Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении
Автор: Колыганова Марина Валентиновна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 24.02.2014
Статья просмотрена: 488 раз
Библиографическое описание:
Колыганова, М. В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении / М. В. Колыганова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5163/ (дата обращения: 15.11.2024).
Необходимость комплексного подхода в вопросе сохранения и укрепления здоровья ребенка в условиях ДОУ уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей, посещающих детские сады. Врачи и педагоги бьют тревогу: исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза.
Ценностно-социальная модель здоровья подразумевает не только физическое, но и душевное и социальное благополучие личности. Здоровье рассматривается с точки зрения удовлетворения духовных и материальных потребностей человека, способности его реализовывать эти потребности для создания полноценной жизни в социальном, духовно богатом обществе.
Учеными давно доказано, что лучшим средством снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала, например, Н. П. Бехтерева. Известный физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение.
Физическое воспитание традиционно понимается как педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства.
Современное определение физического воспитания значительно шире. Физическое воспитание — это комплекс мер, направленных на:
- своевременное достижение возрастного уровня физического развития детей и развития их двигательных функций;
- соответствующую коэффициенту двигательного развития физическую подготовленность;
- приобщение к традициям и культуре большого спорта;
- овладение физической культурой;
- высокую степень здоровья, позволяющего достигать физического совершенства.
Несмотря на обогащения понятия физического воспитания, его первоочередной задачей было и остается укрепление здоровья детей посредством всестороннего физического развития и закаливания. Все другие задачи образовательного и воспитательного плана решаются в соответствии с состоянием здоровья воспитанников и уровня их физического развития.
Такой подход позволяет рассматривать оздоровительную деятельность и физическое воспитание как целостность. В соответствии с этим подходом принцип оздоровительной направленности физического воспитания становится ведущим.
В последние годы в педагогике крепко закрепился термин «здоровьесберегающие технологии», «здоровьесбережение». Это слово считается искусственно созданным, поэтому для многих до сих пор оно не понятно и не приемлемо. За сложность этого словообразования скрывается простой и очень актуальный смысл. В чем же состоит суть этого педагогического новаторства и новаторство ли это вообще? Может это новое — просто хорошо забытое старое?
Здоровьесберегающая технология — система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий, влияющих на здоровье детей. Главный их признак: использование психо-педагогических приемов, методов и подходов к решению возникающих проблем. Их можно поделить на три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, способствующие предотвращению состоянию переутомления и гиподинамии;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
- учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению ребенка заботе о своем здоровье и формирования культуры здоровья.
Насколько современные педагоги готовы реализовать в педагогическом процессе принципы здоровьесбережения, настолько он будет успешен.
Организационно-педагогические технологии, способствующие предотвращению состоянию переутомления и гиподинамии
Стрейчинг
Характеристика: использовать не ранее, чем после 30 минут после приема пищи. 2 раза в неделю по 30 минут. Со среднего дошкольного возраста. Место проведения — спортивный и музыкальный залы, можно в групповых комнатах. Стрейчинг — это упражнения, направленные на растяжку мышечных тканей. Рекомендуется детям с вялой осанкой, с плоскостопием. Опасаться надо нерациональной нагрузки. Выполняется в сочетании с дыхательными упражнениями.
Упражнение «Дерево». И.п. — ноги вместе. Поднять руки-ветви вверх (вдох), опустить (выдох).
Ритмопластика проводится через 30 минут после приема пищи. Объект — дети среднего дошкольного возраста 2 раза в неделю по 30 минут.Ритмопластика — это движения под музыку, которые развивают чувство ритма. При подборе музыкальных произведений следует обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмеренность возрастным особенностям ребенка.
Динамические паузы проводятся во время занятий от 2–3 минут по мере утомления детей. Рекомендуются для всех возрастных групп с целью профилактики утомления. Могут включать элементы гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики.
Релаксация проводится в любом помещении. В зависимости от состояния детей педагог сам определяет интенсивность данной технологии. Может использовать спокойную классическую музыку, «звуки природы».
Упражнение«Сон». И.п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Дышать ровно через нос, выдох через рот. Закрыть глаза.
Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми
Реализуются на занятиях с художественно-эстетической направленностью. Рекомендуются для всех возрастных групп. Осуществляются по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику.
Пальчиковая гимнастика проводится с младшего дошкольного возраста индивидуально или с подгруппой ежедневно в любое время.
Упражнение «Радужные брызги». Встряхивание кистей рук, имитирующее разбрызгивание воды. При этом дети пытаются «обрызгать» друг друга.
Гимнастика для глаз проводится по 3–5 минут ежедневно в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал или показ педагога.
Упражнение «Жмурки». (ритмично закрывать и открывать глаза).
Для проведения дыхательной гимнастики необходимо обеспечить проветриваемое помещение. Используется в различных формах физкультурных занятий и других формах образовательного процесса. Следует обращать внимание на гигиену дыхательных путей — чистый нос.
Упражнения с протяжными гласными и согласными. Расслабляющие звуки «з-с», «ж-ш». Упражнение «Комарик».
Гимнастика бодрящая проводится после дневного сна ежедневно в течение 5–10 минут. Формы проведения: лежа, обширное умывание, ходьба по массажным дорожкам, легкий бег из спальни в группу с разницей температуры воздуха в помещении.
Упражнения их детской йоги.Упражнение «Котята».
Гимнастика корригирующая Форма проведения зависит от поставленных задач и контингента детей.Упражнения на коррекцию осанки или плоскостопия (сколиоза, лордоза, кифоза, вялой осанки и т.д).
Гимнастика ортопедическая используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорно-двигательного аппарата.Упражнения, направленные на поддержание мышечного тонуса, укрепление мышечного корсета.
Учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению ребенка заботе о своем здоровье и формирования культуры здоровья
Физкультурные занятия
Проблемно-игровые занятия, игротренинги и игротерапия. Используются незаметно для ребенка посредством включения педагога в процесс игровой деятельности в свободное от занятий время.
Коммуникативные игры проводятся со старшего дошкольного возраста 1–2 раза в неделю по 30 минут. Занятия строятся по схеме и состоят из нескольких частей. В них входят: беседы, этюды, игры разной степени подвижности, занятия рисованием и лепки.
Занятия из серии «Здоровье» проводятся 1 раз в неделю по 30 минут со старшего дошкольного возраста. Они включаются в сетку занятий в качестве познавательного развития.
Занятия «Полезная и вредная пища», «Красивая спина», «Ах, ты девочка чумазая…».
Самомассаж проводится сеансами и включатся во все формы физкультурно-оздоровительной работы. Ребенку необходимо объяснить серьезность процедуры и дать ему элементарные знания о самомассаже.
Упражнения «Погреем ладошки», «Лепим ушки», «Заводим машину».
Арттерапия Воздействие искусством. Проводится сеансами по 30 минут. Учитывается непрерывность сеансов. Арттерапию можно начинать со среднего дошкольного возраста. Занятия проводятся по подгруппам 10–13 человек. Результаты занятий регулярно заносятся в протокол занятий.
Технологии музыкального воздействия проводятся 2–4 раза в месяц и используются в качестве вспомогательного средства или как часть других технологий. Они направлены на снятие повышенного эмоционального состояния ребенка.
Упражнение «Нарисуй музыку» (слушая инструментальную музыку, дети передают свои эмоции в рисунке).
Сказкотерапия проводится 2–4 раза в месяц по 30 минут со старшего дошкольного возраста. Используются для психологической, терапевтической и развивающей работы.
Фонетическая ритмика (логоритмика) проводится 2 раза в неделю с младшего дошкольного возраста не раньше, чем через 30 минут после приема пищи (в младших группах — по 15 минут, в старших — по 30 минут).
В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. В Концепции подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психологическое здоровье ребенка.
Необходимым аспектом в решении задачи сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих ДОУ, является формирование у ребенка интереса к своему здоровью. Каждый дошкольник должен иметь представление не только о здоровье, как о некой естественной данности, но и хорошо понимать свое тело, свой организм и его функции; знать, какие внешние факторы являются благоприятными и неблагоприятными для правильного психофизического развития человека.
Определить основные направления комплекса оздоровительных мероприятий, используя современные достижения науки и практики, не так уж сложно. Но дело в том, что каждое направление оздоровительной деятельности уже само по себе является системой мероприятий, на осуществление которой требуется определенное время. Возникает риск перегрузки детей, а перегрузка любого рода (физическая, нервно-психическая, интеллектуальна) ведет к потере здоровья. Поэтому необходимо органически соединить между собой все элементы комплекса, при этом, не усложняя системы, а, напротив, максимально упрощая ее. Только в этом случае она сможет стать «работающей». Это позволит создать рациональную систему мероприятий каждого направления и рассчитать время, необходимое для их проведения. На этой основе можно также осуществить их разумную интеграцию с образовательным процессом, игровой деятельностью детей.
Литература:
1. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. М., 2010.
2. Куликов Л. Б. Психология настроения. СПб., 1998.
3. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Профилактика психоэмоционального напряжения детей. М.,2002.
4. Оптимизация оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. / Под ред. В. Г. Алямовской. Н. Новгород, 2002.
5. Качество дошкольного образования. Сборник материалов Всероссийской конференции. М., 2002.
6. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М., 2002.