Для любой образовательной системы, в том числе и для учреждения высшего профессионального образования, оценка знаний учащихся является одной из основных и сложных задач.
Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма контроля как тест.
Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет, и за это время накоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая образование.
В последние годы тестирование, как метод оценки знаний, приобретает всё большую популярность. Вместе с традиционными формами тестирования широкое применение получило компьютерное, что соответствует общей концепции модернизации и компьютеризации российской системы образования.
От других методов диагностики тесты отличаются тем, что:
1) Предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.
2) Позволяют проверить знания обучающихся по широкому спектру вопросов.
3) Сокращают временные затраты на проверку знаний.
4) Практически исключают субъективизм преподавателя, как в процессе контроля, так и в процессе оценки [4].
Таким образом, тестирование по своей объективности и скорости получения результата превосходит многие формы контроля.
Исходя из актуальности технологии тестирования и ее уникальности среди других методов оценки знаний, можно определить основные задачи тестирования:
- развитие интереса у студентов к дисциплинам, по которым предполагается тестирование;
- активизация самостоятельной работы студентов во время подготовки к тестированию;
- воспитание сознательности и личной ответственности обучающихся за результаты своей подготовки;
- выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся по тестируемым дисциплинам;
- помощь студентам в определении уровня достигнутых результатов обучения и планирование дальнейшей подготовки;
- помощь преподавателям в оценке индивидуальных результатов обучения и развития обучающихся, расширении спектра контрольно-измерительных материалов, корректировке методики обучения [3].
При подготовке тестов очень важным является выбор типа и вида тестового задания. Наиболее распространенными являются тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных) и тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т. д.).
Составляя тест, необходимо учитывать: цели, в соответствии с которыми проводится тестирование; характер материала, усвоение которого необходимо выявить; возрастные особенности испытуемых.
Как и любая методика оценки знаний, технология тестирования содержит ряд обязательных требований к составлению тестовых материалов: наличие цели, краткость, технологичность, логическая форма высказывания, наличие определенного места для ответов, одинаковость правил оценки ответов, правильность расположения элементов задания, одинаковость инструкции для всех испытуемых, адекватность инструкции форме и содержанию задания [5].
Задание должно быть легко понимаемым, однозначным, по возможности кратким. Без эмпирической проверки задания не могут называться тестовыми. Традиционные вопросы, требующие многословных ответов, не рекомендуется включать в тест.
Чем глубже и полнее отражается в тестовых заданиях содержание учебной дисциплины, которое соответствует материалам прочитанных лекций или рекомендуемых учебников, тем увереннее можно судить о содержательной валидности (что и насколько хорошо тест измеряет), надежности и выборке тестовых заданий, которые и являются показателями качества теста. В тестовые задания необходимо включать основные, значимые положения, которые обучающийся должен знать в результате изучения дисциплины, поэтому, создавать тест, включающий все вопросы дисциплины, не всегда рационально [2, 97–98].
Содержание теста определяется с опорой на ряд педагогических принципов: соответствие содержания теста целям тестирования; определение значимости проверяемых знаний; взаимосвязь содержания и формы, содержательная правильность тестовых заданий; репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста; соответствие содержания теста уровню современного состояния науки; комплексность и сбалансированность содержания теста; системность и вариативность содержания.
Не менее важным является соотношение теоретических и практических заданий в тесте, а также шрифтовое и цветовое выделение вопроса и ответов [1, 56].
Для того чтобы проверить технологию тестирования на практике, были разработаны тестовые материалы для первоначального (входной тест), текущего и итогового измерения уровня знаний студентов 2 курса по дисциплине «История искусств».
Тестовые материалы для проверки первоначальных знаний у обучающихся позволяют выявить степень владения базовыми знаниями, необходимыми для начала обучения, и определить уровень владения новым материалом до начала его изучения в аудитории.
Целью текущего контроля знаний студентов является проверка и систематическая оценка знаний по небольшим единицам учебного материала, выявление пробелов в знаниях по изученным темам и разделам из дисциплины «История искусств». Обычно тестовые материалы текущего контроля содержат задания, расположенные по нарастанию трудности, чтобы выявить первые же проблемы в усвоении учебного материала.
Основная цель итогового тестирования — обеспечение объективной оценки результатов обучения, которая ориентирована на характеристику освоения содержания курса дисциплины «История искусств» или на дифференциацию учащихся. Итоговое тестирование часто проводится внешними структурами и носит характер независимых проверок. Примером независимого итогового тестирования в России является ЕГЭ, тестирование при аттестации школ и т. д.
Проверка результатов выполнения тестовых заданий осуществляется по определенным критериям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1
Критерии проверки тестовых заданий
№ п/п |
Процент правильных ответов |
Оценка |
1 |
91–100 % |
Отлично |
2 |
81–90 % |
Хорошо |
3 |
70–80 % |
Удовлетворительно |
4 |
0–69 % |
Неудовлетворительно |
В определение содержательности и валидности входного, текущего и итогового тестирования по дисциплине «История искусств», а также проверке на практике достижения цели и решения задач технологии тестирования, принимали участие студенты 2 курса в составе 20 человек.
После получения результатов входного тестирования, было выявлено, что 10 % обучающихся не владеют даже базовыми знаниями по дисциплине «История искусств», необходимыми для начала обучения. Они получили оценку «Неудовлетворительно». 30 % обучающихся получили оценку «Удовлетворительно», так как процент данных ими правильных ответов составлял 70–80 %. Самый большой процент обучающихся — 45 % составляют студенты, давшие 81–90 % правильных ответов, тем самым, получив оценку «Хорошо». Оставшиеся студенты — 15 % получили оценку «Отлично», показав наивысшие результаты владениями базовыми знаниями по дисциплине «История искусств» (рисунок 1).
Рис. 1. Результаты входного тестирования
В процессе изучения дисциплины, тем же студентам предложили пройти тест текущего контроля знаний (рисунок 2).
После подведения итогов были выявлены следующие результаты: студентов, не владеющих никаким знаниями по истории искусств не отказалось — 0 %. Однако оценку «Удовлетворительно» получили 30 % обучающихся, как и после проведения входного тестирования. Оценку «Хорошо» получили 50 % студентов, ответив правильно на 81–90 % тестовых заданий. Процент отличников вырос с 15 % до 20 %.
Рис. 2. Результаты текущего тестирования
Закончив изучение дисциплины «История искусств», студенты также прошли тестирование, которое позволило определить уровень освоения курса в целом (рисунок 3).
Рис. 3. Результаты итогового тестирования
Результаты проведения итогового тестирования оказались следующими: Оценку «Неудовлетворительно» получили 0 % обучающихся. 27 % студентов, правильно ответивших на 70–80 % тестовых заданий, получили оценку «Удовлетворительно». На оценку «Хорошо» тест прошли 53 % обучающихся в то время, как процент отличников остался неизменным — 20 %
Таким образом, проверив технологию тестирования на практике, можно сделать вывод, что цели и задачи тестирования были достигнуты: процент студентов, получивших оценку «Неудовлетворительно», снизился до 0 %. Процент обучающихся, получивших оценку «Удовлетворительно», в конечном итоге снизился с 30 % до 27 %. Процент обучающихся с оценкой «Хорошо» вырос на 8 % в то время, как процент отличников увеличился с 15 % до 20 % и после проведения итогового тестирования, остался неизменным.
Отсюда следует, что у студентов возрос интерес к дисциплине «История искусств», увеличилась самостоятельная работа обучающихся во время подготовки к тестированию, с помощью входного, текущего и итогового тестирования были выявлены базовые знания обучающихся по истории искусств, знания в процессе изучения дисциплины, а также знания после полного курса изучения дисциплины. Кроме того, с помощью тестов, была определена дальнейшая подготовка студентов по дисциплине «История искусств».
Исходя из этого, можно сделать вывод, что использование тестов в процессе контроля знаний обучающихся достаточно эффективно при правильном выборе самого конструктора и грамотном построении вопросов.
Кроме того, объективный тестовый контроль в процессе обучения характеризуется большим воспитательным значением, так как он повышает ответственность за выполняемую работу не только обучающихся, но и преподавателя, приучает студентов к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий, формирует у них положительные нравственные качества и создает здоровое общественное мнение. Тестирование позволяет своевременно определить успехи студента, выявить пробелы в знаниях при изучении дисциплины.
Таким образом, тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний с тестированием сравниться не может.
Литература:
1. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования)/ А. Н. Майоров. — М.: «Интеллект-центр», 2001. — 296 с.
2. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие/ М. Б. — М.: Логос, 2002. — 432 с.
3. Задачи тестирования и виды тестов // URL: https://lib.nspu.ru
4. Использование тестов в учебном процессе // URL: http://testobr.narod.ru/3.htm
5. Показатели качества тестов // URL: http://reftrend.ru/131501.html