Проблема толерантности актуальная в современном обществе. Стоит начать с определения толерантности. Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) — или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений [9]. Из вышесказанного выпекает такой термин как «терпимость», под которым понимается коллективное и индивидуальное поведение, заключающееся в не преследовании тех, чей образ мыслей или действий не совпадает с твоим собственным и вызывает чьё-либо неодобрение.
В работах многих исследователей представлены разные авторские подходы к рассмотрению феномена «терпимость»: это — и обуздание страстей посредством воспитания (Сократ), и интеллектуальная самозащита (Платон), и стремление к «золотой середине» (Аристотель), преодоление страданий (Фома Аквинский), соблазнов (Эразм Роттердамский), сострадание (Ж. Ж. Руссо, А. Шопенгауэр), соблюдение мудрой меры равновесия (И. Гете), всеобщий человеческий долг (И. Кант), компромисс с действительностью для достижения своих потребностей и желаний (Х. Плеснер), рефлексия чужого (В. Франкл) [1].
Я. А. Коменский видел в терпимости, взаимное прощение друг другу обид и накопленного вреда, способ прекращения бесчеловечности, вражды, ненависти, раздора [2].
В отечественной литературе так же рассматривается проблема толерантности: по Н. А. Бердяеву, — это уровень нравственной сознательности, Н. К. Рерих трактует терпимость как активную форму взаимодействия, а для Л. Н. Толстого — это смирение, непротивление злу насилием, для Серафима Саровского — умение любить [3].
В первой статье международной декларации сформулировано понятие толерантности как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [4].
В психологической науке «толерантность» рассматривается в нескольких аспектах: толерантность как устойчивость к манипуляции и противостояние влиянию, психологическая устойчивость в деструктивных и подавляющих ситуациях, фрустрационная толерантность. Наиболее емким является понимание толерантности как устойчивости к конфликтам, в отличие от суженной и вызывающей недоразумения интерпретации ее как терпимости [5].
В психологии толерантность — установка либерального принятия моделей поведения, убеждений и ценностей других.
Толерантность рассматривается в тесной взаимосвязи с терпимостью, терпением и смирением. Понятие «толерантность» не имеет единого определения и трактуется по-разному: и как активная форма отношения к миру, и как приспособительная функция организма, и как одна из сторон и мера различаемости, и как нравственная категория, и как терпимость, эмоциональная устойчивость, терпеливость и т. д.
Подростковый возраст — важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли, происходит становление ценностной сферы личности. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире [6].
Система ценностей подростка, основанная на дуализме добра и зла, жестка и бинарна, но именно ее он пытается наложить на окружающий мир. Именно в подростковом возрасте обнаруживается своего рода «зазор» между толерантностью типа «А» и толерантностью типа «Б»: подросток уже не способен к тому типу принятия, которое было характерно для ребенка и еще не способен к тому терпению, которое характерно для взрослого [4].
Н. Л. Сомова выделяет следующие психологические предпосылки развития толерантного сознания [6, C. 57]:
1. Потенциал для развития самосознания и сформированная эго-идентичность. Толерантная личность обладает значительным разрывом между «Я-идеальным» и «Я-реальным» в отличие от интолерантной (у которой «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают).
2. Ответственность. Локус контроля толерантной личности — интернальный (принятие на себя ответственности за события, происходящие с ними). В отличие от этого, интолерантная личность обладает экстернальным локусом контроля, приписывая внешним событиям регулятивную роль в жизни (стремлением во всем обвинять других).
3. Потребность в личной независимости. Обнаружено, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. Такие люди стремятся к личной независимости. У интолерантных людей сильно выражено стремление принадлежать к тем или иным социальным группировкам.
4. Способность к эмпатии. Толерантной личности присуще ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека, воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу. Интолерантные личности в меньшей степени социально чувствительны и менее адекватны в оценках других людей.
5. Открытость новому опыту. Толерантные люди легко воспринимают все новое, проявляют гибкость и готовность к изменениям, склонны к творчеству. Интолерантные личности настороженно относятся к неопределенности, проявляют повышенное стремление к упорядоченности и приветствуют авторитаризм как максимальное проявление социального порядка.
Исследования показывают, что в детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения [2]. Нередко представители других национальностей подвергаются остракизму [7]; известны молодежные группировки, построенные по избирательному принципу и выдвигающие профашистские лозунги. В основе такого рода интолерантного поведения лежит кризисная трансформация идентичности по типу гиперидентичности (этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм), когда сверхпозитивное отношение к собственной группе порождает убежденность в превосходстве над «чужими». В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения по отношению к членам других этнических групп до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей. [8].
В связи с этим особую актуальность приобретают поиски путей, способствующие развитию у подрастающего поколения «перечисленных предпосылок» такого важного феномена, как этническая толерантность; подходы способные еще в подростковом возрасте разработать специальные программы по противодействию данному опасному явлению [4].
Цель исследования — развитие толерантности учащихся подросткового возраста.
Гипотеза исследования: Коррекционно-развивающая программа О. А. Чебыкиной «Воспитание толерантности» адекватна цели нашего исследования и, на наш взгляд, способствует формированию толерантности учащихся 8 класса лицея.
Для исследования толерантности была использована методика «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатов, О. А. Кравцов, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгерова). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека.
Исследование проводилось на базе Лицей-интерната № 1 г. Владимира. В качестве испытуемых выступали учащиеся 8 класса в возрасте 14–15 лет, в количестве 10 девочек и 9 мальчиков.
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:
Индекс толерантности, находящийся в пределах нормы характеризует 60 % (12 чел.) респондентов; у оставшихся 40 % учащихся значение данного показателя находятся выше (20 %,4 чел.) и ниже (20 %,4 чел.) значения нормы в равных долях.
На основе полученных психодиагностических данных, в соответствии с целью работы, была предложена коррекционная программа О. А. Чебыкиной «Воспитание толерантности», направленная на ознакомление учащихся с понятием «толерантность» и с основными чертами толерантной и интолерантной личности, осознание того, что все люди разные.
Данная программа представляет собой блок из трех занятий. В задачи первого занятия входило развитие чувства милосердия на основе примера, формирование бережного чувства счастья, соотношение положительных и отрицательных личностных качеств. Целью второго занятия было создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению). Отдельной задачей стало формирование негативного отношения к любого рода дискриминации. Заключительное занятие было направлено на развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других.
Для оценки эффективности программы О. А. Чебыкиной была проведена повторная диагностика, в результате которой были получены следующие результаты: количество респондентов, чей индекс толерантности находится в пределах нормы составляет 55 % (11 человек), значение показателя выше нормы характерно для 40 % (8 человек), показатели ниже нормы составляют 5 % выборки, то есть один учащийся характеризуется низкой толерантностью.
Таким образом, исследование показало, значимые позитивные сдвиги произошли в уровне толерантности подростков после посещения специальных коррекционных занятий. Количество респондентов, чей индекс толерантности остался в пределах нормы после проведения коррекционной программы, уменьшилось на 1 человека; так же уменьшилось и число респондентов, чьи показатели ниже нормы, на 3 человек; количество испытуемых, чей индекс толерантности выше нормы, увеличилось на 4 человека.
Таким образом, на основе данных повторной диагностики, можно сделать вывод об эффективности программы О. А. Чебыкиной «Воспитание толерантности», а также подтвердить гипотезу о возможности формирования толерантности подростков посредством данной коррекционной программы.
В результате проведенного исследования, нами была доказана гипотеза, а также достигнута цель работы. Мы можем достоверно говорить о том, что в подростковом возрасте представляется возможным формирование толерантности, как терпимости к чужим мнениям и поступкам, способности относиться к ним без раздражения и прекрасным для этого инструментом может выступать коррекционная программа.
Литература:
1. Балабанова Л. М. Судебная патопсихология: вопросы определения нормы и отклонений: монография. — Донецк: Изд–во «Сталкер», 1998. — 429 с.
2. Асмолов Г. А. Мы обречены на толерантность // Семья и школа, 2001. — № 11/12. — С. 32–35.
3. Белякова Я. С. Специфика проявления межличностной толерантности в ситуации конфликтного взаимодействия
4. Гульянова Н. А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха // Вестник МГУ сер.14 Психология.- 2001. — № 3. — С. 68–75.
5. Жданова С. Ю. Отношение к другим в зависимости от отношения к себе // Вестник ЧГПУ сер.8 Начальное образование, 2001. — № 2. — С. 38–43.
6. Сомова Н. Л. Программа психолого–педагогического сопровождения развития социальной толерантности младших подростков // Психология образования: культурно–исторические и социально–правовые аспекты: материалы III Национальной научно–практической конференции.– М.: 2006. — С. 56–58.
7. Ольшанский Д. В. Психология масс. — СПб: Питер, 2001. — 368 с.
8. Солдатова Е.Л Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учебное пособие. — Ростов на/Д.: «Феникс», 2004–384 с.
9. Энциклопедия Кольера. [Электронный ресурс] — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/4363/ТОЛЕРАНТНОСТЬ, свободный (06.05.2014)