдох через нос;
- вдох через нос, выдох через рот;
- вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю;
- вдох через рот, выдох через нос;
- вдох и выдох через рот.
Пальчиковая гимнастика. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ним связанные. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. Талантами нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно развивают и музыкальность, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.
Особое внимание следует уделить упражнениям, выполнение которых регулирует характер музыки «Река и ручейки», где «реку» надо переплывать, а «ручейки» можно перепрыгивать. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями. Таким образом, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата должна быть комплексной. Музыкально — ритмические движения в этом комплексе занимают далеко не последнее место благодаря музыке.
Кинезиологические, валеологические распевки.
Цель распевок — подготовить голосовые связки к пению, развивать звуковысотный и ритмический слух. Несложные тексты, мелодия, состоящие из звуков мажорной гаммы поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат в начале музыкальной деятельности.
Вокалотерапия.Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса — хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств.
- Звук «А-а-а» — стимулирует работу легких, трахеи, гортани, оздоравливает руки и ноги.
- Звук «И-и-и» — активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.
- Звук «У-у-у» — усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха.
- Звук «М-м-м» (с закрытым ртом) снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.
Использование таких пропеваний в музыкальной НОД, как сигнал перед изменением вида деятельности, способствует развитию сосредоточенности и внимания.
Массаж. В музыкально-образовательной деятельности используются различные виды массажа, что существенно помогает активизировать акупунктурные зоны, имеющие оздоровительную направленность. Такие упражнения как «Ежик» (массаж лица), «Мышка» (массаж рук), «Дождь» (массаж спины), «Морковь» (массаж носа), «Рукавицы» (массаж пальцев рук), «Курочки и петушок» (массаж ног), «На границе» (массаж ушей), «Мочалка» (массаж груди). Релаксация. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление более длительным. Необходимо обратить внимание на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия. Релаксацию можно проводить лежа («Звери и птицы спят») или сидя («Устали»). Прием релаксации должен сочетаться с работой по формированию правильного дыхания.
Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьей — это совместные праздники, которые приносят много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. Общее сопереживание сближает, создает радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах. В работе с родителями используются и другие формы: анкетирование, консультации, выставки, беседы.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса:
- Способствует обеспечению устойчивого интереса к музыкальной деятельности;
- Способствует формированию потребности в двигательной активности;
- Способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья;
- Формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепления здоровья детей.
Литература:
1. Арсеньевская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель 2011 г.
2. Кузнецова Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелым нарушением речи. Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2002 г.
3. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М.: Айрис-пресс, 2007 г.