Президент Н. А. Назарбаев в Послании Народу Казахстана отметил: «Развитая страна в ХХI веке — это активные, образованные и здоровые граждане. Важно дать им современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры. Результатом обучения должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации» [1].
Одной из самых актуальных проблем современного общества является формирование позитивной личности, которая не только может жить в условиях социальных, экономических изменений, но и добиваться положительных результатов в работе. Первостепенные требования к такой личности — это быть творческим, активным, ответственным, грамотным, профессионально образованным. Для соответствия данным требованиям возникает резонный вопрос о необходимости работы в новом направлении касательно оценки знаний учащегося. Один из путей решения данной задачи — это выяснение уровня знаний учащегося по системе критериального оценивания. Самое главное в системе критериального оценивания — это сам процесс обучения, в течение которого ученик, научившись оценивать свои знания, видя достоинства и недостатки своих знаний, понимает в каком направлении развиваться дальше. То есть, здесь оценивается самостоятельная работа и способность к анализированию учащегося. Для оценивания необходимо знать, какой багаж знаний имеется у учащихся и их способности.
Цель внедрения системы критериального оценивания:
- Повышение качества преподавания музыки.
- Привести уровень знаний учащихся в соответстве с международными стандартами.
Задачи критериального оценивания:
- определение уровня подготовки учащегося на каждой стадии урока;
- наблюдение личностного развития учащегося;
- определение ошибок учащегося в процессе обучения.
- убеждение в справедливости индивидуальной оценки учащегося в процессе работ;
- анализирование эффективности программы обучения;
- обеспечение обратной связи учащегося с преподавателем касательно усвоения процесса обучения.
Значимость критериального оценивания:
для преподавателей заключается в:
- формировании критериев, приводящих к качественному результату;
- анализе своей деятельности и получении материалов для будущего планирования;
- улучшении качества методов преподавания;
- планировании курса обучения, с учетом музыкальных особенности учащегося;
- использовании различных методов оценивания.
Для учащихся заключается в:
- получении обратной связи, оценивая себя и других;
- демонстрации собственных знаний, свободном выражении собственных мыслей, развитии критического мышления;
- эффективности критериального оценивания;
- возможности объективной оценки результатов обучения учащегося преподавателем.
- возможности понять и оценить ошибки, сделанные в процессе обучения. [2]
Ниже представлен практический урок по методике преподавания музыки в I четверти для 5 класса «Родина моя!», который соотвествует вышеперечисленным критериям [3].
Тема урока: «Родина моя!»
Цель урока:
Образовательная: в соответствии с программой для 5 класса дать представление учащимся о казахских народных инструментах, исторических песнях и кюях, национальных музыкальных инструментах, мировой музыкальной культуре и произведениях.
Воспитательная: Оттачивая творческие способности учащегося, воспитать патриотичную, образованную и творческую личность с хорошим музыкальным вкусом, высоко ценящую национальную культуру.
Развивающая: Пробудить интерес к творческому поиску, определить репертуар в соответствии с программой при помощи современных ИКТ, дать направление в применении навыков в творчестве.
Профессиональная: Дать теоретические знания учащимся, подготовить будущего специалиста, умело применяющего знания на практике, сформировать будущего профессионала.
Вид урока: Практический урок.
Инновационные технологии, используемые на уроке: технология развивающего обучения, технология развития критического мышления, тенденция критериального оценивания.
Связь спредметами: Педагогика,музыкальная литература,хоровое дирижирование, казахская литература, история, концертейстерский класс.
Наглядные пособия:
Видеопроектор, слайды, музыкальные инструменты, хрестоматии, музыкальный центр, аудиоматериалы.
Ход урока:
- Подготовительный этап: Учащиеся здороваются с преподавателем, нацеливают внимание на урок. Определяются цели и задачи урока.
- Введение в новый урок: Лекция-консультация. Родина моя!: что такое Родина? Обмен мнениями с учащимися, выслушивание мнений учащихся.
Дать определение темам урока по музыке для 5 класса. I четверть. (демонстрируется слайд).
— Казахская народная музыка;
—Казахские национальные музыкальные инструменты (слайд);
—Казахские исторические песни и кюи;
—Музыка и музыкальные инструменты народов мира (слайд).
III. Основная часть нового урока:
А) прослушивание музыки с помощью музыкального центра.
Народные исторические кюи и кюи народных композиторов.
- Народный кюй «Ел айрылған»
- Кюй Махамбета Утемисулы «Жумыр кылыш». Исполняет: группа «Ұлытау».
- Кюи Курмангазы: «Кишкентай». Исполняет: оркестр.
- Дина Нурпеисова «16 жыл».
- Нургиса Тлендиев: «Махамбет». Исполняет оркестр.
Б) прослушивание народных песен. Под музыку демонстрируется видеоряд исторических этапов на слайде.
1. Народная песня «Елим-ай»;
2. Народная песня «Ай-хай, заман-ай!»
IV. Практическая часть. Учащиеся с помощью выбора цветных карточек делятся на три команды.
- Каждая команда защищает свою тему для I четверти 5 класса с использованием музыкальных материалов, демонстрирует план проведения урока в школе в качестве примера. (Оценивает следующая команда по 3-х бальной системе).
- Исполняются произведения из репертуара 5 класса в своем музыкальном сопровождении. (Оценивает следующая команда по 3-х бальной системе)
- Работа с раздаточным материалом. Материалы состоят из методических и логических музыкальных вопросов по пройденной и новой теме. В каждом раздаточном листе по 10 вопросов (в случае правильного ответа на все вопросы в течение 3-х минут даются 10 баллов, в случае неправильного ответа на 1–2 вопроса, следующая команда вправе ответить на них и заработать дополнительные баллы)
Например,
Р/с |
Найдите ответ |
Ответ |
1. |
Как называется сложный период 1723 года, и название народной песни, вышедшей в связи с этими событиями? |
«Актабан шубырынды, Алкаколь сулама» — «Годы Великого бедствия», народная песня «Елим-ай». |
V. Контроль знаний, оценка. Итоговая оценка: Учащиеся оценивают себя сами. За оценки даются следующие баллы:
Оценка 5: 15–18 баллов
Оценка 4: 12 -14 баллов
Оценка 3: 9–11 баллов
VI. Рефлексия: закрепить полученные знания, подвести итог. Согласно таблице «Итоговое заключение» следует задать вопросы учащимся:
Какие впечатления от сегодняшнего урока? |
В чем особенность команды, заработавшей высший балл? |
Что Вы хотите узнать на следующем уроке? |
Ожидаемый результат:
Что они знают (теоретические знания)?
- Казахскую народную музыку, казахские народные инструменты, историю возникновения исторических песен, кюев и их значение в обществе.
- Музыку народов мира и их музыкальные инструменты.
- Произведения казахстанских композиторов на патриотическую тему.
- Ознакомились с произведениями, призывающими к патриотизму и дружбе.
Что усвоено (практические знания)?
- Наряду с историей формирования казахской народной музыкальной культуры, усвоено использование.
- Применение профессионального педагогического опыта, полученного в ходе урока.
- Знание народных песен, кюи, произведении композиторов народно-инструментального жанра, использование знании в дальнейшей методической работе.
- Применение патриотических произведений казахстанских композиторов на практических занятиях.
Литература:
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы.
- Руководство для специалистов, предоставленное методологическим советом центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»- Астана, 2015 г.
- А.Жаймов, Б.Искаков, Ж.Енсепов, Ж.Сарсембенов. Руководство по музыке., — Алматы. «Атамура» 2005 г 152с
- А.Жубанов «Замана бұлбұлдары»- Алматы. «Алматыкитап» 2004 г 225с