Критериальное оценивание на уроках музыки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абзал, Мадихан Мейржанулы. Критериальное оценивание на уроках музыки / Мадихан Мейржанулы Абзал, А. С. Кенжегараева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10.1 (144.1). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40792/ (дата обращения: 19.12.2024).



Президент Н. А. Назарбаев в Послании Народу Казахстана отметил: «Развитая страна в ХХI веке — это активные, образованные и здоровые граждане. Важно дать им современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры. Результатом обучения должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации» [1].

Одной из самых актуальных проблем современного общества является формирование позитивной личности, которая не только может жить в условиях социальных, экономических изменений, но и добиваться положительных результатов в работе. Первостепенные требования к такой личности — это быть творческим, активным, ответственным, грамотным, профессионально образованным. Для соответствия данным требованиям возникает резонный вопрос о необходимости работы в новом направлении касательно оценки знаний учащегося. Один из путей решения данной задачи — это выяснение уровня знаний учащегося по системе критериального оценивания. Самое главное в системе критериального оценивания — это сам процесс обучения, в течение которого ученик, научившись оценивать свои знания, видя достоинства и недостатки своих знаний, понимает в каком направлении развиваться дальше. То есть, здесь оценивается самостоятельная работа и способность к анализированию учащегося. Для оценивания необходимо знать, какой багаж знаний имеется у учащихся и их способности.

Цель внедрения системы критериального оценивания:

- Повышение качества преподавания музыки.

- Привести уровень знаний учащихся в соответстве с международными стандартами.

Задачи критериального оценивания:

- определение уровня подготовки учащегося на каждой стадии урока;

- наблюдение личностного развития учащегося;

- определение ошибок учащегося в процессе обучения.

- убеждение в справедливости индивидуальной оценки учащегося в процессе работ;

- анализирование эффективности программы обучения;

- обеспечение обратной связи учащегося с преподавателем касательно усвоения процесса обучения.

Значимость критериального оценивания:

для преподавателей заключается в:

- формировании критериев, приводящих к качественному результату;

- анализе своей деятельности и получении материалов для будущего планирования;

- улучшении качества методов преподавания;

- планировании курса обучения, с учетом музыкальных особенности учащегося;

- использовании различных методов оценивания.

Для учащихся заключается в:

- получении обратной связи, оценивая себя и других;

- демонстрации собственных знаний, свободном выражении собственных мыслей, развитии критического мышления;

- эффективности критериального оценивания;

- возможности объективной оценки результатов обучения учащегося преподавателем.

- возможности понять и оценить ошибки, сделанные в процессе обучения. [2]

Ниже представлен практический урок по методике преподавания музыки в I четверти для 5 класса «Родина моя!», который соотвествует вышеперечисленным критериям [3].

Тема урока: «Родина моя!»

Цель урока:

Образовательная: в соответствии с программой для 5 класса дать представление учащимся о казахских народных инструментах, исторических песнях и кюях, национальных музыкальных инструментах, мировой музыкальной культуре и произведениях.

Воспитательная: Оттачивая творческие способности учащегося, воспитать патриотичную, образованную и творческую личность с хорошим музыкальным вкусом, высоко ценящую национальную культуру.

Развивающая: Пробудить интерес к творческому поиску, определить репертуар в соответствии с программой при помощи современных ИКТ, дать направление в применении навыков в творчестве.

Профессиональная: Дать теоретические знания учащимся, подготовить будущего специалиста, умело применяющего знания на практике, сформировать будущего профессионала.

Вид урока: Практический урок.

Инновационные технологии, используемые на уроке: технология развивающего обучения, технология развития критического мышления, тенденция критериального оценивания.

Связь спредметами: Педагогика,музыкальная литература,хоровое дирижирование, казахская литература, история, концертейстерский класс.

Наглядные пособия:

Видеопроектор, слайды, музыкальные инструменты, хрестоматии, музыкальный центр, аудиоматериалы.

Ход урока:

  1. Подготовительный этап: Учащиеся здороваются с преподавателем, нацеливают внимание на урок. Определяются цели и задачи урока.
  2. Введение в новый урок: Лекция-консультация. Родина моя!: что такое Родина? Обмен мнениями с учащимися, выслушивание мнений учащихся.

Дать определение темам урока по музыке для 5 класса. I четверть. (демонстрируется слайд).

— Казахская народная музыка;

—Казахские национальные музыкальные инструменты (слайд);

—Казахские исторические песни и кюи;

—Музыка и музыкальные инструменты народов мира (слайд).

III. Основная часть нового урока:

А) прослушивание музыки с помощью музыкального центра.

Народные исторические кюи и кюи народных композиторов.

  1. Народный кюй «Ел айрылған»
  2. Кюй Махамбета Утемисулы «Жумыр кылыш». Исполняет: группа «Ұлытау».
  3. Кюи Курмангазы: «Кишкентай». Исполняет: оркестр.
  4. Дина Нурпеисова «16 жыл».
  5. Нургиса Тлендиев: «Махамбет». Исполняет оркестр.

Б) прослушивание народных песен. Под музыку демонстрируется видеоряд исторических этапов на слайде.

1. Народная песня «Елим-ай»;

2. Народная песня «Ай-хай, заман-ай!»

IV. Практическая часть. Учащиеся с помощью выбора цветных карточек делятся на три команды.

  1. Каждая команда защищает свою тему для I четверти 5 класса с использованием музыкальных материалов, демонстрирует план проведения урока в школе в качестве примера. (Оценивает следующая команда по 3-х бальной системе).
  2. Исполняются произведения из репертуара 5 класса в своем музыкальном сопровождении. (Оценивает следующая команда по 3-х бальной системе)
  3. Работа с раздаточным материалом. Материалы состоят из методических и логических музыкальных вопросов по пройденной и новой теме. В каждом раздаточном листе по 10 вопросов (в случае правильного ответа на все вопросы в течение 3-х минут даются 10 баллов, в случае неправильного ответа на 1–2 вопроса, следующая команда вправе ответить на них и заработать дополнительные баллы)

Например,

Р/с

Найдите ответ

Ответ

1.

Как называется сложный период 1723 года, и название народной песни, вышедшей в связи с этими событиями?

«Актабан шубырынды, Алкаколь сулама» — «Годы Великого бедствия», народная песня «Елим-ай».

V. Контроль знаний, оценка. Итоговая оценка: Учащиеся оценивают себя сами. За оценки даются следующие баллы:

Оценка 5: 15–18 баллов

Оценка 4: 12 -14 баллов

Оценка 3: 9–11 баллов

VI. Рефлексия: закрепить полученные знания, подвести итог. Согласно таблице «Итоговое заключение» следует задать вопросы учащимся:

Какие впечатления от сегодняшнего урока?

В чем особенность команды, заработавшей высший балл?

Что Вы хотите узнать на следующем уроке?

Ожидаемый результат:

Что они знают (теоретические знания)?

- Казахскую народную музыку, казахские народные инструменты, историю возникновения исторических песен, кюев и их значение в обществе.

- Музыку народов мира и их музыкальные инструменты.

- Произведения казахстанских композиторов на патриотическую тему.

- Ознакомились с произведениями, призывающими к патриотизму и дружбе.

Что усвоено (практические знания)?

- Наряду с историей формирования казахской народной музыкальной культуры, усвоено использование.

- Применение профессионального педагогического опыта, полученного в ходе урока.

- Знание народных песен, кюи, произведении композиторов народно-инструментального жанра, использование знании в дальнейшей методической работе.

- Применение патриотических произведений казахстанских композиторов на практических занятиях.

Литература:

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы.
  2. Руководство для специалистов, предоставленное методологическим советом центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»- Астана, 2015 г.
  3. А.Жаймов, Б.Искаков, Ж.Енсепов, Ж.Сарсембенов. Руководство по музыке., — Алматы. «Атамура» 2005 г 152с
  4. А.Жубанов «Замана бұлбұлдары»- Алматы. «Алматыкитап» 2004 г 225с
Основные термины (генерируются автоматически): критериальное оценивание, знание, критическое мышление, народная песня, урок, III, бальная система, Казахская народная музыка, музыкальный центр, Практический урок.


Задать вопрос